Школа как культурно-образовательное пространство – это 17 страница
Концепции образования(от лат. conceptio — понимание, восприятие, система) —
система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в определенных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.
Концепция— система взглядов, определенный способ понимания, трактовки явлений,
процессов, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения; ведущий замысел в структуре теории.
Концепция поэтапного формирования умственных действий—
выдвинутое П.Я. Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В К. п. ф. у. д. выделяется шесть этапов, на к-рых происходят эти изменения. На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения). На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет к-рых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется. Третий этап — формирование действий в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия). Четвертый этап — «громкая социализованная речь», когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, к-рая выступает опорой для становящегося действия. На пятом этапе (формирование действия во «внешней речи про себя») происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи. На заключительном, шестом, этапе речевой процесс «уходит» из сознания, оставляя в нем только конечный результат — предметное содержание действия (см. Интериоризация). На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается». Эта теория широко используется при организации учебного процесса, особенно последовательно она реализуется при обучении младших школьников.
|
|
Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — см. Интерактивное общение.
Копинг(англ. coping) — процесс конструктивного приспособления, в результате к-рого
|
|
человек оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке. Фактором деструктивного К. являются низкая эффективность функционирования блоков личностных и соц. ресурсов: негативная, слабо сформированная Я-концепция, неразвитость восприятия соц. поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, недостаточность когнитивной сферы, относительно высокая чувствительность к отвержению.
Копирайт— охраняемое законом право на издание художественного или к.-н. др.
произведения. На печатных изданиях обозначается значком — ©.
Корпорация(от лат. corporatio — объединение, сообщество) — организованная группа,
характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим соц. общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в К. опосредствуются асоц., а зачастую антисоц. ценностными ориентациями. Для К. характерен групповой эгоизм. Многие асоц. детско-молодежные группы или объединения действуют по принципу К., что делает их противостояние трудно разрушаемым.
|
|
Коррекция(от лат. correctio — исправление, поправка) — исправление недостатков.
Корреляция(от лат. correlatio — соотношение) — взаимное соответствие, взаимосвязь
явлений; вероятностная или статистическая зависимость, не имеющая строго функционального характера. В отличие от функциональной, корреляционная зависимость возникает тогда, когда один из признаков зависит не только от данного второго, но и от ряда случайных факторов или же от наличия условий, от к-рых зависят и тот и др. признаки. К. обычно выражается коэффициентами корреляции Пирсона, Пирмена, Кэнделла и др.
Корчак Януш(Генрик Гольдшмидт) (1878-1942) — польск. педагог-гуманист, всемирно
известный «Детский доктор». В 1912 г. становится директором Дома сирот в Варшаве, к-рым с небольшим перерывом руководит до конца своей жизни. Погибает вместе с воспитанниками в концлагере. Основные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика». Художественные произведения для детей и о детях: «Король Матиуш 1», «Король Матиуш на безлюдном острове», «Когда я снова стану маленьким» и др. В своей пед. деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка. Цель воспитания: полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в «уважении к добру, к красоте, к свободе»; личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. К. считал ребенка полноценным как человека, а детство — самоценным, подлинным, а не предварительным этапом жизни. «Детей нет — есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Отсюда равноценность ребенка и взрослого — право ребенка на уважение, признание за ним права «быть тем, что он есть». К. считал, что необходимо осознать и признать ребенка субъектом воспитания: «Воспитание без участия ребенка в нем не существует». Провозглашал необходимым в работе с детьми точный индивидуальный подход и создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи были положены К. в разработанную им интересную и своеобразную воспитательную систему Дома сирот.
|
|
Космополитизм(от греч. kosmopolites — гражданин мира) — идеологическое течение,
проповедующее отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.
Креативность(от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к
творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта соотносится с К. до определенного предела, и слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психол. характеристик.
Креатура— ставленник влиятельного лица, послушный исполнитель воли своего
покровителя; тот, кто выдвинулся благодаря чьей-л. протекции.
Кретинизм— заболевание, характеризующееся тяжелыми отклонениями в физическом
и психическом развитии в сочетании с нарушением функции щитовидной железы. Для К. характерна умственная отсталость (в большинстве случаев — идиотия) в сочетании с вялостью, заторможенностью; усвоение знаний и навыков больным крайне затруднено и, как правило, не выходит за рамки овладения простейшими навыками самообслуживания и элементарными трудовыми операциями.
Кризисы возрастные(от греч. crisis — поворотный пункт) — условное
наименование переходных этапов от одного возрастного периода к др. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с соц. действительностью. Л.С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — К. в. Психическое развитие происходит в результате смены так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, к-рые актуализируются в К.в. Выготский описал следующиеК.в.:кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период от младенческого возраста; кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства; кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту; кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей «соц. ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности др. Эти противоречия нередко принимают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям. На остроту протекания К. в. оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка. Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис трех лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых. Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К.в.
Кризис трехлетнего возраста— этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей «самости», зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.
Кризисы воспитательного воздействия— трудности, проблемы, возникающие
в воспитательном взаимодействии: кризис деятельности (процесс развития останавливается: слишком все налажено), кризис среды (то, что окружает ребенка, перестает вызывать положительные эмоции), кризис вещей, кризис слов.
Критерий(от греч. kriterion— средство для суждения) — признак, на основании к-рого
производится оценка, определение или классификация чего-л.; мера суждения, оценки к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных явлений в пед. представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.
Кругозор— объем интересов, знаний человека.
Крупская Надежда Константиновна(1869-1939) — советский полит, деятель,
педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Женщина-работница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. К. дала анализ мировому пед. наследию с позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик политехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятельности вожатых с пионерами. Статьи К. по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самообразования школьников интересны и полезны и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах она особенно много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.
Ксенофобия— неприязненное отношение ко всему чужому, необычному,
незнакомому.
Культура(от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание) —
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающим людям, труду, др. людям и общения.
Культура валеологическая — знание человеком своих генетических, физиологических и психол. возможностей, методов и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.
Культура воспитания гуманистическая — уровень воспитания, выстроенного на равноправии, равноценности участников пед. взаимодействия, уважении и доверии между взрослым и ребенком (подростком).
Культура доминирующая— совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, к-рыми руководствуется большинство членов общества и к-рые нельзя игнорировать в процессе обучения и разработки образовательных программ.
Культура жизненного самоопределения— осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Культура интеллектуальная— культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками и оргтехникой, заниматься самообразованием.
Культура информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Формирование К. и. осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включением современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс.
Культура личности — 1. уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2. совокупность соц. компетенций: политические и соц. компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, уважение друг к другу, способность жить с людьми др. культур, языков и религий); компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, несколькими языками; компетенции, связанные с владением новыми информационными технологиями; компетенции, реализующие способность и потребность учиться всю жизнь. К.л. формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании.
Культура личности базовая — совокупность основ познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на к-рую ориентировано содержание образования и воспитания.
Культура массовая — культура, доступная и понятная всем слоям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет актуальность и выходит из моды, но пользуется большой популярностью у молодежи, нередко затрудняя процесс овладения ею подлинным искусством. Поп-культура — сленговое название К. м., китч — ее разновидность.
Культура методологическая учителя— знание методологии педагогики и умение ее применять в пед. деятельности. Логика применения методологии педагогики учителем: осознание целей и задач учебно-воспитательного процесса в конкретной пространственно-временной ситуации; диагностика на основе отбора соответствующих методик и методов уровня готовности детей к выполнению предстоящих задач; проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса на основе полученных результатов; формулировка и творческое решение пед. задач; психол.-пед. и методическая рефлексия (умение объективно и отстраненно проанализировать и оценить свою деятельность, увидеть удачи и ошибки, выйти на уровень осознания и формулирования новых пед. задач).
Культура мышления— степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности.
Культура народная— культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки и т. п. Синоним К. н. — фольклор. Она локализована: связана с традициями данной местности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие. Необходимо учитывать К. н. при отборе содержания образования.
Культура общения— система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.
Культура организационная школы — система отношений, используемая для регулирования поведения пед. коллектива и отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для пед. коллектива данной школы. Культура создается людьми. Это феномен, к-рому учатся. Культура обладает незначительной динамикой. Функции К. о. ш.:определяет стандартные пути решения проблем, способствует снижению неопределенности, когда люди сталкиваются с новыми ситуациями. ТипыК.о.ш.: ориентированная на роли, ориентированная на задачу, ориентированная на человека, ориентированная на власть (силу).
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!