Школа как культурно-образовательное пространство – это 19 страница
Экстерналъность-интернальность(от лат. externus — внешний, internus — внутренний) — предрасположение личности к определенной форме локуса контроля (см. Локус контроля).
Личность руководителя учебно-воспитательного учреждения—
совокупность личностных качеств и свойств, профессионально значимых для руководящей деятельности в образовательных учреждениях. Эталонный образ руководителя в общем виде выглядит следующим образом. Знания и умения: профессиональная компетентность, стремление к внедрению нового, эрудиция, умение работать с информацией. Организаторские качества (что делать, когда, как): умение распределять свое и чужое время и делегировать полномочия; умение стимулировать работу, оперативное решение дел и умение доводить их до конца, умение разбираться в людях и адекватно оценивать их, умение принимать решения и действовать в соответствии с ними. Отношения с подчиненными: умение создать благоприятные отношения в коллективе, простота и такт в общении, чуткость, внимательность к людям, способность доверять другим, умение слушать собеседника, умение ярко и убедительно говорить, критиковать только в необходимых случаях, своевременно и адекватно поощрять сотрудников, поощрять персонал к откровенности и проведению групповых дискуссий. Отношение к новому: не боится нового, информирован о новациях, создает условия для их внедрения, готов к риску. Качества внешнего представительства: представительский внешний вид, умение взаимодействовать с другими организациями, отстаивать интересы коллектива, противостоять внешнему давлению. Уровень и качество принимаемых решений: умение видеть проблему, умение рисковать при принятии решений и принимать на себя ответственность, рациональность принимаемых решений. Экономическая и юридическая компетентность: экономическая и юрид. грамотность, предприимчивость, организация дел с точки зрения их экономических последствий. Нравственно-волевые качества: обязательность, умение держать слово, целеустремленность и последовательность, справедливость, требовательность к себе, честность и порядочность, отсутствие стремления быть во всем совершенством, гуманистическая направленность (внимателен, помогает, сочувствует, поддерживает), пунктуальность, восприимчивость к критике, уравновешенность, умение управлять своим поведением в любой ситуации, настойчивость и энергичность, принципиальность, трудоспособность, чувство юмора.
|
|
Логическая наглядность— речевые формулировки, вынесенные на экран в виде
письменной речи, классификационных схем и схем отношений понятий.
|
|
Логика воспитания— последовательность (алгоритм) осуществления
воспитательного взаимодействия: анализ — изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития; диагностика — выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, обусловливающих формирование его личности; прогноз — целепо-лагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения; проектирование — разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели; организация — формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения; контроль иоценка — выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей.
Логика учебного процесса— последовательность осуществления учебного
процесса: а) выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению; б) восприятие учащимися нового материала из различных источников, приобретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, решение проблем; в) процесс обобщения, осмысления, понимания и формирования научных понятий, усвоение законов науки и т. п.; г) закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на выработку у учащихся умений и навыков; д) применение знаний, умений и навыков; е) анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.
|
|
Логопедия— отрасль психологии и педагогики, изучающая недостатки речи,
принципы и методы их предупреждения и преодоления.
Логотерапия— см. Психотерапия.
Локализация(от лат. localis — местный) — свойственный только определенному
месту, не выходящий за определенные пределы.
Локк Джон(1632-1704) — англ. педагог и философ. Основные труды: «Опыт о
человеческом разуме», «Мысли о воспитании».Считал, что люди становятся тем, что они есть: добрыми или злыми, полезными или нет, благодаря воспитанию. Задача воспитания: воспитание джентльмена, человека, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», отличающегося утонченностью в обращении. Джентльмен должен получить разностороннее физическое, нравственное и умственное воспитание. Воспитываться ребенок должен дома под руководством хорошо подготовленного и немолодого воспитателя. У воспитанника надо вырабатывать характер, развивать волю, воспитывать дисциплину. Главные воспитательные средства: пример, среда, окружение ребенка. Необходимо терпеливо и последовательно формировать у воспитанника должные привычки путем ласкового внушения и напоминания, если дети что-то забывают. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ребенка проявить послушание. Обширна образовательная программа джентльмена: чтение, письмо, рисование, родной язык, фр. и лат., но последний только тем, кому он понадобится в будущем, география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, этика, история и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничье, парфюмерное дело, лакирование и гравирование), верховая езда и танцы. Все передаваемые знания должны носит практикоориентированный характер. Труд включен в систему образования юного буржуа для того, чтобы заложить основы понимания производства, что полезно будущему предпринимателю, и как средство предупреждения праздности. Кроме того, труд на свежем воздухе полезен для здоровья. Иную систему воспитания предусматривал Л. для детей рабочего люда, для к-рых надо создавать школы в каждом приходе, где они будут обучаться с 3 до 14 лет, отрабатывая своим трудом расходы на обучение и содержание. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII-XIX вв.
|
|
Локус контроля— личное качество, характеризующее склонность человека
приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный локус). Понятие предложено амер. психологом Д. Роттером. Л. к. является устойчивым свойством личности, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Л.к. создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л.к. и др. личностными характеристиками. Люди, обладающие внутренним Л.к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л.к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально доказано, что внутренний Л.к. является социально одобряемой ценностью. Идеальному «Я» всегда приписывается внутренний Л.к. Воспитатели, ориентированные на совместное творчество с воспитанниками, чаще интернальны, т. е. склонны верить в могущество своих усилий. Интернал — тип личности, в случае неудачи предпочитающий обвинять в ней себя, а не др. людей или окружающие обстоятельства. Для И. характерно умение вызывать доверие у людей, быстро находить контакты с ними, особо чувствительны к тому, как их оценивают партнеры по взаимодействию. И. чаще достигают успеха в творческой профессиональной деятельности; они менее агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Желательный в профессиональном плане тип личности для пед. деятельности.
Ломоносов Михайло Васильевич(1711-1765) — великий русский ученый-
естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история». «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Л. был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета. Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами к-рого д.б. высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине. Разработал впервые в России пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье. Был сторонником принципа природосо-образности: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей. Связывал формирование человека с конкретными соц.-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действии в уме нашем...»; «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др. Отводил большую роль воспитанию: «...молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др. Разработал пед. условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).
Любовь— напряженная потребность в конкретном человеке, влечение к нему,
страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным, «переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости» (В. Франкл). «Любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования данного человека для другого» (СЛ. Рубинштейн). Интимное глубокое чувство, устремленность на др. личность. Л. включает в себя два аспекта:психол. и физический (сексуальный). Содержанием Л. является самоотверженность, самоотдача, духовное взаимопроникновение. Существует биологическая основа любви (половое влечение, инстинкт продолжения рода) и соц. (общественные связи, эстетические и нравственные переживания двух людей, стремление к интимной дружбе и др.). Л. не скована даже нравственными оценками и этим отличается от дружбы. Исследования онтогенеза и функций Л. показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в Л. приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства Л. с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания — обе эти группы являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего поведения. Воспитание способности любить — одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.
Любовь к детям— 1. положительное эмоциональное отношение к ним и специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, выработке самостоятельной системы жизненных ценностей и отношений; 2. одно из важнейших свойств человека, избирающего пед. деятельность.
Любовь сиблинговая — тесная эмоциональная привязанность, возникающая между братьями и сестрами; любовь братьев и сестер.
Любознательность— склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
Любопытство — ситуативный интерес к чему-либо.
М
Магистр(от лат. magister — начальник, учитель) — академическая степень, присваемая
в высших учебных заведениях ряда стран. В средние века в Западной Европе М. были преподаватели «семи свободных искусств», а впоследствии — выпускники философских факультетов университетов. В некоторых странах и в настоящее время присуждается степень М. после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты диссертации. В отечественной системе образования подобная степень впервые появилась в XIX в. По «Положению о производстве в ученые степени» в России вводилось четыре ученые степени: действительный студент (бакалавр), кандидат, М. и доктор. Студент, закончивший полный курс обучения и получивший аттестат, становился бакалавром. Если он представлял письменное сочинение (аналог современной дипломной работы), то становился кандидатом для получения степени М. Но чтобы стать кандидатом, ему необходимо было проучиться еще год и сдать специальный кандидатский экзамен. Защищать работу было не обязательно. М. становился кандидат, имеющий «полные сведения о преподаваемой науке и способный передать знания другим». В современном понимании — молодой преподаватель, ассистент. В советский период степени М. не существовало. Вновь этот термин в отечественном высшем образовании появился в 90-х годах XX в. Делается попытка введения западной системы подготовки специалистов через систему бакалавриата и магистратуры, но в иной интерпретации — как ступени получения высшего образования. Современный М. после окончания вуза сразу, или через какое-то время, заканчивает магистратуру (1-2 г.), что дает ему право преподавания в вузе.
Макаренко Антон Семенович(1888-1939) — советский педагог. Основные работы:
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др. М. осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей беспризорников. Считал педагогику самой сложной и диалектической наукой. Выступал с критикой мелкобуржуазной теории воспитания, ориентированной, по его мнению, на авторитарность и анархизм. В своей работе руководствовался принципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека. В своей воспитательной системе М. сумел соединить обучение и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного воспитания. Разработал принципы воспитания в коллективе: воспитание в коллективе, через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания: состав семьи и его влияние на воспитание детей, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предлагал не выделять из общей системы воспитания гражданина.
Малая группа— немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), к-рые
объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Организация коллективно-групповой работы в рамках классно-урочной системы как раз и ориентирована на работу в М.г.
Мангеймская школьная система— система дифференцированного обучения,
возникшая в начале XX в. для народных школ в Германии. Состояла из4-х видов классов:для детей со средними способностями; для малоспособных — классы развития; для умственно отсталых — вспомогательные классы; переходные классы иностранных языков для наболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях. В настоящее время, не повторяя М.ш.с, дифференциация обучения по классам получает широкое распространение.
Манеры— внешние формы поведения человека, получающие положительную или
отрицательную оценку окружающих.
Манипулирование(от лат. manipulus — пригоршня, горсть) — система способов
идеологического и соц.-психол. воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам и зачастую неосознаваемое ими.
Маргиналы(от лат. marginalis — находящийся на краю) — личности, занимающие
промежуточное положение между разными соц. институтами, группами, слоями, потерявшие признаки принадлежности к конкретному из них. Понятие введено Р. Парком. Человек выпадает из своей соц. группы по разным причинам: движение по соц. лестнице (вверх или вниз), сознательный отказ от ценностей своей группы и отход от нее и др.
Маргинальность подростковая — пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых. Ни одним из этих миров подростки не принимаются как полноправные участники. Противоречивость предъявляемых к ним требований и ожиданий приводит к возникновению конфликтных по своему соц. содержанию форм поведения.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!