Намнам акари бахудха ниджа-сарва шактис



Татрарпита нийамитах смаране на калах

Этадриши тава крипа бхагаван мамапи

Дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

намнам - из святых имен Господа; акари - проявились; бахудха - различные; ниджа-сарва-шактис - виды Его личной энергии; татра - в том; арпита - даре; нийамитах - ограничений; смаране - в памятовании; на - нет; калах -учитывая время; этадриши - так велика; тава - Твоя; крипа - милость; бхагаван - О Господь; мама - Мое; апи - хотя; дурдаивам - несчастье; идришам - таково; иха - к нему (к святому имени); аджани - возникает; на - никакой; анурагах - привязанности.

 

Перевод

 

О мой Господь, о Верховная Личность Бога, в твоих именах - все счастье живых существ, и поэтому Ты распространил себя во множестве имен, таких, как Кришна и Говинда. Ты вложил в них все свои энергии, и для того, чтобы хранить их в памяти, не нужно следовать каким бы то ни было сложным и строгим правилам. Мой дорогой Господь, хотя ты и пролил на падших обусловленных душ огромную милость, великодушно дав им свои святые имена, тем не менее мне настолько не везет, что у меня нет привязанности к воспеванию, потому что я совершаю при этом оскорбления.

 

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

 

"О Господь, по своей беспричинной милости Ты явил свои бесчисленные имена и наделил их своими трансцендентными энергиями. Ты не установил никаких жестких правил для их воспевания и памятования о них. Также никому не запрещено их воспевать или повторять в уме даже за едой, или полулежа, или во сне. Но я настолько несчастен, что не имею привязанности к Твоим именам."

 

Две категории святых имен

 

Слово баху ("много") указывает на две категории святых имен Господа: основные и второстепенные. В число основных входят такие имена, как Кришна, Радха-рамана и Гопиджана-валлабха. В них передано настроение супружеской любви к Господу. Такие имена, как Рама, Васудева, Нарасимха и т. д. выражают почтительное умонастроение перед Его могуществом. Брахма, Сверхдуша (параматма) и другие - это Его второстепенные имена. Они неполны, отделены и частичны. Основные имена Господа не отличаются от Него и наделены всеми Его энергиями, а второстепенные лишь отчасти обладают Его могуществом.

 

Причина материальных страданий

 

Отвернувшись от Господа, духовная душа обрекает себя на самое большое несчастье - она становится узницей иллюзорного и эфемерного царства майи. Все это происходит в силу ее нежелания служить Шри Кришне. Анйабхилашита, или материальные желания, а также карма и джнана приводят духовную душу к различным уровням физических наслаждений, сбивая ее таким образом с толку и заставляя забыть о своей духовной природе, или сварупе. Вследствие этого душу затягивает целый водоворот страданий. Очарованная похотливыми желаниями, душа становится пьяной от наслаждений, которые она получает с помощью своих органов чувств, а также она жаждет райских наслаждений за свои благочестивые поступки. Колеблясь таким образом между бхогой и тйагой, то есть то потакая своим слабостям, то впадая в отречение, душа ищет облегчения своим страданиям в погружении в брахман, который лишен какого-либо разнообразия.

Служение Кришне - это вечная обязанность души, но эта ее естественная природа скрыта под тремя видами материального осквернения, вследствие чего душа постепенно становится все менее и менее счастлива. Ее поглощает мирская деятельность, связанная с религиозностью, накоплением богатств и наслаждением органов чувств. Или же она разочарована, поскольку не получает никакого удовлетворения от своих нечестивых и безнравственных поступков. Став таким образом бесчестным преступником, человек совершает намапарадхи при попытках воспевать святое имя. Воспевать имя Кришны чисто он не в состоянии, его воспевание оскорбительно, потому что иначе на этом этапе и не может быть.

 

Святое имя как средство избавления от материальных страданий

 

Со страхом взирая на свое неясное будущее и будучи не в силах обрести покой, духовная душа все же борется за то, чтобы его достичь, но уже не позволяет при этом похотливым желаниям изводить себя. Она начинает воспевать святые имена, но, к сожалению, не знает при этом и не обращает внимания на то, что она состоит в вечных взаимоотношениях с Верховным Господом и Его разнообразными энергиями. И хотя воспевание на этой стадии еще не чисто, тем не менее, начало положено: душа повторяет "тень имени", намабхасу. Ее воспевание просто похоже на чистую наму. Намабхаса позволяет разорвать мирские узы и освободиться таким образом от материальной концепции жизни, после чего душа становится достойной заниматься трансцендентным преданным служением Верховному Господу. С помощью чистого воспевания освобожденные души, которые находятся на высоком уровне и не подвержены атакам майи, достигают беспримесной любви к Кришне. Видя, сколь несчастны обусловленные души, Шри Чайтанья Махапрабху снизошел в этот мир, неся с собой трансцендентное воспевание святого имени Господа. Но, давая им наставления относительно воспевания святого имени, Он увидел, что у обусловленных душ нет к этому никакого интереса. Но, несмотря на весь ужас такого положения, мы видим, что Господь всегда и везде готов по своей беспричинной милости оказать нам помощь.

 

Как воспевать без оскорблений

 

Действительно, способ вырваться из цепких клешней намапарадхи существует. Нужно распознать и обратить свое внимание на эти оскорбления и затем, тщательно избегая их совершения, постоянно воспевать святое имя. Это единственный способ избавиться от намапарадхи. С помощью намабхасы человек поднимается до освобождения, мукти, и становится независим от материи и неподвержен ее влиянию, после чего он сможет чисто воспевать святое имя. Все эти возможности, предоставленные нам Верховным Господом, говорят о том, что Он всегда будет проливать на нас поток своего безграничного сострадания. Просто повторение основных имен Бога приносит всему человечеству высочайшее и, в действительности, единственное благословение.

 

Свобода от любых страданий

 

Во время борьбы за каплю мимолетного счастья джива вдруг обнаруживает, что вступила в схватку со строгими законами природы, а также с неумолимым временем. Но по своей беспричинной милости Господь устраняет все непреодолимые препятствия с пути тех, кто повторяет святые имена. В "Чайтанья Бхагавате" (Мадхйа 28.28) мы находим следующее утверждение:

"Никогда не забывай повторять святое имя, даже когда ты спишь, ешь или в тот момент, когда ты просыпаешься."

И еще там же, в другом месте (Мадхйа 23.78):

"Строгих и трудновыполнимых правил для воспевания нет, поэтому воспевай постоянно."

Точно такое наставление повторяется в "Чайтанья-чаритамрите" (Антйа 20.18):

"Независимо от места и времени, любой, кто повторяет святое имя, даже за едой или во сне, обретает все совершенства."

Цитаты и примечания из "Шри Бхаджанарахасйи" Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Высказывания Господа Чайтаньи подтверждаются следующими стихами из различных писаний.

 

Ниджа-сарва-шактих-татра арпита

 

Из "Сканда Пураны":

дана-врата-тапас-тиртха-кшетради-нанса йах стхитах шактайодевам-хатам сарва папа харах шубхах раджа-суйа-ашвамедханам джнана-сйадхйа-атма-вастунах акришйа харина сарвах стхапитах свешу намасу на деша-кала-нийамо на шауча-ашшауча нирнайах парам самкиртанад эварамараметимуэйате

"Господь собрал вместе все добродетели, уничтожающие последствия греховной жизни, - благочестивые поступки, благотворительность, строгие обеты, паломничества, жертвоприношения ашвамедха и раджасуйа, а также знание об Абсолюте - и вложил их в свое святое имя, сделав его таким образом поистине всемогущим."

Также в "Ваишванара-самхите" говорится:

"При воспевании святого имени не нужно учитывать время и степень чистоты. Чтобы освободить дживу из материального рабства, достаточно просто повторять Рама, Рама."

 

Дурдаивам-идришам иха-аджани-на анурага

 

В "Шримад-Бхагаватам" (3.9.3) сказано:

даивенате хата-дхийо бхаватах прасангат сарвашубхопашаманад вимукхендрийа йе курванти кама-шукха-леша-лавайа дина лобхабхибхута-манасо 'кушалани шашват

"О, мой Господь! Люди, лишенные возможности слушать и рассказывать о Твоих трансцендентных деяниях, которые благотворны во всех отношениях, полностью лишены также и здравого смысла. Все, что они имеют, занимаясь своими дурными поступками, - это возможность доставлять себе мизерные наслаждения с помощью органов чувств."

 

Шлока третья

 

Тринад апи суничена

Тарор ива сахишнуна

Аманина манадена

Киртанийах сада харих

 

тринад апи - растоптанной травы; суничена - будучи ниже; тарох - дерево; ива - как; сахишнуна - будучи терпеливым; аманина - не раздуваясь от ложной гордости; манадена - оказывая почтение каждому; киртанийах - должно воспеваться; сада - всегда; харих - святое имя Господа.

 

Перевод

 

Считая себя ниже травы, будучи терпеливее дерева, не ожидая никаких почестей, но всегда будучи готовым выразить глубокое уважение другим, можно всегда с легкостью воспевать святое имя Господа.

 

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

 

Независимо от того, пребывает ли живое существо вечно в духовном небе или же оно попало на время в этот материальный мир, его вечная дхарма состоит в том, чтобы повторять святые имена Верховного Господа, потому что по своей природе оно является вечной служанкой Господа Кришны. Нет ничего столь же благотворного во всех отношениях, как повторение святого имени. Воспевание приносит благо как тому, кто им занимается, так и другим.

 

Как избежать намапарадхи

 

Шри Чайтанья Махапрабху произнес эту шлоку с единственной целью: сосредоточить наше внимание на том, как избежать намапарадхи и намабхасы при воспевании. Человеку никогда не понять все ничтожество своего положения, если он отворачивает свой рассудок от Кришны и одурманивает его физическими наслаждениями. До тех пор, пока он будет пытаться наслаждаться, ему никогда не понять всю свою незначительность и также не стать терпеливым. У него не будет ни малейшего желания отбросить свое ложное эго и ложную гордость. Закоренелый материалист даже не то, что не хочет - он просто не может признать в ком-то равного себе. С другой стороны, вайшнав, который от имени Господа приходит в экстаз, считает себя ниже травинки и более терпелив, чем дерево, абсолютно не стремится получить какие-либо почести, более того, он даже не хочет их получать, но всегда готов оказать их другим. Только такая возвышенная душа достойна того, чтобы воспевать постоянно. Если такие возвышенные души восхваляют гуру и старших вайшнавов или поклоняются им, то они делают это из-за манады. Наставляя же своих учеников и садхак в воспевании, они вдохновляют их словами своей признательности. В этом случае проявляется присущее им качество аманина - отсутствие стремления к ответным почестям и восхвалениям.

 

Величие смирения

 

Чистый преданный понимает, что эти слова похвалы - не просто мирские почести, а признание духовных качеств, поэтому если кто-то по своей глупости примет это за мирскую похвалу, преданный стерпит брань в свой адрес, выказывая при этом большую снисходительность. Такова природа преданного. Чистый вайшнав, воспевающий без оскорблений, считает себя ниже соломинки на улице, по которой постоянно топчутся прохожие. Настоящий святой никогда не считает себя вайшнавом и никогда не скажет, что он гуру. В силу своей скромности он считает себя самой падшей душой и учеником каждого. Он не ведет себя надменно по отношению к другим, потому что знает, что внутри каждого атома и каждой бесконечно малой души живет Господь Кришна. Ему ничего не нужно, и он ни о чем не просит у других. И если со стороны других он встречает зависть и злобу, то он никогда не платит им той же монетой, а напротив, молится об их благополучии.

 

Вера чистого преданного в своего гуру

 

Преданный, воспевающий без оскорблений, никогда не перестанет заниматься тем видом преданного служения, о котором наставлял его гуру. Также он никогда не будет выдумывать какой-нибудь свой новый метод, заменив маха-мантру своим изобретением. Если вайшнав проповедует о славе святого имени и пишет книги, то сомневаться или оспаривать его смирение не приходится, потому что он строго придерживается наставлений своего гуру. Если же человек хочет, чтобы другие поклонялись ему и начинает показывать, какой он скромный и смиренный, то он просто обманщик, и его смирение немногого стоит. Маха-бхагавата, постоянно воспевающий святые имена, никогда не будет пытаться извлечь для себя какую-то выгоду из материального мира, потому что он видит в нем самые разнообразные возможности для служения Господу Кришне, Его преданным и спутникам. Он не считает, что этот мир создан для того, чтобы им наслаждаться и ему никогда не придет в голову мысль прекратить повторять махамантру, хоть он и добился в воспевании больших успехов. Такой преданный прекрасно понимает, что если он начнет считать себя духовным учителем вайшнавов, то его смирению придет конец.

 

Наставления Господа Чайтаньи

 

Совершенно очевидно, что человек будет гоняться за материальными целями, если на наставления Господа Чайтаньи он не обращает никакого внимания. Он забывает о своей духовной природе, поскольку хочет лишь одного - наслаждать свои органы чувств. Он жаждет, чтобы его признали великим вайшнавом и считали его своим гуру, но такой оскорбитель никогда не сможет повторять святое имя. Более того, если кто-то другой, будучи искренним и преданным учеником, начнет слушать такого человека, то он также будет недостоин слушать и повторять чистое святое имя.

 

Цитаты и примечания из "Шри Бхаджанарахасйи" Шрилы Бхактивиноды Тхакура

 

Киртанийах сада харих

 

В других шоках из писаний говорится:

В "Шримад-Бхагаватам" (2.1.11):

этан нирвидйамананам иччхатам акуто-бхайам йогинам нрипа нирнитам харер наманукиртанам

"О царь, каждый сможет наверняка и безо всякого страха добиться успеха в своей деятельности, будь это человек, свободный от всех материальных желаний, опьяненный материальными наслаждениями, или же нашедший удовлетворение в трансцендентном знании, если будет постоянно повторять святое имя Господа так, как этому учат великие авторитеты”.

Также в "Мукундамале" (37) говорится:

идам шарирам шата-сандхи-джарджджарам пататй авашйам паринам-пешалам кимаусадхим приччхаси мудха дурмате нирамайам кришна-расайанам пиба

"О, глупый негодяй! Это тело постоянно меняется, он подвержено бесчисленным привязанностям и болезням, и смерть его неизбежна. Что ты предпринял против этого? Тебе нужно просто принять лекарство, которое излечивает от всех болезней - имя Кришны."

 

Шлока четвертая

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!