Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 21 страница



 

Отказ от пути Вед, смрити, Пуран и Панчаратр лишь порождает беспокойства

Именно поэтому в «Шри Нарада-панчаратре» говорится:

шрути-смрити-пуранади- панчаратра-видхим вина аикантики харер бхактир утпатаяива калпате

«Преданное служение Господу, не придерживающееся авторитетных ведических книг, например Упанишад, Пуран и «Нарада-панчаратры», лишь понапрасну беспокоит общество». Когда правила и предписания Вед оказываются неподходящими в силу различия во времени, месте и обстоятельствах, тогда на помощь приходят тантры, положительно соотносящиеся с Ведами или их разделами и называемые Панчаратрами. Писания Панчаратры изошли из уст Шри Нараяны для того, чтобы сохранить в целости ведические поучения и заполнить пустоту, возникшую из-за трудностей в правильном применении принципов вар-нашрамы, которые описаны в Грихьях в соответствии с ведическими наставлениями. Ведический метод, не прибегающий к помощи Панчаратр, обычно сталкивается с трудностями. Любая система, которая противоречит Панчаратрам, но принимается к следованию под видом ведических наставлений, чем вызывает к жизни искаженную форму поклонения Господу Вишну, лишь порождает беспокойство в обществе.

 

Преданность обретающемуся за пределами мира чувственных наслаждений и освобождения

Всевышнему выше, чем религиозная деятельность стремящихся к чувственному наслаждению карми

и жаждущих освобождения гьяни

Из-за влияния времени правила и предписания Грихий или ведические наставления не исполняются с должным тщанием. «Панчаратру» Шандильи, которую, к слову сказать, Шри Шанкарачарья ошибочно толковал как противоречащую Ведам, «Шри Махабхарата» в незапамятные времена прославила именно за соответствие Ведам. Деятельность, которую самодовольные корыстные труженики считают ведической, — всего лишь материальное наслаждение, которое, по мнению последователей Панчаратр, идет вразрез с преданным служением Вишну. Попадая в руки карми, ведические книги приносят им забвение Бога, тогда как в руках последователей Панчаратр те же ведические книги превращаются в основу поклонения Господу Хари. Корыстная деятельность, основанная на материальном наслаждении, имперсональное знание, основанное на отречении, и поклонение Господу, основанное на служении, которое стоит над материальным наслаждением и разного рода измышлениями, приносят своим приверженцам три различных результата. Хотя все три вышеупомянутые категории людей стараются следовать ведическим наставлениям, они все же весьма отличаются друг от друга. Поэтому, если мы решим поспорить о ведических поучениях и системах варнашрамы, которые в ходу у этих трех человеческих сообществ — карми, гъяни и бхакт, — мы вряд ли придем к какому-нибудь заключению.

В дальнейшем мы будем постепенно объяснять правила и условия прохождения грихъя-самскар, утвержденных ведическими наставлениями «Махабхараты», Сатвата-сам-хит, «Шримад-бхагаватам» и Панчаратрами (Еженедельник «Гаудия», т. 1,ч. 19).

 

ТРЕТЬЕ РОЖДЕНИЕ

 

Существует три вида рождения — гиаукра, савитра и дайкша

Хотя некоторым выражение «третье рождение» может показаться новым и необычным, в Писаниях можно найти множество упоминаний об этом виде рождения. Изучавшие «Ману-самхиту» Бхаргавии должны были встретить следующий стих во второй главе: матур агре 'дхи-джана-нам двитиям маунджибандхане — «в первый раз брахман рождается у матери (шаукра-джанма, рождение из семени), а во второй раз — получая священный шнур (савитра-джанма)». Когда же дваждырожденный получает духовное посвящение в форме слушания Вед (о взаимоотношениях человека и Бога) во время огненного жертвоприношения, это называется «третьим рождением». Первое рождение — рождение от отца и матери. Пройдя должным образом очистительные обряды, человек принимает второе рождение — от отца в форме ачаръи и матери в форме Гаятри. Когда же дваждырожденный становится достоин служить Всевышнему Господу, он получает третье рождение от отца в образе духовного учителя и матери в образе мантр, передаваемых ему во время посвящения. Эти три вида рождения составляют восходящий путь — рождение тела, рождение ума и духовное рождение. Они описаны в «Шри-мад-Бхагаватам» как рождения шаукра, савитра и дайкша. В «Шримад-Бхагаватам» (43110) говорится следующее: ким джанмабхис трибхир веха шаукра-савитра-ягъяикаих

— «цивилизованный человек рождается трижды. Первое рождение — это рождение от очищенных отца и матери, оно называется рождением из семени. Следующее рождение происходит, когда человек получает посвящение у духовного учителя, и это рождение называется савитра. Третье рождение, называемое ягъика, происходит, когда человеку предоставляется возможность служить Господу Вишну». Кроме того, в «Шримад-Бхагаватам» (10.2340) говорится: дхиг джанма нас три-врид ят тад дхиг вратам дхиг баху-гъятам — «Проклятье нашему тройному рождению, нашему обету безбрачия и нашей обширной учености!» Комментируя этот стих, Шридхара Свамипада писал: триврит шаукрам савитрам даикшам ити тригунитам джанма. шукра-самбандхи-джанма вишуддха-мата-пит-рибхъям утпаттих. савитръям упанаянена ягъяикам дикшая — «Есть три вида рождения — шаукра, савитра и дайкша, — они различаются своим качеством. Шаукра-джанма — это рождение от чистых отца и матери, савит-ра-джанма — рождение во время получения священного шнура, а дайкша-джанма — это духовное посвящение перед жертвенным огнем».

 

Качества потомственных брахманов и примеры тех, кто так или иначе стали брахманами

Любой, кто может проследить свою генеалогическую линию до Господа Брахмы без разрывов в династической цепи, кто может подтвердить, что все его предки должным образом прошли все десять очистительных обрядов, кто может доказать, что в его семье никогда не было межкастовых браков и что перед каждой беременностью каждой женщины в его династии были проведены все необходимые самскары, — является потомственным брахманом. Утверждение Вед: ашта-варшам брахманам упанайита — «мальчика-брахмана нужно привести качаръе для получения священного шнура в возрасте восьми лет», — и утверждение смрити: гарбхаштаме 'бде курвита брахманасйо-панаянам — «брахман должен получать священный шнур в возрасте восьми лет» относится только к вышеописанным брахманам, а не к сыновьям тех брахманов, которые считаются таковыми лишь на протяжении нескольких поколений. Другими словами, оно не относится к тем, в чьих семьях совершались межкастовые браки, чьи родители совершали гарбхадхана-самскару только один раз или кто проходил самскары неправильно и несовершенным образом. Под «брахманами в нескольких поколениях» подразумеваются либо потомки тех, кто родился в семьях других варн, но доказал, что достоин называться брахманом, либо те, кто был удостоен звания брахмана в соответствии с правилами, упомянутыми в ведических книгах. Например, гаргъя-брахманы — это потомки Шини, сына Гарги; маудгалъя-брахманы — это потомки Мудгалы; вашиштха-брахманы — это потомки мудреца Вашиштхи, сына Митры и Урваши, — несметное число таких брахманских династий, не являющихся шаукра-брахманами в полном смысле этого слова, будут прославлены как брахманы до тех пор, пока они отвечают требованиям к качествам брахманов, что и составляет основу брахманизма.

 

Положение человека как брахмана определяется правилами Вед и Панчаратр

Если потомки потомственных или посвященных брахманов не обладают необходимыми качествами, они тоже считаются падшими. Об этом говорит «Махабхарата» (Ва-на-парва, гл. 215):

брахманах патанийешу вартамано викармасу дамбхико душкритах прагьях шудрена садришо бхавет

«Если брахман занят греховной деятельностью, если он горд или подл, он падает со своего положения до уровня шудры». Согласно этому изречению Писаний, в век Кали очень трудно определить, кто является чистым потомственным брахманом, а кто нет. Поэтому определять принадлежность к сословию дважды- или триждырожденных с помощью восходящего метода неразумно. Вместе с тем, получая знание о служении Всевышнему Господу через ученическую преемственность и следуя ведическим наставлениям, человек становится достойным пройти через самскары, описанные в ведических книгах. В эпоху Кали нет иного пути очищения.

ашуддхах шудра-калпа хи брахманах кали-самбхавах тешам агама-маргена шуддхир на шрота-вартмана

«Брахманы, рожденные в век Кали, — попросту шудры. Так называемый ведический путь кармы, которым они идут, осквернен и не может их очистить. Они могут очиститься, только следуя путем Агам или Панчаратр». Поэтому в наше время брахмана можно считать таковым, только если он следует правилам и предписаниям Сатвата-агам, Тантр или Панчаратр, ведь Писания ясно говорят, что брахманы, рожденные в век Кали, либо нечисты, либо их чистота не передается их кровным потомкам. Поэтому, согласно ведическим наставлениям, из-за своей нечистоты они не могут стать и дваждырожденными, не говоря уже о третьем рождении.

 

Получать священный шнур можно только после посвящения панчаратрика

Вслед за Ведами вайшнавские Писания утверждают, что нечистый человек может стать чистым только посредством духовного посвящения; иного способа очиститься не существует. Неважно, в какой семье родился человек — в так называемой брахманской династии или у низкородных родителей, — в эпоху Кали он, если хочет стать чистым, должен сначала приобрести необходимые для дваждырож-денного качества, получив посвящение в соответствии с правилами и предписаниями ведических Панчаратр, и только после этого принимать внешние признаки дваж-дырожденного. В Писаниях говорится:

ятха канчанатам яти камсьям раса-видханатах татха дикша-видханена двиджатвам джаяте нринам

«Как латунь, смешиваясь в алхимическом действе со ртутью, превращается в золото, так и человек, обученный истинным духовным учителем и получивший от него посвящение, немедленно становится брахманом». Каждый человек должен получить вайшнавское посвящение согласно правильному ведическому методу, описанному в Панчаратрах; после этого он может стать достойным дваждырожденным, который будет обязан принять такие знаки отличия, как священный шнур.

 

Кто думает, будто вечно чистые, поднявшиеся над принципами Писаний парамахамсы

принадлежат к определенной касте, тот мыслит, как обитатель ада

Парамахамсы, вечно совершенные чистые души, парят над принципами варнашрамы. Им нет необходимости вновь очищать себя. Поэтому они могут и не принимать священного шнура. Это, однако, не означает, что они хоть в какой-то мере уступают триждырожденным. Более того, они — духовные наставники брахманов, и брахманы — их слуги.

 

Четыре варны были созданы согласно качествам и роду занятий; примеры дваждырожденных,

должным образом получивших посвящение

В древние времена была только одна варна, она называлась хамса. Четыре общеизвестных варны возникли позже, из-за различий в качествах и занятиях людей — но в самом начале их не было. Конечно, между четырьмя вар-нами с их типичными занятиями существует огромная разница. Разумные люди должны детально в этом разобраться. Кроме четырех варн, созданных Господом, была также принята система, согласно которой сын, в полной мере наследовавший качества отца, считался принадлежащим к той же варне, что и отец. Это называется потомственная варна. Но каждый, кто читал Писания, знает, что происхождение — это далеко не единственный критерий определения варны. Такому человеку, конечно, известно, что из ста сыновей Ришабхадевы восемьдесят и один были брахманами, девять — кшатриями, и еще девять — вайш-навами. Гритсамада кроме сыновей-брахманов, например Шаунаки, имел также сыновей-кшатриев, вайший и шудр. Сыновья кшатрия Дуритакшайи — Трайяруни, Кави и Пушкараруни — стали брахманами. В династии царя Ад-жамидхи был рожден брахман Приямедха. В Писаниях можно найти сотни таких примеров. Шатхакопа Дас, духовный учитель Шри Шри Рамануджачарьи Прабху, хоть и родился в семье шудры, но был брахманом. В обществе гаудия-вайшнавов в семьях Шрилы Расикананды Прабху, Шрилы Рагхунанданы, Шри Хари Ходы и других все еще проводятся самскары дваждырожденных. Разумные люди никогда не оспаривали духовного положения брахманов, если оно было достигнуто через духовное посвящение. И удивляться здесь нечему (Еженедельник «Гаудия», т. 1,ч. 28).

 

ВАИШНАВЕ ДЖАТИ-БУДДХИ

 

Брахман, Параматма и Бхагаван являются единой недвойственной сущностью,

но материалисты придерживаются своих заблуждений

Шри Вьясадева сказал: агни суръя брахманебхъяс тед-жиян ваишнавах сада — «Вайшнав могущественнее, чем огонь, солнце и брахманы». Немало людей, отталкиваясь от этого утверждения, приводят множество ложных аргументов и выдумывают разнообразные философии. Причина всех этих ошибок и промахов коренится в невежестве. И брахманы, и йоги, и вайшнавы являются слугами адвая-гъяны, или недвойственной сущности. С этим соглашаются все ученые знатоки истины. Многим людям не понять вышеприведенного утверждения, гласящего, что вайшнав могущественнее брахмана или йога. Шрила Джива Госвами Прабху писал в «Шат-сандарбхе», что хотя Брахман, Параматма и Бхагаван представляют собой единую неделимую сущность, многих людей смущает применение слова «бхагавата» вместо слова «Брахман», так как, с точки зрения невежд, Брахман и бхагавата — не одно и то же. Всякий раз, как материалисты пытаются отделить существительное от его прилагательных во время обсуждения вопросов Параматмы или Брахмана, ложные аргументы тут же заводят их в трясину непонимания. Значение, влагаемое в слово «Брахман» и порождающее отличие его от слова «бхагавата» в этом мире качеств, несомненно, есть результат непонимания недвойственной сущности.

Определения материального однообразия и разнообразия вызывают смешанные чувства в духовном сознании. Мысли о превосходстве или подчиненности Брахмана или о пристрастности Параматмы, приходящие во время рассмотрения неоскверненного, чистого духовного объекта, в известной степени разрушают саму концепцию недвойственной сущности.

 

Философы-трансценденталисты восходят на ступень освобождения,

размышляя о конституциональном положении ватиновое

Кто такой вайшнав? В уме философа, имеющего склонности и предубеждения, этот вопрос вызовет появление множества различных концепций, но беспристрастному философскому разуму он укажет на существование изначального конституционального положения человека. В осознании духовного разнообразия или во взгляде на конституциональное положение души не может быть и следа материи. Всякий раз, как совершается попытка приписать духу качества материи, следует понимать, что духовная природа подверглась нападению зависти в форме материи. Когда в первоначально чистых сердцах людей, ублажающих свои чувства, воцаряется привязанность к материи, они начинают гордиться тем, что они не вайшнавы. Это происходит из-за их погруженности в материальное, котороя никак не связана с Богом и потому порождает один лишь страх.

В «Шримад-Бхагаватам» утверждается: муктир хитва-нъятха-рупам сварупена въявастхитих — «мукти, или освобождение, для философа означает прекращение всякой посторонней деятельности и утверждение в своем конституциональном положении (сварупена въявастхи-тих)». Когда философ обусловлен чувственным знанием, материальное восприятие уводит его от истины. Но стоит запредельному звуку коснуться его ушей, как он освободится от осквернения звуком материальным. Осквернение материальным звуком лежит в сфере действия зрения, обоняния, вкуса, осязания и их предводителя, ума. Так как упомянутые пять чувств и их совокупность, ум, обречены на обусловленность материальным мировоззрением, они не испытывают стремления к Богу, что является вечной и естественной обязанностью живых существ. Другими словами, неправильно используя свои чувственные склонности, живое существо лишается вечного блага. Человек, увязший в порочных желаниях, каким бы сильным ни был его разум, не сможет понять поступки и качества вайшнавов. Такая обусловленная душа впадает в заблуждение и забывает о своей природе. И тогда различные идеи и проекты заставляют ее скитаться в царстве ложного эго. Однако по милости Кришны и Его преданных запредельная звуковая вибрация, тесно связанная с изначально присушим душе желанием садханы, пробуждает его. В таком состоянии живое существо осознает собственное конституциональное положение, и ему открывается различие между чистой санатана-дхар-мой и другими дхармами, порожденными завистью.

 

Материалисты тлмайявади не постигают божественности святых имен, Господа и вайшнавов

Тем, кто считает, что тело, ум и душа — одно и то же, нечего даже надеяться на пробуждение запредельного знания. Вот почему они не ищут прибежища в святых именах Господа, неотличных от Него Самого, а их материальные чувства, являющиеся источником болезни материализма, прихотливо создают в их уме эфемерные иллюзии. Только божественные святые имена Господа могут излечить их от этой болезни.

Те, кто нашел прибежище во Всевышнем, более не служат преходящим невежеству и несчастью. Но как только человек признает себя слугой майи, последняя овладевает его волей и ведет его по пути либо кармы, либо гъяны. Только тот, кто свободен от этого, может распознать вайшнава. Наслаждающимся же материалистам имайявади вовек не узнать его.

 

Оскорбитель, поносящий святые имена и вайшнавов, должен искупить свои грехи

Не понимая своего истинного положения, многие люди, не приемлющие Господа, считают почтеннейшего Шри Джхаду Тхакура принадлежащим к классу земледельцев, Шри Нитьянанду Прабху сына Хадо Оджхи, — простым брахманом из Митхилы, а Шри Харидаса Тхакура — внекастовым человеком. Так они совершают оскорбление стоп-лотосов Шри Вишну и вайшнавов. Оскорбления же отнюдь не менее прискорбны, чем греховные поступки. Нарушение преходящей мирской морали называется грехом, а отклонение от духовной морали называется оскорблением. Оскорбление — это проступок в вечности. И нет иного способа освободиться от оскорблений святого имени и вайшнавов, кроме как служить вайшнавам. Образ мысли оскорбителя вайшнавов не позволяет ему преклоняться перед вайшнавами, но напротив, заставляет его думать, что они принадлежат к определенной касте. Именно поэтому ученые говорят, что материалисты считают вайшнавов безбожниками вроде себя самих и пытаются

низвести их до своего уровня. Вот уж кому непременно нужно искупить свои грехи, чтобы не оказаться в аду, как это предрекают смрити.

 

 

Благонравный ватинов, занятый преданным служением и следующий санатана-дхарме,

достоин выносить суждения о духовной варнашраме

Только вайшнав достоин выносить суждения о статусе человека в духовной варнашраме, ибо он не заражен четырьмя болезнями этой жизни: совершением ошибок, склонностью к иллюзии, обманом других и несовершенством чувств. Более того, слыша запредельный звук, он скорбит о несчастных, лишенных такой возможности, и умоляет Кришну благословить этих людей.

матур агре 'дхи-джананам двитиям маунджибандхане тритиям ягья-дикшаям двиджасья шрути-чоданат

Оскорбителям, которые пренебрегают вышеприведенным утверждением смрити, никогда не понять смысла трех рождений, начинающихся рождением из семени. Лицемерные по природе своей, они всегда готовы оскорбить вайшнава, и им становится не по себе, стоит им только услышать слова Писаний. Система адайва-варнашрамы, установленная надменными псевдо-смартами, не соответствует ни системе дайва-варнашрамы, ни религиозным

Писаниям. Те, кто не читал журнала «Гаудия» на протяжении нескольких последних лет, могут из-за своего двуличия начать заступаться за систему адайва-варнашрамы, но слуги Гаудия Матхи, занятые преданным служением, вместе с последователями чистой санатана-дхармы, в ответ на это разобьют их незрелые доводы и изо всех сил постараются вернуть их на путь истины.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!