Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 19 страница



 

В век Кали потомственные брахманы падают на уровень шудр

Вопреки собственным брахманским принципам, многие дваждырожденные Кали-юги поклоняются пяти божествам и пренебрегают Господом Вишну. Так они падают с уровня брахманов и становятся шудрами или вовсе теряют касту. Тут нет и речи о третьем рождении, ибо они уверяют, что поведение шудр и внекастовых людей вполне соответствует брахманическим стандартам. В течение последних двух-трех сотен лет повадки шудр и людей, лишенных касты, стали считаться в среде гаудия-вайшнавов образом жизни парамахамс. В действительности же такие «брахманы» просто следовали материалистам-слшрга^л/ и давали посвящение в шудры, чем нанесли величайший вред ведической вайшнавской религии. Когда же эти люди, не достигшие зрелости, принимают на себя роль духовных учителей, они попросту еще больше привязываются к собственным гениталиям и желудку. Не давая должным образом посвящения панчаратрика, они превращают своих учеников в обезьян вместо того, чтобы делать их подобными Шиве, отвращают их от Вишну вместо того, чтобы сделать из них вайшнавов, и позволяют им следовать принципам варнашрамы, которые основаны на мирском общении с женщинами.

 

В линии Расикананды Прабху нет места распространенным соображениям о потомственном происхождении

Давая ученику посвящение панчаратрика, истинный духовный учитель не позволял себе гордиться собственным происхождением, ибо это было бы разрушительно для его духовной жизни. Становясь духовными учителями, такие люди не разрушали своей жизни. За этим тщательно следят в линии Расикананды Прабху, в которой отличительные признаки чистой религии, заповеданной Шрима-ном Махапрабху и шестью Госвами, находятся под надежной защитой.

 

Внутрикастовое посвящение брахманов не духовно — это семейный обряд, — а потому должно быть отвергнуто

Если к пище и воде посвященного относятся точно так же, как к пище и воде непосвященного (брахмана), то разумный человек, помыслив непредвзято, поймет, какая несправедливость и какое беззаконие творились все это время во имя духовности. Наш вопрос заключается в следующем: если человек продолжает оставаться шудрой даже после того, как получил посвящение, то к какой варне тогда относится его духовный учитель? Если он не был падшим, или не давал посвящения, или давал посвящение в шудры, то почему он должен называться духовным учителем? Почему такой гуру называется духовным учителем, а не пурохи-том, семейным священником? Охрана семейных традиций и должное управление обществом, которые ныне считаются религией, — действительно входят в обязанности священника. Но они не предназначены для освобождения падших душ. Духовный человек должен отнестись к подобным гуру как к простым священникам и принять посвящение от вайшнавского гуру, чтобы стать вайшна-вом. Если при этом человек принимает семейных гуру за обычных священников и выделяет им средства на поддержание существования, его духовная жизнь будет проходить без помех. Каждый гаудия-вайшнав должен тщательно следить за тем, чтобы профессиональные продавцы мантр, певцы, барабанщики, декламаторы «Бхагаватам» и жрецы не беспокоили общество гаудия-вайшнавов финансовым давлением.

 

Если посвященный человек не проходил обряда вручения священного шнура,

он не может быть гуру — его следует отвергнуть

Если посвященный человек не проходил через обряд вручения священного шнура, то, согласно словам Брихас-пати, составителя «Дхарма-шастр», он нарушает религиозные принципы. Писания утверждают, что после получения посвящения человек становится дваждырожденным. Если этого не происходит, значит, он просто не получил посвящения должным образом. Если человек должным образом посвящен, результат будет. О причине судят по ее следствию. Если человек претендует на звание вайшнавского гуру, а сам пренебрегает словами «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35): mam тенаива винирдишет — «должен быть отнесен к определенному классу согласно этим признакам», — то его следует отвергнуть. Таков смысл Писаний.

йо вьякти ньяя рахитам аньяена шриноти ях тавубхау наракам гхорам враджатах калам акшаям

гурор апй авалиптасья карьякарьям аджанатах утпатха-пратипаннасья паритьяго видхияте

«Человек, рядящийся в одежды ачаръи и занимающий соответствующее положение, при этом, отвергая учение «Шримад-Бхагаватам» и других Писаний или совершая киртану, не прославляющую должным образом Шри Кришну, несомненно, будет рождаться в аду несчетное число раз вместе со своими учениками и теми, кто слушает его далекие от преданности речи и киртаны».

Согласно этим утверждениям шастр, человек должен отстраниться от этих замаскированных врагов. Если не отстраняться от подобных так называемых гуру, то величие религии гаудия-вайшнавов будет запятнано, а путь поклонения живых существ будет усеян шипами.

 

Непреданные не могут быть ни гуру, ни брахманами

Не следует принимать духовного учителя, не являющегося вайшнавом. Вот что говорят по этому поводу шастры:

махакула прасуто 'пи capea ягьешу дикшитах сахасрашакхадхьяйи ча на гурух сьяд аваишнавах

махабхагавата шрештхо брахмано ваи гурур нринам сарвешам эва локанам асау пуджйо ятха харих

«Не-вайшнав не может быть гуру, даже если он родился в самой благородной семье, совершил все жертвоприношения и прочитал тысячи ведических книг. Среди всех живых лишь брахман, являющийся маха-бхагаватой, то есть великим преданным, — наилучший и может быть гуру. Его следует почитать наравне с Господом Хари».

Поэтому непреданный не может стать брахманом или духовным учителем. Злонамеренного человека, с гордостью называющего себя духовным учителем вайшнавов, нельзя принимать в качестве духовного учителя. Человек, считающий себя брахманом и слугой вайшнавов, знает, что, не став прежде слугой вайшнавов, невозможно сделаться брахманом; именно такой человек и есть настоящий брахман и истинный гуру. Ученик, счастливый тем, что он — слуга такого вайшнава, должен принять у него посвящение панчаратрика. Получив должным образом посвящение, этот ученик возвысится до положения брахмана. Он будет тщательно соблюдать правила и предписания (например, обряд вручения священного шнура) и благодаря этому станет благонравным и смиренным. Никак иначе сделаться слугой вайшнавов невозможно, даже если стремиться к этому воплощение за воплощением.

 

Общество должно отвергнуть всех, кто не согласен с тем, что

«дваждырожденным человек становится, только принимая посвящение»

Вслед за Шри Гаурасундарой Шри Санатана Госвами говорит: грихита-вишну-дикшако вишну-пуджапаро нарах ваишнаво 'бхихито 'бхигья иритаро 'смад аваишнавах

«Человек, получивший посвящение в вайшнавскую.лш«га-ру и отдающий себя поклонению Господу Вишну, — вайш-нав. Не имеющий этих двух признаков — не вайшнав».

Тот, кого вайшнавы признали вайшнавом, должен получить от духовного учителя посвящение в вишну-мантру. Силой полученного посвящения он может и должен пройти через очистительные обряды дваждырожденных. Став достойным брахманом, такой человек допускается к поклонению Вишну. Тогда он может служить своему духовному учителю, являющемуся проявлением Вишну, предлагая ему воду и приготовленную на огне пишу. На этом этапе общество уже не может воспрепятствовать его продвижению по духовному пути. Однако, если общество столь отвратительно, что все же оказывается способным на такое, следует порвать с ним, считая его неблагоприятным. Каждый гаудия-вайшнав должен жить в том обществе, которое помогает ему преданно служить Хари. Тогда как в обществе, отрицательно относящемся к духовной жизни, жить нельзя. В «Шримад-Бхагаватам» утверждается (55.18):

 

гурур на са сьят сва-джано на са сьят пита на са сьядж джанани на са сьят даивам на тат сьян на патиш ча са сьян намочаедях самупета-мритьюм

«Кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, тот не должен становиться духовным учителем, отцом, мужем, матерью или принимающим поклонение божеством».

После ухода Шримана Махапрабху вайшнав-ское общество попало под власть смарт

Каждый гаудия-вайшнав должен решить для себя, будет ли правильным расстаться с духовной жизнью из-за веры в какой-нибудь пустяк. Чувственное наслаждение и безбожные интересы продлятся максимум сто лет, а духовная жизнь, свободная от материальных желаний и наполненная любовью к Хари, — вечна. После того, как ушли Шри Чайтаньядева и Его спутники — шестеро Госвами, вайшнав-ская религия оказалась извращена теми, кто не смог понять ее сути и предпочел лизать пятки смарт, прикрываясь именем гягудия-вайшнавизма. Для того, чтобы остановить прогрессирующее извращение, Шри Гаурасундара время от времени посылал в этот мир Своих личных спутников. Почему же мы не следуем смартам-вайшнавам,махаджанам, сведущим в духовном знании, а предпочитаем, чтобы нас тащили в неверном направлении? Почему мы отворачиваемся от знания, содержащегося в Писаниях, и вовлекаемся в плутни себялюбивых непреданных, тем самым бросая свою драгоценную жизнь на помойку ненависти к Господу? Неужели безбожное общество будет торжествовать вечно? Неужели благие слова преданных, тонкий смысл шастр и беспристрастность их составителей будут вечно пребывать в небрежении? Доколе слава «Шри Хари-бхакти-вила-сы» будет томиться в темнице безбожных смарт?

 

Мы должны следовать «Сат-крия-сара-дипике» Гопалы Бхатты Госвами

Неужто поучения Бхавадевы будут вечно затмевать «Сат-крия-сара-дипику»? «Самскара-таттву» Рагхунанданы они уже затмили, да так основательно, что ее уж и не открывают. Зачем же пренебрегать и «Сат-крия-сара-дипикой»? Мы смиренно взываем к гаудия-вайшнавам, сведущим в шастрах: «Откройте глаза и следуйте предшествующим ачаръям. Обдумайте стих «Махабхараты»: шудро 'пй ага-ма-сампанно двиджо бхавати самскритах — "даже шудра может очиститься, если станет тщательно следовать правилам поведения брахмана, изложенным в Панчарат-ре", — и стих «Шримад-Бхагаватам»: яд анъятрапи дришъ-ета тат тенаива винирдишет — "если человек обнаруживает качества одного сословия, а родился в другом, его следует классифицировать по качествам". Сбросьте оковы индуистского общества, отвратившегося от Вишну. Тогда вы освободитесь от материального наслаждения, и только тогда вы сможете поклоняться Божествам и петь и повторять святые имена Хари».

 

Гарантия возрождения вайшнавских смрити

«Получившие посвящение не могут быть брахманами», «только родившиеся в семьях брахманов могут стать брахманами» — эти ложные представления причинили обществу множество беспокойств и вызвали деградацию религиозных принципов. Поэтому их следует искоренить. В свое время Триданди Саннъяси Шри Рамануджа Свами из Южной Индии, бывший воплощением Шри Нитьянанды Прабху, уже освобождал вайшнавов этого мира из рук поклонников пяти богов. Сегодня благодаря усилиям таких немощных слуг вайшнавов, как мы, религиозные принципы Писаний будут снова восстановлены в Арьяварте. Мы призываем на помощь Шри Гуру и Гаурангу, чтобы вырвать общество гаудия-вайшнавов из лап завистливых псевдо-вайшнавов — аул, баул, пракрита-сахаджий, нед, даравеш, сани, гаура-нагари, потомственных Госвами и людей, притворяющихся отрешенными. О братья, присоединяйтесь к нам! Будьте духовными, откажитесь от мировоззрения пракрита-сахаджий; давайте петь, следуя по стопам Шрилы Тхакура Бхактивиноды, открывшего новый источник чистой преданности.

ами та' ваишнава, э' буддхи хайле, амани на хаба ами

пратиштхаша аси хридая душибе, хаиба нираягами

томара кинкара, апане джаниба, гуру абхимана тьяджи

томара уччхишта пада-джала репу, сарда нишкапате бхаджи

нидже шрештха джани, уччхиштхади дане, хабе абхимана бхара

таи шишья тава, тхакия capeada, на лайба пуджа кара

амани манада, хайле киртане, адхикара дибе туми

томара чаране, нишкапате сада, кандия лутиба бхуми

«Если я посчитаю себя вайшнавом, это будет нескромным — желание славы и почета осквернит мое сердце, и я отправлюсь в ад. Я буду считать себя твоим слугой и не буду гордиться тем, что я — духовный учитель. Я буду нелицемерно принимать остатки пищи вайшнава и воду, омывшую его стопы. Если я буду считать себя лучше других, и потому раздавать остатки своей пищи, я вскормлю одну лишь свою гордость. Поэтому я навсегда останусь твоим учеником и ни от кого не приму поклонения. Если я не буду требовать уважения к себе, но буду выказывать почтение другим, ты даруешь мне право петь и повторять святые имена. Тогда, отбросив лицемерие, я упаду к твоим ногам и буду плакать, катаясь по земле».

 

ВАЙШНАВЫ УЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ БРАХМАНАМИ, ОНИ ПРЕБЫВАЮТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГУН МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ

 

Миряне, корыстные труженики, полагают, что между разделами Вед, предназначенными для них, и теми, что предназначены для ачарий, стоящих в ученической преемственности, есть отличие

Корыстным труженикам кажется, что та часть Вед, которую принимают ачаръи в ученической преемственности, нисходящей от Господа Брахмы, отличается от части, предназначенной для них. Они полагают, по своей ограниченности, что различные ответвления Вед противоречат друг другу. В Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагава-там» эта неисчерпаемая тема описана надлежащим образом, и, поскольку в свое время мы остановимся на ней подробно, сейчас мы не будем ее поднимать.

 

Не пройдя обряда вручения священного шнура, невозможно стать дваждьфожденным

В «Дхарма-шастре» Ягьявалкьи сказано о самскарах, что все грехи человека могут быть уничтожены этими очистительными обрядами. Шудры грешны по природе, поэтому для них не предусмотрено никаких самскар. Однако нигде не сказано, что если человек родился в грешной семье, он не может слушать «Шримад-Бхагаватам» или поклоняться Всевышнему. В Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам» сказано: сарвешам мад-упасанам,

«поклонение Мне — для всех», а в Седьмой Песни есть стих ясъя ял лакшанам проктам, «если человек обладает описанными признаками...» В соответствии с этими и другими подобными изречениями, которых можно привести немало, каждый человек имеет право освободиться от грехов и поклоняться Господу. Именно поэтому Ачарья Шри Лжива Госвами написал в «Дургама-сангамани», своем комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху», что пока человек не пройдет все этапы посвящения, он не сможет стать дваждырожденным брахманом. Мудрецы, чтобы стать дваждырожденными, проходили савитръя-самска-ры. Так и посвященный, пока не пройдет савитръя-сам-скару, не будет принят мирским обществом как брахман.

 

Безгрешный Шри Сута Госвами достиг совершенства, приняв покровительство парамахамсы Шри Шукадевы

По словам мудрецов, возглавляемых Шаунакой, Шри Сута Госвами был безгрешным. Понятно, что он родился не в грешной или внекастовой семье. Но корыстные труженики, следующие только одному из разделов Вед, да и то лишь отчасти, считают его не-брахманом, внекастовым человеком, не прошедшим никаких самскар. Так они пренебрегают духовным учителем и совершают оскорбление. Именно поэтому Шри Вьясадева счел необходимым записать слово «анагха», то есть «безгрешный», которое мудрецы, описывая Шри Суту Госвами, произнесли для того, чтобы подать пример тем ачаръям, что придут после него. Шри Сута Госвами просто перестал отождествлять себя со своим низким происхождением и принял покровительство Шри Шукадевы Госвами, покорившись ему как духовному учителю. Благодаря этому он приобрел необходимые качества, чтобы слушать «Шримад-Бхагаватам»:

гьне праясам удапасья наманта эва дживанти сан-мукхаритам бхавадия-вартам стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир йе праяшо 'джита джито'пй аси таис три-локьям

«Те, кто, оставаясь на своем месте в обществе, телом, речью и умом склоняются перед повествованиями о Тебе и Твоих деяниях, произносимыми Тобой лично или Твоими чистыми преданными, и посвящают этим повествованиям жизнь, несомненно покоряют Твою Светлость, чего никто иной во всех трех мирах сделать не способен» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).

Услышав эту шлоку от Шри Шукадевы, Шри Сута Госвами Махараджа, хотя и был рожден в семье, принадлежащей к низшему сословию, воспринял «Шримад-Бхагаватам» телом, умом и речью от парамахамсы Шри Шукадевы, повелителя вайшнавов. Так он прошел все виды самскар и облачился, наконец, согласно «Шримад-Бхагаватам», в одеяние парамахамсы. Однако мудрецы, бывшие всего лишь умозрительными мыслителями и находившиеся во власти иллюзорной энергии, не нашли в его внешнем облике никаких признаков прохождения через какие-либо самскары и потому своим мирским безбожным зрением увидели в нем не брахмана, а профессионального внекастового «святого». Но Сарасвати Деви вдохновила их обратиться к нему как к безгрешному знатокуДхарма-шастр. Невежество, являющееся препятствием на пути к благополучию мира, очевидно, не встречает одобрения у Кришны, находящегося за пределами чувственного восприятия, ибо смиренный ученик, возлюбленный слуга своего духовного учителя, узнаёт от гуру все самые сокровенные тайны.

 

Истинное значение слова «айушман», или «бессмертный», сказанного мудрецами, возглавляемыми Шаунакой

Поскольку мудрецы, возглавляемые Шаунакой, приняли Шри Суту Госвами своим духовным учителем, они молили его наставить их в знании, которым он обладал и которое предназначено для послушных и смиренных учеников. Многие так называемые духовные учителя вместо того, чтобы заботиться о благе своих учеников, причиняют им вред ради удовлетворения собственных материальных потребностей. Подобные «духовные учителя» не знают даже, что будет благом для них самих, и принимают неблагоприятное за благоприятное. Мудрецы обратились к Шри Суте Госвами, называя его аюшман — «бессмертный», не просто из добрых чувств к нему. Слово «аюшман», произнесенное мудрецами, является выражением благодарности невежественных людей опытному духовному учителю. Сута Госвами просто пересказывает без изменения своим ученикам то, что слышал от своего духовного учителя, и этим заслуживает обращения «аюшман».

 

Шри Вьясадева, Шри Шукадева и другие — духовные наставники всего мира; они — свободные души, неподвластные иллюзии

В соответствии с наставлением: на пракритатвам иха бхакта джанасъя пашъет — «преданного нельзя оценивать с материальной точки зрения», — Вьясадева и его последователи не считают, что духовные наставники горят в неистовом пламени материального существования, как все прочие обусловленные существа. Природа материального мира такова, что живое существо склонно отходить от служения Хари и, восклицая: «О сын мой!», забывать о Кришне, независимо от того, добрый это сын или негодный. Однако Вьяса ведет себя так лишь для того, чтобы увеличить невежество мирских корыстных тружеников и сбить их с толку. На самом деле Шукадева был великим вайшнавом и отрешенным парамахамсой. Сторониться такого общения не подобает ни самому Вьясе, ни его потомкам. Для того, чтобы убедить в этом материалистов, Шри Вьясадева и явил свою игру скорби по сыну. Игры Шри Санатаны Госвами, якобы страдавшего нарывами, и Шри Кришначандры, «раненного» стрелой охотника Уддхавы, были явлены для того, чтобы усилить заблуждение невежественных людей. Следует понимать, что и Шри Махадева, распространивший философию майявада, и Господь Брахма, устами Ма-ну проповедовавший Писания социальной религии, сделали это лишь для того, чтобы ввести в заблуждение недостойных людей. Шри Шукадева был идеальной личностью и духовным учителем всего мира. Как только он получил полное знание от Вьясадевы, он тут же собрался в путь, чтобы одарить милостью все живые существа. С внешней точки зрения, общение парамахамсы Шри Шукадевы с царем Парикшитом и Сутой Госвами может создавать ощущение некоторого противоречия, но, согласно пониманию парамахамс, все это было чистейшее поведение, соответствовавшее самым высоким стандартам. Кто не согласен с этим, тот совершает оскорбление стоп духовного учителя.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!