Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 23 страница



йо 'надхитья двиджо ведам аньятра куруте шрамам са дживан эва шудратвам ашу гаччхати санваях

«Кто не посвящает свою жизнь изучению Вед, но тяжко трудится, стремясь к иным целям, тот в течение одной жизни превращается в шудру, и близких его постигает та же участь». Как можно проходить самскару священного шнура, не соблюдая это наставление? Если принадлежность к династии дает брахману право пройти самскару священного шнура, то почему же «Сама-веда» описывает традицию прохождения через самскару священного шнура, отрицая династическую преемственность?

 

Потомственные брахманы, следующие восходящему процессу, перечат Ведам

Мадхва-гаудия-вайшнавы не отрицают того, что двадцать Дхарма-шастр и несколько Кальпа-сутр говорят в пользу проведения самскары священного шнура для потомственных брахманов, они ясно понимают, о чем идет речь, и потому знают, что потомственные брахманы современности идут наперекор Ведам, нарушая требования, предъявляемые к качествам, поступкам, роду занятий, проявлениям и внутреннему состоянию кандидатов на получение священного шнура. В нашей следующей статье мы обсудим то, насколько смешны претензии династических сообществ, игнорирующих качества и род занятий кандидата (Еженедельник «Гаудия», т. 1, ч. 29).

 

БРАХМАНИЗМ И ВАЙШНАВИЗМ

Шрила Сач-чид-ананда Бхактивинода Тхакур

 

 

Брахманизм — это шаг к вайшнавизму

Многие люди думают, что брахманизм и вайшна-визм — это абсолютно разные вещи. Находятся глупцы, которые, основываясь на своем пристрастии к вайшнавизму, критикуют брахманов. А другие, питающие склонность к брахманизму, в свою очередь, критикуют вайшнавов. Вместе с тем, люди, изучившие Писания, не одобряют поведения ни тех, ни других. Они говорят, что брахманизм — это этап или подготовительная стадия вайшнавизма, а вайшнавизм — плод брахманизма.

Шри Махапрабху сказал:

сахадже нирмала эи брахмана-хридая кришнера-васите эи йогья-стхана хайа

матсарья-чандала кене ихан васаиле парома павитра стхана апавитра кайле

«Сердце брахмана по своей природе очень чисто; это чертог, предназначенный для Кришны. Как же ты позволил чандалу зависти захватить его? Ты осквернил самое чистое место — свое сердце». Вот это священное сердце живого существа — и есть суть брахманизма. В этом священном сердце живет преданное служение Кришне

 

 

Зависть прямо противоположна любви к Богу, и завистливые люди — не брахманы

Когда зависть, которую сравнивают с собакоедом, захватывает священное сердце живого существа, преданность Кришне уходит оттуда. После этого человек уже не может оставаться брахманом. Зависть — это склонность страдать при виде чужого счастья и радоваться при виде чужого горя. Зависть и любовь диаметрально противоположны. Где есть зависть, там нет любви; где есть любовь, там нет зависти. Единственный признак брахмана — это сердце, свободное от зависти. Такое сердце и в самом деле есть обитель любви к Богу.

 

Признаки брахмана

Признаки брахмана описаны в «Шримад-Бхагаватам» (7.11.21) следующим образом:

шамо дамас тапах шаучам сантошах кшантир арджавам гьянам даячьютатматвам сатьям ча брахма-лакшанам

«Вот признаки брахмана: умиротворенность, обуздание ума и чувств, подвижничество и покаяние, чистота, удовлетворенность, способность прощать, прямодушие, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Божественной Личности. Тот, кто не обладает этими качествами, не может называться брахманом». В сердце брахмана, обладающего такими качествами, постоянно сияет знание о Кришне. А тот, у кого нет преданности Кришне, разумеется, не может быть брахманом.

Узнать брахмана можно только по качествам, а не по касте

Шри Нарада Муни сказал в «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35) следующее:

ясья ял лакшанам проктам пумсо варнабхивьянджакам яд аньятрапи дришьета тат тенаива винирдишет

«Если человек обнаруживает качества брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры согласно тому, как было описано выше, то, даже если он родился в другом сословии, его следует относить к определенной варне по признакам, приводимым здесь».

Комментируя этот стих «Шримад-Бхагаватам», Шрид-хара Свами Махашая сказал:

шамадибхир ева брахманади вьявахаромукхьях, на джа-тиматрад итй axa — ясьети. ядяди аньятра варнантаре 'пи дришьета тад варнантарам тенаива лакшана нимит-тенаива варнена винирддишет, на ту джати нимитте-нетй артхах

«Основными признаками брахмана являются его качества, например умиротворение, а вовсе не происхождение. Если такие признаки обнаруживаются у человека, рожденного не в брахманской семье, его все равно следует считать брахманом. Таких людей не следует относить к той касте, в которой они родились».

Если тщательно проанализировать подобные утверждения вайшнавских Писаний и смрити, например «Ману-самхиты», весьма полезных в мирской жизни, то можно понять, что есть два типа брахманов: обыкновенные брахманы и духовные брахманы. В основе обычного брахманизма лежит каста, а в основе духовного — качества.

 

Пока человек не станет духовным брахманом, он не сможет стать ватиновом

Признаки духовного брахмана приводятся в «Брихад-араньяка-упанишаде» (39-Ю) в следующих словах:

этад акшарам гаргй авидитвасмал локат праити са крипанах атха я этад акшарам гарги видитвасмал локат праити са брахманах

«О дочь Гаргачарьи, тот, кто покидает этот мир, не познав непогрешимого Всевышнего, есть крипана, скупец. О Гарги, обладающий этой непогрешимой Истиной, покоряющей смерть, называется брахманом».

Обычным брахманам предписано совершать десять видов мирской деятельности, например проведение жертвоприношений и похоронных обрядов. Смрити говорит о том, что, совершая эти обряды, брахман становится очень влиятельным. Духовного же брахмана почитают за полученное им посвящение, поклонение Всевышнему Господу, отрешенность и соблюдение обетов для укрепления духовной жизни. Не достигнув уровня духовного брахманизма, человек не может подняться до вайшнавизма.

В этой связи «Брихад-араньяка» (44.21) говорит:

там эва дхиро вигьяя прагьям курвита брахманах

«Мудрец, познавший Всевышнего Господа, Парабрахман, посредством преданности, — брахман».

Брахману надлежит стремиться к знанию о взаимоотношениях между материей, духом и Всевышним Господом. Иными словами, ему следует заниматься чистым преданным служением.

Приняв во внимание эти заключения Писаний, мы неизбежно придем к выводу, что разницы между зрелым брахманом и вайшнавом не существует. Когда в сердце брахмана просыпается вера, его жизнь становится успешной, и он обретает преданность Господу.

 

Для того, чтобы достичь Всевышнего, нет необходимости становиться кастовым брахманом

Имея перед глазами пример Джады Бхараты, многие вообще сомневаются, нужно ли низкородному человеку для достижения цели жизни непременно родиться брахманом. Тут нелишне будет привести следующее неоспоримое утверждение из «Бхагавад-гиты» (932-33):

мам хи партха вьяпашритья йе 'пи сьюх папа-йонаях стрийо ваишяс татхашудрас те 'пи янти парам гатим

ким пунар брахманах пунья бхакта раджаршаяс татха анитьям асукхамлокам имам прапья бхаджасвамам

«О сын Притхи, нашедшие прибежище во Мне, пусть они даже низкого рода — женщины, вайшьи (купцы) и шудры (работники) — достигают высшей цели. И уж конечно, ее достигают благочестивые брахманы, преданные и святые цари. Поэтому, оказавшись в преходящем, исполненном страданий мире, займись преданным служением Мне». Кто усомнится в том, что сильная преданность Всевышнему Господу, проснувшись в сердцах брахманов и кшатриев, освободит их? Ведь даже женщины, вайшьи, шудры, люди, лишенные касты и трешнпки-чандалы могут достичь высшего предназначения, приняв прибежище в чистом преданном служении.

 

Силой преданного служения даже человек, лишенный касты, перестанет быть таковым и станет духовным брахманом

Если человек поймет смысл двух стихов «Бхагавад-гиты» (9-30-31), непосредственно предшествующих двум процитированным выше, у него исчезнут любые сомнения:

апи чет су-дурачаро бхаджатемам ананья-бхак садхур эва са мантавьях самьяг вьявасио хи сах

кшипрам бхавати дхарматма/

шашвач-чхантим нигаччхати каунтея пратиджанихи наме бхактах пранашьяти

Смысл этих стихов в следующем: «живые существа, ставшие преданными, или вайшнавами, обычно уже обладают брахманическими качествами. Если силой общения с преданными человек обретает чистое преданное служение прежде, чем разовьет эти драгоценные качества, его все равно следует считать преданным. По Моей милости он очень скоро станет благочестивой душой. Другими словами, брахманизм, являющийся неотъемлемым правом вай-шнава, приходит к нему как сопутствующий результат преданного служения. О сын Кунти, такой человек никогда не падет снова и никогда больше не родится. Я обещаю это. Я дам ему любовь к Богу, наградив чистым духовным брахманизмом уже в этой жизни, — ему даже не придется совершать покаяние».

 

Брахманы и вайшнавы — братья

Читатель, не делай различий между брахманизмом и вайшнавизмом. Брахманы естественным образом обладают всеми необходимыми качествами, чтобы стать вайшнавами. Именно поэтому Господь Кришна оказывал такое почтение брахманам, достойным преданного служения. Если мы получим беспричинную милость брахманов, мы очистимся. Невозможно стать вайшнавом, пренебрегая брахманами, а брахман никогда не достигнет успеха, пренебрегая вайшнавами. Поэтому пусть естественное братство брахманов и вайшнавов ярко сияет во всем мире! Не позволяйте корыстолюбию и глупости вклиниваться между ними и творить вражду. Шриман Махапрабху, чтобы распространить славу брахманов, явил игру, в которой Он излечился от лихорадки, выпив чаранамриту брахмана. О брахманы (чистые преданные), будьте милостивы к нам!

 

ВАЙШНАВСКАЯ ВАРНАШРАМА

 

Чтобы отстоять санатана-дхарму, последователи принципов варнаифамы должны следовать определенным правилам и предписаниям

Индийские аръяны, принадлежащие к четырем вар-нам, могут находиться в одном из четырех ашрамов. Разделение на ашрамы появилось вместе с разделением на варны. Четыре ашрама — брахмачаръя, грихастха, вана-прастха и саннъяса — оберегают принципы варны. Человек, принадлежащий к какой-нибудь варне, должен принадлежать и к одному из ашрамов. Принципы варны и ашрама находятся в ведении общественного уклада. Желающие получить выгоду и почет от общественной системы варн и ашрамов должны всеми силами оберегать сана-тана-дхарму, следуя древним правилам и предписаниям этих систем.

 

Две склонности — правритти и нивритти; следуюпще путем нивритти находятся на высшей общественной ступени

У людей есть две склонности, каждая из которых приносит благо обществу. Сообщество аръян выработало различные правила и предписания, главная цель которых — не допустить возникновения в нем вражды. Соблюдение этих правил влечет, к тому же, немало побочных выгод — достижение райских планет, накопление благочестия и тому подобного. Людям, склонным к корыстной деятельности, Дхарма-шастры предписывают совершать жертвоприношения, приносить жертвы предкам, проводить самскары, соблюдать обеты, жить в святых местах и омываться в святых водах. Людям, склонным к мыслительной деятельности, Дхарма-шастры предписывают поклоняться богам и брахманам, почитать старших и овладевать знанием. Те же, кто отвергает и стремление к личному счастью, и единение с Брахманом, то есть цели обеих вышеописанных категорий людей, находятся на высшей ступени общества.

 

Принадлежащие к разным школам философы — корми, гьяни и йоги — прямо или косвенно желают обществу блага

Живя в уединении и питаясь только тем, что приготовлено брахманами, философы пытаются помочь обществу достичь совершенства. Йоги проповедуют, что счастье возможно только при сведении личных потребностей к минимуму, и этим усиливают стремление людей к счастью, рождаемому отречением. Другие философы также приносят обществу благо, стремясь к счастью с помощью своего хитроумия и определенного вида деятельности.

 

Вайшнавы не подчиняются принципам варнаифамы

Хотя поведение вайшнавов внешне похоже на поведение обычных людей варнашрамы, вайшнавы не считают главной своей целью приносить обществу благо или поддерживать в нем порядок. Они не забивают себе голову мыслями о том, несут ли их поступки процветание или хаос. Вайшнава не смущает то обстоятельство, что иногда его действия нарушают правила и предписания варнаш-рамы, ведь его единственная цель — развитие преданности Всевышнему Господу. При этом не имеет значения, является вайшнав брахманом, млеччхой или чандалом. Домохозяин или отрешенный, он не стремится к славе и не страдает от бесчестья. Ради преданного служения Господу он может отправиться в ад или рай — для него это одно и то же. Любовь к Богу, переживаемая им во время встречи со Всевышним Господом, нисколько не уменьшается во время разлуки с Ним. Вайшнав ничего не желает. Вайшнав не чувствует недостатка ни в чем. Тот же, кто жаждет слиться с Брахманом, напротив, теряет голову от величия своей недостижимой цели. Когда ему все-таки удается войти в Брахман, чудо, так долго с нетерпением им ожидаемое, исчезает, и бытие Брахмана становится ему отвратительно. Жаждущий единения с Брахманом не находит себе покоя, ибо скован кандалами материи. Вайшнав же никогда не теряет терпения. Хотя своим внешним видом и делами вайшнав напоминает обыкновенных людей, желающих наслаждаться плодами своей кармы, он коренным образом отличается от них.

 

Неправомочная попытка заставить ватиновое подчиниться варнашраме

Многие люди полагают, что между вайшнавами и теми, над кем они возвышаются, нет никакого различия. Поэтому они часто интересуются варной вайшнавов и пытаются похоронить их в одном из четырех ашрамов. Такие попытки носят чисто социальный характер и совершенно противоречат вайшнавской культуре.

Если мы обратимся к играм Шри Гауранги, освободителя падших душ и единственного духовного учителя всего мира, у нас исчезнут все сомнения. В Ведах, которые состоят из чистого духовного знания, говорится:

бхидьяте хридая-грантхиш чхидьянте сарва-самшаях кшиянте часья карманы майи дриште параваре

«Когда человек становится способен видеть Всевышнего Господа повсюду, во всех высших и низших существах, узел в его сердце разрубается, опасения развеиваются, и цепь корыстных поступков обрывается».

 

Под водительством Шри Гаурасундары ватинавы служат Гопи-джана-валлабхе

Когда мы видим Господа, наши сомнения исчезают, кармические реакции уничтожаются, и узлы в сердце развязываются. Так человек познает Абсолютную Истину. Даже добропорядочные брахманы, прошедшие все десять самскар и поднявшиеся на уровень Брахмана, не могут освободиться от сомнений, пока не узрят божественные качества Всевышнего Господа, Шри Кришна Чайтаньи.

Качества Шри Чайтаньи абсолютно духовны. Любой, кто понял это, знает, что вайшнав не может быть ни брахманом, ни кшатрием, ни вайшьей, ни шудрой, ни брахмачари, ни грихастхой, ни ванапрастхой, ни саннъяси. Он не имеет ничего общего с этими обозначениями, так как он — слуга слуги Драгоценнейшего Друга гопи. У него нет никакого иного обозначения, кроме этого. Мирские представления о собственном величии или ничтожестве не касаются его. Осознавшую себя душу не затрагивает преходящая логика «неба в кувшине», «необъятного неба» и «змеи и веревки».

 

 

Неправомочное вторжение в вайшнавские сферы со стороны смарт,

привязанных к корыстной деятельности, пракрита-сахаджий и кастовых Госвами

Сегодня отдельные люди открыто попирают вайшнавские принципы, пытаясь использовать слово «вайшнав» в качестве социального обозначения, вкладывая в него отвратительные и противоречивые представления. Даже простое упоминание об их поведении причиняет мне боль. Они хотят лишь устроиться поудобнее в обществе и оскверняют своими преходящими материальными представлениями тело вайшнава.

После того, как подошли к концу игры Шри Гаурангаде-вы, многие корыстные смарты и философы стали делать все возможное, чтобы оклеветать вайшнавов, но еще больше чернили их объединившиеся сообщества баул, сахад-жий и картабхадж. Приверженцев этих сект хватает и теперь, более того, число подобных течений растет!

Как сделать брахмана из Шри Харидаса Тхакура и нарядить Шри Ишвару Пури брахманом или шудрой, а также могут или не могут остальные варны, помимо брахманов, передавать вайшнавское учение — вот чем заняты умы грубо-материалистического, не-вайшнавского общества. Все это не может развить в человеке преданность, и потому для вайшнава неприемлемо.

Искусственное поставление обусловленных душ в положение слуг Кришны препятствует

взращиванию в них любовного преданного служения

Вайшнав должен постоянно помнить, что он не независимый, а зависимый слуга слуги Возлюбленного гопи. Мирская независимость невозможна для него, так как он приобрел звание слуги Кришны, отдав за это свою независимость, то есть вручив себя Ему. Если человек держит это обстоятельство в уме, но в сердце его все же находят отклик вышеприведенные аргументы, то следует понимать, что он только притворился, что отдал Кришне свою искусственную независимость. На самом же деле его независимость была отдана не Кришне, амайе, и он стремится к тому, чтобы его признали слугой майи. Псевдо-слуга Кришны весьма далек от истинного вайшнава. Вместо того, чтобы взращивать в себе любовь к Богу, он продолжает страдать от преходящих горестей, порожденных ублажением похоти. Поклонники общественной жизни установили свои правила и законы, ориентируясь именно на таких людей («Саджана-тошани», том 11, часть 10).

 

 

ВИПРАСАМЬЯ, ИЛИ СХОЖЕСТЬ С БРАХМАНАМИ

 

Любой человек, посвященный в вигину-мантры истинным духовным учителем, имеет право поклоняться шри-шалаграма-шиле

Шрила Санатана Госвами Прабху, говоря о качествах каништха-адхикари, необходимых для поклонения Господу Вишну, заключает, что, несмотря на придуманные завистливыми смартами ограничения — будто бы только потомственные брахманы могут поклоняться шалаграме, а женщины и шудры, не получающие посвящения, не могут, — любой человек из любой варны, посвященный в вишну-мантры истинным духовным учителем, имеет право поклоняться шри-шалаграме. Согласно Писаниям, вайшнавы считаются равными брахманам даже с обыкновенной точки зрения. По этому поводу Шрила Санатана Госвами Прабху процитировал в «Диг-даршини-тике» множество текстов из Писаний, подтверждающих эту точку зрения, например утверждение из беседы Господа Ка-пилы с Девахути, приводимой в «Шримад-Бхагаватам» (333.6): «Если даже рожденный в семье собакоедов немедленно обретает способность совершать ведические жертвоприношения, лишь только впервые произнесет святое имя Верховной Божественной Личности, воспоет Его славу, услышит повествование о Нем, предложит Ему поклоны или просто будет помнить о Нем, то что же говорить о духовном развитии тех, кто видит Верховную Личность лицом к лицу?» Из истории Притху Махараджи («Шримад-Бхагаватам», 421.12) Шрила Санатана Госвами Прабху цитирует: «Махараджа Притху не имел себе равных среди царей, владычество его простиралось на все семь материков Земли. Никто не смел ослушаться его приказов, кроме святых, брахманов и детей Бога, Верховной Личности (вайш-навов)». Другими словами, в глазах Махараджи Притху брахманы и вайшнавы находились на одном и том же уровне. Шрила Госвами Прабху также привел слова царя Пуранджаны из «Шримад-Бхагаватам» (4.26.24): «О жена героя, пожалуйста, скажи мне, кто тебя обидел. Я готов наказать обидчика, если только он не принадлежит к брахманскому сословию. Впрочем, за слугу Мурарипу (Кришны) я не пощажу никого — ни в этих трех мирах, ни за их пределами. Никто не сможет, оскорбив тебя, ходить без страха, ибо я готов наказать его». Во всех приведенных цитатах брахманы и вайшнавы оказываются окружены равным почетом даже в мирских делах.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!