Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 22 страница



 

Панчаратры и смрити-шастры, например Пураны, подтверждают возможность смены и варн, и ашрамов

Вайшнав может жить дома и все же оставаться способным исполнять свои духовные обязанности. Хотя материалистичные последователи системы адайва-варнашрама не понимают этой простой истины, «Шри Махабхарата» и «Шримад-Бхагаватам» помогут им постепенно осознать ее. Вайшнавская Панчаратра и вайшнавские смрити, например, Пураны, согласны с тем, что в течение жизни человек может менять и варну, и ашрам. Наивность, обнаруживаемая сторонниками адайва-варнашрамы, которые следуют логике нагна-матрика , лишь выдает их глупость и малодушие, а жалкие мысли делают их необщительными и узколобыми людьми.

 

* «Шрути утверждает, что брахман принимает первое свое рождение от матери (шаукра-джанма, рождение из семени). Второе рождение он принимает вместе со священным шнуром (савитра-джанма), и, наконец, третье — во время обряда посвящения перед жертвенным огнем (ягъя-дикша)» («Ману-самхита», 2.169).

 

 

Завистники, не знающие преданного служения, естественно, глупы и ведут себя дурно

Ученики тех, кто постоянно пытается обеспокоить окружающих и завидует Шри Майяпуру обители Всевышнего Господа, всегда готовы приводить бессмысленные доводы и демонстрировать нищету рассудка на своем устаревшем языке. До тех пор, пока эти люди не прекратят завидовать, они не смогут понять качеств преданного служения. Почтеннейший Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами Прабху называл таких людей, далеких от преданного служения, глупцами и грешниками. Лицемеру не дано распознать вайшнава. Поэтому сказано:

арчье вишнау шила-дхир гурушу нара-матир ваишнаве джати-буддхир

вишнор ва ваишнаванам кали-мала-матхане пада-тиртхе 'мбу-буддхих

шри-вишнор намнимантре сакала-калуша-хе шабда-саманья-буддхир

вишнау сарвешвареше тад-итара-сама-дхир ясья ва нараки сах

«Кто считает Божество в храме деревянным или каменным; кто видит в духовном учителе, состоящем в ученической преемственности, обыкновенного человека; кто думает, что вайшнав из Ачьюта-готры относится к какой-то касте или вероисповеданию; Господа Вишну, Верховного Правителя, приравнивает к полубогам, — тот считается обитателем ада». Это утверждение смрити, произнесенное Шри Кришна-двайпаяной Вьясадевой должно накрепко запечатлеться в умах подобных людей (Еженедельник «Гаудия», т. 11,ч. 17 и «Шри Гаудия Патрика», т. 13, ч. 2).

 

МИРЯНЕ-ШУДРЫ — НЕ ВАЙШНАВЫ

 

Различие между духовным миром Шри Гауры Бхагавана и материальным миром

У Господа Шри Гауры есть два царства: первое состоит из Его вечных обителей: Вайкунтхи и Голоки, а второе — из брахманд, или вселенных, известных как Деви-дхама. Бытие Вайкунтх течет за пределами материального творения, то есть в духовном царстве. В тех краях нет материального времени, туда не проникают материальные качества, и проклятая похоть обусловленных душ не имеет там власти. А на райских планетах этого материального мира царствуют все те же правители: взаимодействие материальных гун природы, наслаждение результатами собственной кармы и отсутствие любви к Кришне. Господь Шри Га-ура создает вечно проявленные Вайкунтхи и преходящие брахманды через Маха-Вишну, который возлежит в Причинном Океане и является полной частью пребывающего в Маха-Вайкунтхе Санкаршаны, который, в свою очередь, является проявлением Шри Нитьянанды Прабху — экспансии Шри Гауры. Преходящие брахманды, материальные миры, находящиеся во власти времени, создает Маха-Вишну, возлежащий в Причинном Океане, а Вайкунтхи духовны и находятся за пределами материального времени, поэтому их нельзя считать подобными Деви-дхаме.

 

В духовном мире нет шудр

В духовном мире нет грубого проявления варн, скажем брахманов и кшатриев, — они существуют там только в форме обозначений. Из того, что в этом временном мире мы наблюдаем временное существование брахманов и кшатриев, вовсе не следует, что в духовном мире существуют вечные шудры. Невайшнавская секта пракрита-сахаджий считает, что, если в материальном мире человек занимает временное положение шудры, это помогает ему войти в духовный мир, поэтому они не почитают брахманов материального мира.

 

Сахаджии — критиканы, шудры и грешники, поэтому их нельзя считать вашинавами

Люди порицают сахаджии за то, что они не уважают брахманов. Поскольку они с презрением относятся к брахманам, они, естественно, и считают их не-брахма-нами, то есть лишенными добродетели. Путешествуя по вселенным, обусловленные души совершают множество грехов, утрачивая при этом свое высокое положение в мире. Из-за совершенных в прошлом ошибок ныне этих закоренелых грешников переполняет гордость за то, что они — шудры. Но благодаря влиянию совершенных в прошлом благих дел обусловленная душа занимает высокое положение брахмана. Обладая сознанием грешников, мирские сахаджии ненавидят вайшнавов и называют их шудрами. Они косвенно обвиняют вайшнавов во всех мыслимых грехах и утверждают, что шудра не может стать вайшнавом. Сахаджии не верят в то, что все добродетели уже присутствуют в вайшнаве, поэтому им кажется, что они только выиграют, занимаясь греховной деятельностью.

 

Только брахманы, и никто другой, способны стать вашинавами

Если брахман, пребывающий в благости в этом материальном царстве, порвет связи с остальными смешанными качествами, он вырвется за пределы влияния всех гун материальной природы. При этом он войдет в чистую благость и станет вайшнавом, украшенным двадцатью шестью добродетелями. Когда брахман отказывается от своего права совершать корыстные поступки и от желания принимать подношения дакшина, тогда в нем просыпается стремление стать слугой Господа Вишну. Он преодолевает царство майи, где увидеть Господа Вишну не так-то легко, и, достигнув стоп-лотосов Господа Вишну в духовном мире, в котором нет места материальному наслаждению, посвящает себя преданному служению.

 

Брахманы пребывают в гуне благости; шудры покрыты невежеством и грешны

Пока живое существо думает, что положение шудры есть необходимое условие служения Господу Вишну, оно считает себя падшим и грешным и, служа материальным объектам, принимает за истинный вайшнавизм то, что на самом деле представляет собой анти-вайшнавизм, далекий от служения Хари. Живые существа, покрытые гуной невежества, суть шудры, а живые существа, находящиеся в гуне благости, — брахманы. Грешным шудрам никогда не удастся послужить Господу Вишну, потому что все, что они могут предложить Ему, — греховно. Более того, Господу Вишну не может служить даже благочестивый, но честолюбивый брахман, находящийся в гуне смешанной благости и погруженный в материю. Вот почему человеку, гордящемуся своей варной, ни за что не стать слугой Господа Вишну.

 

Становление вайшнава, или слуги Хари

Когда человек отказывается от гордости, происходящей из тщательного соблюдения принципов варнашра-мы, он становится достоин запредельного служения Господу Хари. Пока шудра не распрощается со своей греховной природой, он не может стать вайшнавом, и брахман — пока не изгонит из своего тела, ума и речи благочестивую деятельность ради плодов ее — тоже не сможет стать вайшнавом. Всевышний Господь сказал в «Бхагавад-гите» (4.13): чатур-варнъяммайа сриштам гу-на-карма-вибхагашах. Господь разделил людей на четыре варны по качествам и поступкам. Пока снисходительность к материальным качествам не будет вытеснена стремлением служить Господу Хари, живое существо будет продолжать заниматься корыстной деятельностью. Иначе говоря, оно будет продолжать блуждать в царстве материального наслаждения. Если человек варнашрамы служит Господу Хари, не желая расставаться со своим брахманским высокомерием, он не сможет достичь уровня чистого преданного служения Богу. В таком состоянии преданное служение смешано с корыстной деятельностью. Служа Господу таким образом, брахман обретает двадцать шесть качеств вайшнава и право называться вайшнавом в этом мире. Но лишь когда он начинает служить Хари без каких-либо корыстных желаний, он достигает чистого преданного служения.

 

Примеры, показывающие, что ватинов — не шудра; он — духовный учитель брахманов

Многие честолюбивые брахманы, нашедшие прибежище в преданном служении, смешанном с корыстной деятельностью, осмеливаются приписывать мерзость касты таким чистым вайшнавом, как Харидас Тхакур, Уддхарана Датта Тхакур, Нарахари Саракара Тхакур, Навани Хода Тхакур и Шьямананда Прабху. А между тем, бывшие брах-маны-карми, ставшие вайшнавами, например Ганганарая-на Чакраварти, Рамакришна Бхаттачарья и Ядунандана Чакраварти, нашли прибежище у прославленных стоп-лотосов слуг Хари, доказав тем самым, что вайшнав — это трансцендентный идеал брахмана. Если бы вайшнавы были шудрами или грешниками, то Шрилу Тхакура Нарахари, Шрилу Тхакура Нароттаму, Шрилу Шьямананду Прабху, Шрилу Расикананду Прабху, Шрилу Тхакура Кришна Даса и Шрилу Госвами Рагхунатха Даса никогда не почитали бы как духовных учителей множества брахманов, которые занимались преданным служением, смешанным с корыстью.

 

Согласно мнению Писаний, а также социальным традициям, не-брахман не достоин служить Хари

Как только мы отвергнем образ мысли шудры или честолюбивого брахмана, мы перестанем усматривать разницу в том, из какой касты — благочестивой или греховной

— произошел вайшнав, принимающий и раздающий служение Хари. Иначе почему бы еще мы, занимаясь преданным служением, смешанным с корыстной деятельностью, нацеленной на какие-то посторонние цели, с таким жаром пытались классифицировать вайшнавов как шудр (не прошедших самскары)? Шастры, религиозные принципы и общество говорят: брахманы — это единственная варна, имеющая право служить Абсолютной Истине. Вот почему честолюбивые брахманы, не желающие расставаться с посторонними желаниями, склонны презирать вайшнавов как шудр. Не колеблясь, они заявляют, что вай-шнавы так грешны, что никем, кроме как шудрами, они быть не могут. Однако подобные убеждения — это первое препятствие на пути служения слугам Хари. Пока человек не отбросит такие неприязненные мысли, он ни на йоту не продвинется по пути преданного служения («Саджана-тошани», № 20).

 

ПОТОМСТВЕННЫЙ БРАХМАН

 

Признаки брахмана, описанные в «Ваджра-су-чикопанишаде»

В «Муктикопанишаде» приводится список из ста восьми Упанишад, в котором на 36-м месте стоит «Ваджра-су-чикопанишада». Говорят, Шри Шанкарачарья сочинил подробный комментарий к этой Упанишаде, который и принес ему известность. В «Ваджра-сучика-шрути» говорится следующее:

тархи ко ва брахмано нома, ях кашчид атманам адвитиям джаати-гуна-крия-хинам шад-урми-шад-бхавети-ади-сарва-доша-рахитам сатья-гьянанандананта-сварупам сваям нирвикалпам ашеша-калпадхарам ашеша-бхутантар-ямитвена вартаманам антар бахиш чакаша-вад анусьютам акхандананда-свабхавам апрамеям анубхаваика-ведьям апарокшатая бхасаманам кара-таламалака-ват сакшад апарокши-критья критартха-тая кама-рагади-доша-рахитах шама-дамади-сампанно бхава-матсарья-тришнаша-мохади-рахито дамбхаханка-радибхир асамспришта-чета вартате эвам укта-лакшано ях са эва брахмана ити шрути-смрити-пуранетихасанам абхипраях. аньятха хи брахманатва-сиддхир насти эва

«Кто же тогда брахман? Любой, кто познал Сущего как Единого; свободного от мирской касты, качеств и поступков; свободного от осквернения шестью врагами (вожделением, гневом, жадностью, заблуждением, гордостью и завистью) и шестью волнами (горем, иллюзией, голодом, жаждой, старостью и смертью); олицетворяющего Собой надмир-ное знание и блаженство; возвышающегося над двойственностью и все же лежащего в основе всякой материальной двойственности; как Сверхдушу всех живых существ; всепроникающего; пребывающего внутри и снаружи, подобно необъятному небу; вечно блаженного; неизмеримого; познаваемого лишь с помощью духовного опыта; прямо проявляющего Самого Себя, кто постигает Сущего непосредственно (так же, как он способен увидеть плод амалаки у себя на ладони), кто живет довольный всем, кто свободен от недостатков, подобных похоти и гневу, кто обладает такими качествами, как умиротворение и сдержанность, кто не страдает завистью, жаждой материальных наслаждений, иллюзией и другими пороками, кого не касаются гордость, ложное эго и тому подобное, — действительно брахман. Это подтверждают шрути, смрити, Итихасы, Пураны и другие Писания. Без соблюдения этих условий человек не может стать настоящим брахманом».

 

Вопросы, заданные сообществом брахманов Восточной Бенгалии (Бангладеш), выступающих против ведических предписаний и нарушающих эти предписания

В октябре, в городе Дхаке, поправ приведенное выше изречение из шрути и желая проповедовать противную Ведам философию, сообщество брахманов Восточной Бенгалии задало вопрос через своих представителей кастовых Госвами. Они потребовали ответа от Шри Мадхва Гаудия Матха в Дхаке, но не только не выслушали его, но и вели себя совершенно предосудительно, о чем писал журнал «Гаудия». Поскольку со всех сторон раздавались требования последовательной критики, мы и публикуем настоящую статью.

Вопрос кастовых Госвами, которые отрицательно относятся к преданному служению Господу Вишну и которых постоянно беспокоят своими проблемами смарты, состоит в следующем: «"Малъчпк-брахман должен пройти обряд получения священного шнура в возрасте восьми лет". Каково значение слова «брахман», употребленного в этом изречении Вед? Относится ли оно к кастовым брахманам, изучающим Веды и совершающим аскезу, или просто к тем, кто родились в семьях брахманов, к потомственным брахманам?»

Ответ духовных брахманов из Шри Мадхва Гаудия Матха был таков: «Считать человека брахманом на том лишь основании, что он совершил множество аскетических подвигов, — неправильно, поскольку такой человек не знает прошлого, настоящего и будущего, обладает грубым видением, у него нет божественных качеств и он неспособен установить истину, ибо использует для доказательства пратъякшу и ануману, а не божественный духовный звук. Они недостойны называться брахманами и не готовы пройти обряд вручения священного шнура, у них нет необходимых для этого качеств. Что касается второй части вопроса, то такие качества, как аскетизм, возникают лишь после изучения Писаний, поэтому положение брахмана зависит и от изучения Писаний, а не только от совершения аскезы, каковое невозможно в возрасте восьми лет. Итак, нельзя сказать, что прохождение обряда вручения священного шнура в возрасте восьми лет неправильно, — нет, это правильно. Поэтому следует принять наш метод, находящийся в полном согласии с Писаниями».

Своими вопросами потомственные брахманы пытаются доказать, что они — настоящие брахманы.

 

Кастовые Госвами и их потомки неспособны согласиться с мнением шрути, смрити и Пуран

В «Бхагавад-гите» (4.13) Всевышний Господь говорит: чатур-варнъям майа сриштам гуна-карма-вибхагашах — «Я создал четыре общественных сословия в соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельности, связанной с ними». «Шримад-Бхагаватам» (11.5.2) утверждает:

мукха-бахуру-падебхьях пурушашьяшрамаих саха чатваро джагьире варна гунаир випрадаях притхак

«Четыре общественных уклада, во главе с брахманами, родились из лица, рук, бедер и ног вселенской формы Всевышнего Господа посредством различного сочетания гун материальной природы. Точно так же были сотворены и четыре духовных уклада». Кастовые Госвами и их заботливые друзья — сообщество смарт, живущее в системе извращенной варнашрамы, — не готовы принять вышеприведенные слова «Бхагавад-гиты» и «Бхагаватам» в их истинном смысле. Мы же неторопливо и подробно обсудим ценность этих воззрений. Но прежде всего мы хотели бы сказать, что наши оппоненты не принимают смрити и Пуран, находящихся в полном согласии со шрути. И поскольку они не способны принять истинный смысл Вед, они создают путаницу, которая, в свою очередь, ведет к новым беспокойствам. Правила проведения обряда вручения священного шнура приведены в Четвертой кханде,

Четвертой прапатхаке «Чхандогья-упанишады» из «Сама-веды», и говорят, что мальчик должен пройти через обряд вручения священного шнура в возрасте от восьми до шестнадцати лет. Однако в Писаниях можно найти правила проведения этой церемонии и для других возрастных периодов.

Ведические корыстолюбцы не желают давать священный шнур падшему юноше, перешагнувшему шестнадцатилетний рубеж, так и не пройдя соответствующего обряда. Но философы, также, как и преданные, не соглашаются с идеями корыстных тружеников и руководствуются другими разделами Вед. Корыстные труженики, идущие косвенным путем, не способны постигнуть надмирное знание и понять смысл служения трансцендентному Господу. Именно поэтому они даже представить себе не могут, что Веды учат человека отречению от корыстной деятельности и стремлению к высшей цели в форме реализации своих изначальных склонностей. Единственное их достояние — это их потомственный брахманизм.

 

Веды, их ответвления и Кальпа-шастры одобряют систему ведической

триданда-санньясы и ношение шафрановых одежд

В «Бхагавад-гите» говорится: на буддхи-бхедам джанаед агъянам карма-сангинам — «пусть мудрые не смущают умы невежд, привязанных к плодам своих дел». Различные ответвления Вед неотличны от Вед в целом. Подсчет лет и концепции времени описаны в Кальпа-шастрах, являющихся частью раздела Вед, посвященного астрологическому знанию. В различных разделах Вед находятся различные подразделы Кальпа-шастр и Джьотиша-шастр. Каждый вид корыстной деятельности питает многочисленные концепции, выраженные в бесчисленных разделах Вед. Среди Кальпа-шастр, например, «Ваджасанея Катьяяна Грихья-су-тры» содержат предписания, касающиеся ношения шафрановых одежд. А в Кальпа-шастрах из раздела Вед «Экаяна» ношение шафрановых одежд запрещено. Но это не значит, что один раздел ведического знания совершенно отрицает другой — всегда сохраняется уважение к иной точке зрения. Династический метод — не единственный способ определения того, кто является брахманом. Эти моменты подробно обсуждены в «Кашмир-агаме». Аргументы, представленные Апайя Дикшитой, ослепленным непочтением к Шри Ямуначарье, царю вайшнавов, вследствие незнания раздела «Экаяна», оказались совершенно ничтожными. Апайя Дикшита — просто безбожник, влюбленный в ложные аргументы. Он был против ведической системы триданда и не преуспел в доказательстве того, что преданные — не брахманы. Шри Пурушоттама Махараджа, последователь Валлабхачарья-сшшрйдййи, примерно наказал Апайя Дикшиту за безобразие, которое тот учинил в своей книге «Кальпатару-паримала», комментарии к «Шарирака-бхашье», комментарию Шри Шанкарачарьи к «Веданта-сутре». Если человек даст себе труд терпеливо разобраться во всем этом, он никогда не назовет посвященных вайшнавов не-брахманами. Не получив третьего рождения, или духовного посвящения, дваждырожденные считают, будто бы савитра-джанма — это высший предел. А в результате, из-за непочтения к великим душам, они падают даже со своего уровня савитра. Брахманы-вайшнавы школы Экаяна не являются потомственными брахманами, как думают невежды, они — дети Господа Вишну.

 

Гордые потомственные брахманы трудятся ради получения плодов, но не соблюдают

династического метода, описанного в «Сама-веде»

Вообще есть два мнения. Люди, лишенные преданности Вишну и принадлежащие к материальному бытию Брахмы, считают себя возвышенными потомственными брахманами и проходят десять видов кармических сам-скар. А дети Вишну, хоть и проходят самскары, описанные в «Ваджасанея Катьяяна Грихья-сутрах», но не запутываются при этом в корыстной деятельности.

Мадхва-гаудия-вайшнавы не возражают против системы потомственного брахманизма, их заботит лишь, чтобы эта династическая система сохраняла свою чистоту. Брахманы, которые, пройдя должным образом обряд вручения священного шнура в потомственной линии, нарушают и отвергают наставления смрити относительно самскар, просто искажают суть потомственной системы. Мадхва-гаудия-вайшнавы приводят следующий стих из «Ману-самхиты» Бхаргавии:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!