Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 16 страница



 

Будучи потомком Господа Брахмы, каждое живое существо входит в ачаръя-сантану

Брахма, изначальный духовный учитель, — первый среди ачарий. От него произошли и четыре варны, и все живые существа. Согласно различным видам деятельности, среди потомков Брахмы образовались многочисленные варны и касты. Итак, все живые существа суть санта-на изначального ачаръи, Господа Брахмы. Шри Гаурасундара и Его спутники прилагали особые усилия, чтобы сохранить у потомков ачарий то настроение служения, в каком пребывали их отцы.

 

Ачарья-сантана деградирует из-за своей кармы

Из-за своей прошлой кармы потомки ачарий часто не имеют качеств истинных ачарий. Кое-где глупость, невежество и поступки, далекие от преданности Богу, заставили ачаръя-сантану и ее приверженцев отвернуться от Господа Хари. В других местах лицемерие внесло смятение в ряды ачаръя-сантаны и пробудило к жизни порок среди их последователей. Искусственность и лицемерие привели к тому, что часть ачаръя-сантаны приобрела слишком много материальных чувственных объектов и погрузилась в ублажение чувств и накопление денег. Еще где-то потомки ачарий провозгласили украшением преданного служения невежество. В результате всего этого многие непреданные стали считать, что поклонение Хари — это разновидность лицемерия, и проповедь чистого преданного служения была приостановлена.

 

Поучение ачарьл-сантане

Все живые существа, созданные Всевышним, являются потомками ачаръи. Склоняясь к их стопам-лотосам, мы смиренно молим, чтобы они услышали самое главное из наставлений Шри Гаурасундары: «Оставив двуличие, став смиреннее соломы и терпеливее дерева, уважая других и считая себя самым падшим, непрерывно пой и повторяй имена Кришны». Тогда глупцы, подобные нам, увидев достоинства истинных ачарий среди тех живых существ, которые являются ачаръя-сантаной, пересекут непреодолимый океан материального существования и навеки погрузятся в служение Хари («Саджана-тошани», том 19, часть 2).

 

ВАЙШНАВА-ВАМША

 

Канишшха-адхикари — это вяйшяявы-материалисты

В этом материальном мире вайшнавы находятся на трех различных уровнях.

Вообще, все одушевленные тела — это слуги Кришны. Однако обыкновенные миряне, а также вайшнавы ка-ништха-адхикари и мадхъяма-адхикари считают тех, кто не проявляет признаков склонности к служению Кришне, ненавистниками Хари, богоборцами. Но на самом деле эти люди, хотя и не являются преданными, все же служат Господу Вишну. Господь Васудева пребывает в сердце каждого. Если бы Господь Вишну не присутствовал в материальном мире повсюду — в предметах как высшего, так и низшего порядка, — тогда ничто не могло бы существовать.

В материальном мире вайшнавы могут находиться на одном из трех уровней. Очевидно, что слуги Вишну, находящиеся на уровне каништха-адхикары, уже приступили к служению Божеству Господа Вишну с верой, но еще не познали себя. Вот почему, прославляя вайшнавов уровня каништха-адхикары, «Шримад-бхагаватам» описывает их как материалистов, а не как трансценденталистов.

 

Постепенное развитие каншитха-адхикари

Новообращенный, с великой верой служа Всевышнему Господу, обретает Его милость, и тогда перед ним открывается возможность постепенно расстаться со своим материальным мировоззрением. При этом чувственное наслаждение, благие дела и даже мирской имперсонализм с его стремлением к Брахману теряют в глазах такого каништ-ха-адхикари всякую привлекательность. Он утрачивает влечение к материальным объектам, и с этого момента его гордость за свою варну, богатство и чувственные наслаждения начинает сходить нанет. Как, созревая, плод меняет свою окраску, так, взращивая свою духовность, ваишмав-материалист поднимается на новый уровень.

 

Мадхьяма-адхикара вайшнава

Мы видим, что, развив свою духовность, мадхъяма-ад-хикари, общаясь с той же самой формой Божества, что и каништха-адхикари, созерцает ее более духовнозрелым взором. На этом уровне он уже не считает Божество сделанным из материальных элементов. У него появляется собственный реальный опыт взаимодействия с духовными сущностями и способность различать уровни преданных. Находясь на стадии мадхъяма-адхикары, вайшнав любит всех существ, дружит с теми, кто испытывает склонность к Кришне, и прекращает общение с теми, кто противопоставляет себя Господу. На этом этапе он начинает сталкиваться с различными препятствиями: порой он испытывает давление со стороны поклоняющихся самим себе майавади, иногда его порицают глупые приверженцы благочестия, а иногда он подвергается нападкам со стороны не подчиняющихся никаким правилам людей, поглощенных едой и выпивкой.

Постепенное развитие мадхьяма-адхикари

Мадхъяма-адхикари с радостью переносит подобные испытания и, по милости Кришны, никогда не отклоняется от служения Хари. Поскольку мадхъяма-адхикари более устойчив по сравнению со склонным к падению новообращенным, богоборцы уже неспособны запугать его. Мадхъяма-адхикари сознает, что Господь находится у него в сердце. Пребывая как чайтъя-гуру в сердцах преданных, Господь Кришначандра привлекает их к Себе, считая их Своими. По милости вайшнавов, духовного учителя и Хари, мадхъяма-адхикари достигает полной духовной реализации. В обиходе это называется самоосознанием.

 

Возвышенный вайшнав

Уровень, который гъяни называют дживан-муктой, или освобождение без оставления тела, на языке чистых вайшнавов называется самоосознанием, или выходом в запредельное. В таком состоянии у человека нет иного занятия кроме служения Кришне. Те, кто ссорятся из-за того, что правильно, а что нет в процессе служения, неспособны даже вообразить себе такую высоту. Считать, что служение Шри Шримад Вишнупады Гауракишоры даса Бабаджи Богу состоит из глиняного кувшина, питания сырой пищей, необычайной отрешенности или наставлений сахаджиям, и вследствие этого сосредоточивать на этих деталях все свое внимание — все равно, что есть кожуру плода, выбрасывая мякоть. Люди, опьяненные материальными, а не духовными объектами, никогда не смогут понять поступков маха-бхагават, или возвышенных преданных. Пока человек рассматривает составляющие преданного служения наравне с обычной деятельностью, направленной на удовлетворение собственных материальных потребностей, он не достигнет духовного осознания.

 

Вайшнава-вамгиа и ее противоположность

В мире можно встретить вамши, или династии, вышеописанных трех разновидностей вайшнавов. Слово «вам-ша» обозначает не только кровных потомков. Основой династий, появляющихся в мире, является дозволенное и регулируемое принципами варнашрамы общение мужчины и женщины. Но невозможно утверждать, что это — единственно чистый, неподдельный, сохранившийся до наших дней в неизменности метод. Ребенок рождается от соединения отца и матери. Мужчина может зачать в лоне своей почтенной супруги различное по своим качествам потомство. Поэтому само по себе чистое отцовство не может быть основанием для «наследственной» чистоты мирских династий.

 

Кровное родство и обязанности перед родителями

Родители — главные слуги своих сыновей. С самого рождения ребенка они прямо и косвенно служат ему телом, умом и речью. Долг благодарных сыновей — принять своей первейшей обязанностью служение родителям. Однако сын не может приступить к служению родителям немедленно после своего рождения. Пройдут годы, прежде чем он вырастет, созреет и в нем пробудится желание служить. Тогда он, в качестве наследника, начнет осознавать свой долг перед родителями. Таковы династии, в которых опыт родителей проявляется в сердце потомка.

Второе рождение через посвящение и обязанности по отношению к ачарье

Известно, что кроме физического рождения живое существо принимает рождение в семье ачаръи. Получая второе рождение, существо освобождается от тяжелой судьбы тех, кто обречен иметь только одно рождение. Ачаръя и га-ятри дают ему второе рождение, называемое савитра. Заново родившись в семье ачаръи, человек сможет глубже понять обязанности слуги. Родители служат ребенку, пока тот живет с ними. Как только в нем пробуждается способность к получению знания, его отсылают в гурукулу. Живя в гурукуле, он начинает понимать свои обязанности по отношению к родителям. Дваждырожденный ребенок получает больше возможности служить ачаръе. Дваждырожденный, являющийся слугой ачаръи, считает дом ачаръи своим собственным и принимает на себя обязанность разными способами служить своему духовному отцу.

 

Два вида наставлений, содержащихся в Ведах

От своего ачаръи дваждырожденный ученик получает знание Вед и ведической литературы. Ведические книги дают два вида поучений. Первый описывает способы приспособиться к материальной природе, оставаясь в этом мире. Второй дает знание о вечных духовных предметах.

Если ачаръя придерживается преходящих религиозных принципов, он будет учить своих подопечных мирскому поклонению, например карме или гъяне. Но если ачаръя оказывается не смартой, а преданным, он будет преподавать ученикам самые сокровенные разделы Вед. Ученик, испытывающий склонность к материальным объектам и вследствие этого увлеченный материальным мировоззрением, будет, несмотря на получение от ачаръи ведического знания, считать целью человеческой жизни материальные обязанности домохозяина. Но если ачаръя — преданный, он учит бхагавата-дхарме, той части Вед, которая называется «зрелым плодом древа познания» и помогает живым существам обрести вечную жизнь. Он учит различию между вечной и временной жизнью. Влекомый унизительной жадностью или материальными удовольствиями, ученик, завершив все формальности с ачаръей, возвращается домой, чтобы погрузиться в корыстную деятельность. Тот же, для кого материальные накопления бессмысленны, кто понимает, что они бесполезны для духа, — испытывает влечение к духовной жизни, и потому вместо возвращения домой принимает брихад-врату (целибат) или возвращается домой и получает духовное посвящение.

Посвящение и обязанности перед духовным учителем

Духовный ачаръя называется гуру. Давая посвящение, он дает живым существам третье рождение, вкладывая в них духовное знание. В третьем рождении человек развивает духовность и освобождается от материального мировоззрения. Мы уже упоминали о том, что вамша может расти не только через шаукра-джанму, или физическое рождение, но также и через савитра и дайкша джанму, то есть ведическое и духовное посвящения.

Отличия шаукра-джанмы от савитра и дайкша джанмы

Хотя жизнь с ачаръей или гу/гу-трансценденталистом отличается от простого продолжения рода, из-за подобия в преемственности все три линии называются вамшами, или династиями. В физическом рождении у сына развивается лишь ограниченное настроение служения своему отцу, но среди получивших савитра или дайкша джанму, то есть ведическое или духовное посвящение, желание служить ачаръе или духовному учителю, соответственно, сильнее. На пути преданного служения преемников оценивают по интенсивности их служения. Как сын врача необязательно наследует познания отца в медицине, и его знания в этой области скорее будут состоять лишь из собственного опыта, точно так же и рождение в семье вайш-навского гуру само по себе не делает из человека ачаръи или духовного учителя. Ни в одной из шастр, ни в одной из духовных дисциплин нет принципа, согласно которому духовное лидерство должно передаваться на основе только шаукра-вамши, или кровного наследования. Лишь некоторые двуличные, себялюбивые, непреданные домохозяева поддерживают такую точку зрения.

Вамши тех гуру-саннъяси, что принадлежат к признанным сампрадаям, ограничены их ученической преемственностью. В «Падма-пуране» написано, что мантры, полученные из непризнанной ученической линии, не принесут никакой пользы.

 

Злые намерения мошеннических сампрадай

На свет появилось множество философий, задача которых — обмануть глупцов, а обычные себялюбцы, обезумевшие от материальной гордости, неспособны опровергнуть эти философии и восстановить истину. Псевдо-сампрадаи набрасывают на истину свой покров. Попадаясь в их ловушку, многие несчастные люди отклоняются от истины и вместо того, чтобы прогрессировать в духовной жизни, запутываются в сетях анартх. Если сын врача начинает лечить людей, не овладев медициной, если сын машиниста начинает водить поезда, не зная принципа работы паровоза, если сын хорошего пловца, сам толком не умеющий плавать, ведет на глубоководье людей, чтобы учить их плаванью — не трудно представить, к каким пагубным последствиям это приведет.

 

Заключение

Можно хвалиться рождением в потомственной династии вайшнава, можно выставить на всеобщее обозрение бездыханный труп преданного служения, но пока мы не обретем твердой веры в служение Хари, мы будем лишь обманывать себя и станем врагами общества. Ачъюта-готра не является шаукра-готрой, или телесной семьей, поэтому название вайшнава-вамша относится не только к кровным династиям. Духовные вайшнавы, принадлежащие кАчъю-та-готре, или семье Кришны, передают свой духовный авторитет только самым надежным ученикам. Недостойные потомки не смеют заявлять права на преемственность потому лишь, что они родились в определенной семье. И даже если им удастся захватить это положение, они не смогут отстоять его. Это же справедливо и для династий Господа Вишну. Господь и Его преданные в определенные моменты времени являются в разных династиях материального мира, и ничто не препятствует рождению в тех же самых династиях демонов и непреданных. Сын Господа Вишну — не Господь Вишну, но вайшнав. Поэтому, начиная с третьего поколения, разница между потомком Вишну и потомком вайшнавов исчезает («Саджана-тошани», том 19, часть 7/8).

 

СМАРТА РАГХУНАНДАНА (Предисловие)

 

Рагхунандана — главный смарта Бенгалии

Многие дети, старики и женщины индусской арийской общины Бенгалии слышали имя Рагхунанданы. Но и те, кто не слышал, конечно же, заинтересуются его личностью. Вкратце Рагхунандану можно охарактеризовать так: он — главный смарта Бенгалии.

 

Абсолютная Истина приходит свыше

Смарты — это те, кто знает смритщ поэтому естественно спросить, что такое смрити. Знание Высшей Истины низошло от Повелителя Вайкунтхи в сердце Брахмы. Шри Нарада получил это знание от Господа Брахмы и передал его Вьясадеве. Брахма описал Абсолютную Истину Нараде; Нарада описал ее Вьясадеве. Из рук в руки передавалась Абсолютная Истина от Вьясы вниз по цепям ученической преемственности истинных сампрадай.

 

Восходящий процесс потомственной преемственности мешает передаче Абсолютной Истины

От Брахмы пошли поколения мудрецов, основанные на кровном родстве. Их путь, питаемый материальным знанием, в отличие от пути преданных, на котором знание передается сверху вниз через ученическую преемственность, превратился в восходящий процесс познания. Эти мудрецы и три варны, подчиненные им, считают, что материальное знание приносит им благо, и поэтому на основе непосредственного восприятия выдвигают те или иные гипотезы, что препятствуют распространению нисходящего знания через ученическую преемственность. Избравшие путь нисходящего знания достойны обрести Абсолютную Истину. Те же, кто поддерживает метод восходящего познания и приняли как средство достижения неоспоримого предназначения этот внешний восходящий путь, всеми силами пытаются принизить славу Абсолютной Истины. В результате они, хотя и заявляют с гордостью о своей вере в Веды, на самом деле стремятся принизить их. Это совершенно очевидно.

 

Различие мнений присуще только восходящему процессу; в нисходящем процессе нет противоречий, напротив — в нем проявляется полная гармония многообразия

Как только мудрецы начинают толковать Веды, искажая их истинный смысл, тут же в их заключениях возникают различия. На восходящем пути один мудрец вызывает на диспут другого и пытается убедить его в своей правоте. На нисходящем пути, однако, не увидишь подобных побед и поражений. Все ощущаемое многообразие используется в служении недвойственной Божественной Личности; и никто не страдает ни гордостью, ни ненавистью к Хари.

Предсказание о тех, кто идет восходящим путем и не имеет веры в слова духовного учителя

Из уст истинного духовного учителя не услышишь речей, независимых от шастры. Они вскормлены шастрой и полностью соответствуют ей. Благой восходящий путь, к которому иногда прибегают, чтобы понять Абсолютную Истину, подчинен нисходящему пути. Но когда нисходящим путем пренебрегают, адвая-гъяна, или знание недвойственной субстанции, оказывается в большей или меньшей степени подавленным. Повсюду, где духовному учителю перестают оказывать должный почет, восходящий процесс в форме неповиновения духовному учителю немедленно создает извращенное мышление виварта-ва-да плпмайяваду — теорию иллюзии, исполненную гордости и питаемую четырьмя недостатками, такими как совершение ошибок, заблуждение и так далее. Подобное болезненное состояние мышления неизбежно превращается в источник распущенности.

 

Люди, пренебрегающие словами духовного учителя, не способны понять наставления Вед

Когда люди, пренебрегающие духовным учителем, предпринимают безумную попытку понять ведическую литературу самостоятельно, множество противоречивых мнений возникает в их созидании. Тем не менее, если эти умники перестанут гордиться своим благородным происхождением и утвердятся в истинном знании, последовав нисходящему процессу, они станут петь гимны «Са-ма-веды» точно так же, как они поют гимны «Риг-веды». Гордецы, погрязшие в телесных представлениях о жизни, недостойны слушать духовного учителя. Когда ученым удастся, наконец, смирить свою материальную гордость и они поселятся в гурукуле, чтобы изучать Веды, тогда они смогут, наконец, постичь смысл слушания и изучения Вед. Познание предмета на слух называется смрити, другими словами, познание предметов, преподаваемых в гурукуле устно посредством нисходящего процесса, и поступки, совершаемые на основе полученного в гурукуле знания, — это и есть исполнение смрити.

 

Смрити Рагхунанданы, следующего восходящим путем, наносят преданным вред

Правила и предписания, которые наш соотечественник Рагхунандана Бхаттачарья проповедовал как смрити, приносящее благо тем, кто идет восходящим путем, оказываются неприемлемыми для преданных. Мирские или общественные смрити действительно могут принести людям какое-то благо, но тех, кто идет нисходящим путем, они уводят от цели и приводят к падению. Сведущие в литературе смрити смарты, следуя восходящим путем с его кодексом поведения, начинают создавать общины, которые лишь тормозят духовный прогресс. Преданные считают такие попытки препятствиями на пути духовной жизни.

 

Разница между смрити, направленными на материальное наслаждение, и смрити,

направленными на служение Богу

Смрити духовных людей и карми неодинаковы. Смарты и преданные рассматривают смрити, или учение Вед, на разных уровнях. Духовные люди говорят: лаукики ваидики вапи я крия криятемуне хари-севанукулаива са карья бхактим иччхата

Это означает, что все поступки бхакты предназначены для удовольствия Господа Хари. Любые виды обыденной деятельности, философствование и чувственное наслаждение, которыми поглощены сообщества людей, лишенных преданности Хари, являются лишь доказательством их стремления наслаждаться помимо Хари. Лишь те, кто жаждет вечно пребывать в царстве враждебности к Хари, не могут, несмотря на всю их искушенность в мирских предметах или в Ведах, понять важность служения Хари. Мнение таких смарт весьма отличается от мнения тех, кто следует путем бхакти. Между обыкновенными и духовными смрити лежит пропасть.

 

Духовные смрити и мирские смрити никогда не сходятся во мнении; они различаются принципиально


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!