Скольжения в верхней части гармоники



Еще одно упражнение на скольжение по гармонике. Всё уже не сложно, но уже в верхней части гармоники. Добрались и до нее.

Разучивать и играть аналогично тому, как ранее играли "слайдинг" внизу и в середине гармоники.
Вверху гармоники следует более деликатно использовать дыхание для извлечения нот, т.к. язычки более короткие, а отверстия более мелкие. При агрессивной подаче, гармошка будет затыкаться и не будет звучать.
Не торопистесь и начните разучивать это упражнения в умеренном темпе. Очень важно сохранять единый темп всего упражнения, играть ноты без скачков и рывков, лишь плавно передвигая гармонику.

И в завершение упражнений со слайдингом, вот еще одно упражнение, совмещающее вертушку и скольжение по гармонике.

Бенды на выдохе.

Обычно, вся игра вверху гармошки, и следовательно, бэнды на выдохе, используют для игры в первой позиции. Там с бэндами доступен блюзовый лад, так же, как во второй позиции внизу гармошки с бэндамми на вдохе.
Такую игру можно услышать, как правило, в довоенном блюзе, т.н. pre-war blues. В качестве примера исполнителя, играещего в этом стиле, можно привести такого известного исполнителя, как Jimmi Reed.

Предупрежу сразу: любая новая техника, котоую вы будете осваивать на гармошке, субективно для вас будет означать, что вам опять надо будет учиться заново. С бендами на выдох так и будет - сразу вы его не сыграете и даже не поймете, что надо делать, чтобы понизить ноту на выдохе. Хоть физика процесса будет той же самой, для вас всё будет по новому, из-за того, что теперь вам придется контролировать выдох.

Если вы отработали предыдущие упражнения, то уже почувствовали и поняли, как надо правильно дышать и играть верхние отверстия. Первое впечатление, что в гармошку достаточно дуть, на практике оказывается ошибочным. Игра в разных частях гармоники немного отличается и вы должны это почувствовать и привыкнуть к этой особенности губной гармоники.

Последние отверстия достаточно сложные и без бэнда.
В плане дыхания, они более "мелкие", чем низкие, так как ноты там высокие, язычки очень короктие, и глубина каналов в гребенке тоже маленькая.
Всегда важно следить, чтобы вдох, а здесь и выдох делались лёгкими, а не щеками, иначе звук будет передавлен и искажен. На высоких отверстиях это будет заметно еще сильнее. Если не дышатьа, а неправильно дуть в гармонику на верхних отверстиях, то они могут вообще не заиграть и будут затыкаться.
Гармошка на этих отверстиях должна находиться не так глубоко в губах, как на нижних отверстиях (но всё равно, губы не должны быть поджату и не нужно складывать их трубочкой), а фокусировка губ на отверстии должна быть более тонкой. Для этого нужно слегка напрячь верхнюю часть щек, как бы, сощурив глаза. Потом, конечно же, не нужно будет щуриться, но сейчас попробуйте так, чтобы понять, какие мышцы нужно использовать.

Бэнд на выдохе берется на отверстиях 8, 9 и 10. Бенд здесь берется на выдохе потому, что более высокая нота на этих отверстиях играется на выдохе - бендятся всегда верхние ноты на отверстии.

При отработке бендов на выдох нельзя играть тихо. Если вы сели заниматься, но боитесь кому-то помешать, то скорее всего у вас либо ничего не получится, либо минут через 15 вас начнут все ненавидеть (ваши близкие или соседи, или даже коша или собака) за те ужасные звуки, которые вы издаете. Бенды на высоких звучат очень пронзительно и начинают получаться только при достаточно громкой игре. Найдите место, где вам никто не будет мешать заниматься или вы никому не будете мешать. Бэнды на выдохе нельзя играть тихо. Их надо делать сильно, иначе, он не включится. Тут вам придется поискать и поэксперемнтировать.

Бэнд на выдохе получается, если "поддавить" язычок на выдохе струёй воздуха, как бы сверху, причем звук должен быть достаточно сильным и громким, а дуть нужно, как бы сверху вниз, но не забывать, что напрягать губы здесь не следует - работают только легкие и язык.
Очень близкое ощущение и положение языка, как будто вы попытаться сказать "СьСьСьСьСьСЮ!" Мягкое "С", без "Ю". На "Ю" должна играться чистая нота без бэнда. Язык должен подниматься к нёбу к ступеньке за зубами, так, чтобы это заставило воздух протискиваться между языком и нёбом.

Я бы советовал попеременно пытаться найти бенд на выдохе на 8 и 9 отверстиях.
Как и на вдохе, бенд скакнет ступенькой, но до того как он скакнет, нужно стараться плавно его понизить с чистой ноты до бендовой.

Написанные ниже упражнения те же самые, что и для бендов на вдохе, которые мы изучали в нижней части гармоники. Отработайте их сначала для 9-го, а потом и для 8-го отверстия (или наоборот, в зависимости от того, на каком из этих отверстий вам удалось быстрее найти нужный бенд), и только после этого переходите к следющим упражнениям.

    9 отв. 8 отв.
a)
b)
c)
d)

Следуюшие упражнения, как и ранее, добавляют к бендам ноты на соседних отверстиях. Те же самые вертушки. Тут уже больше нечего писать, просто послушайте примеры и отработайте эти упражнения, сначала подготовительные - а) и b) и затем соедините их в месте в упражнение с)

a) c)
b)      
     

 

Еще раз обратите внимание, как Роман заканчивает упражнения. Не просто бросает на последней ноте, а доигрывает их, как музыкальные фразы. Попробуйте повторить так же. Не обязательно повторить концовку нота в ноту, как это делает Роман, просто постарайтесь, чтобы ваши фразы получались законченными. Это хорошие фишки, которые потом вы сможете использовать для построения своих соло.

Блюзовая фраза в 1-й позиции

Закрепляем отработанные бенды на выдохе и соединяем всё в одну музыкальную фразу вместе с бендами на вдохе. Ничего сложного для нас тут уже нет. Слушаем и разбираем.

Несколько моментов, на которые надо обратить внимание.
Не забыть про артикуляцию языком, там, где она проставлена кружком над нотами.
Форшлаг перед 4-й нотой, играется как быстрый переход с бенда на выдохе на чистую ноту.
Две слигованные ноты соль на вдохе играются, как одна без паузы.
Первая нота во второй фразе играется в октаву 1xx4 с блокировкой языком, но, если это пока сложно, берите пока одно 4-е отверстие.
Обратите на это внимание, когда будете слушать звуковой пример и когда будете разучивать этй фразу.

Эта фраза немного непривычно звучит, особенно, без аккомпанемента. В принципе, в зависимости от гармонии, ее можно сыграть и в тональности До и в тональности Соль. Если играть эту фразу совершенно одинаково, но под разный аккомпанемент, то она будет звучать по разному. Изменится ее позиция, по отношению к аккомпанементу, но сама фраза и ноты, ее составляющие будут теми же самыми.
Если будет желание попробуйте сыграть ее под блюз в Соль и под блюз в До.

10-е отверстие, я бы советовал осваивать уже, когда вы будете уверенно брать бенды на 8 и 9.
Для освоения бендов на 10-м отверстии, лучше взять гармошку пониже, например А.
Не на всех гармошках, особенно на тугих или на высоких, типа E и F, бэнд на 10-м не всегда удается контролировать даже профессионалам. А бендовых ноты там две - на пол-тона и на тон. Вот этот полутоновой самый бенд трудный, т.к. требует очень точного контроля и попадания в нужный интервал. Любое минимельное изменение формы ротовой полости, движение языком или ненужное напряжение мышц во рту или в горле будет сильно влиять на тон этой промежуточной бендовой ноты и на сложность ее удержания. Это достигается только практикой, расслаблением ненужных для игры мышц и точным контролем бендинга на 10-м отверстии.

Способ освоения вам уже известен - сначала плавное понижение от чистой ноты до самой низкой бендовой ноты на данном отверстии и обратно. После того, как начнется получаться плавно, учимся попадать в нужные ноты сразу и играем ступеньками С - Bb - B - Bb - C.

Не нужно путать бэнд на выдохе и Overbend (передувание) - overblow и overdraw - на вдохе и на выдохе, соответсвенно.
Всё, о чем здесь говорилось, это бенды. Они позволяют понизить ноты, в то время, как передувание позволяет повышать ноты.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 621; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!