Блюзовый лад в верхней части гармоники



Теперь сыграем блюзовый лад во 2-й позиции и в верхнем регистре гармоники.

Блюзовый лад на всей гармонике

И в завершение изучения блюзового лада соединим два предыдущих упражнения в одно и у нас получится следующая музыкальная фраза:

Практически все фразы (не все, но многие), которые вы будете играть на гармонике, исполняя блюз во второй позиции будут содержать эти ноты. На основе блюзового лада очень удобно строить импровизации и обыгрывать разные мотивы, отвлекаясь от них на проходы по ладу, заменяя отдельные фрагменты мелодий на ноты блюзового лада. Это уже будет не сложная импровизация. Погоняйте блюзовый лад, чтобы вы без ошибок могли чувствовать его ноты и не играть случайно ноты, которых в нем быть не должно.

Бенд на 1-м отверстии

Теперь когда, бэнд получается уже нормально на 4-м отверстии, можно переходить к 1-му отверстию.

Возможно, о том, что я сейчас напишу, следовало написать выше, но я надеюсь, что сейчас это поможет вам лучше понять, чем отличается бендинг на разных отверстиях.

Стив Бекер на мастерклассе, проходившем в Санкт Петербурге в 2005-м году, объяснил, что для получения хорошего и сочного звука при игре на гармонике можно добиться (и это нужно делать), если менять размер ротовой полости индивидуально для каждого звука, извлекаемого из гармонике. Вокальный аппарат музыканта в данном случае работает как резонатор, поэтому для каждого звука, извлекаемого из гармоники, его размер должен быть уникальным. Фактически, размер резонатора при извлечении определенной ноты на гармонике должен быть точно таким же, как если бы вы попытались эту ноту просвистеть. Это не модель и не метафора, это физический и физиологический процесс. Звук, извлекаемый на гармонике будет самым громким, если исполнитель создаст для него оптимальный резонатор. Если вы не создадите эту ноту в себе, вы не будете звучать. Все хорошие исполнители осознанно или неосознанно делают это. Собственно, проблема большинства новичков, осваивающих гармонику, это не выстроенный правильно резонатор, и как следствие плохой звук.
Попробуйте просвистеть сейчас без гармоники гамму или просто посвистеть, плавно изменяя тон свиста от низкого до высокого и обратно. Вы заметите, как вы интуитивно меняете размер резонатора, для получения нужного тона. Естественно, это работает и на выдохе и на вдохе. Вы умеете свистеть на вдохе? Я умею и делал это с детства, еще до того, как начал заниматься гармоникой.
Теперь возьмите гармонику, сыграйте на ней любую ноту, например, 4-е отверстие на вдохе (или на выдохе), а потом просвистите эту ноту на вдохе (или на выдохе). Не обязательно свистеть громко, звук может быть едва слышен, но важно попасть в нужный тон, просвистеть ту же ноту, что вы сейчас извлекли на гармонике. Подберите на слух, чтобы ноты совпадали, а потом не меняя размер ротовой полости еще раз возьмите эту ноту на гармонике. Звук будет лучше, чем до этого. Вы должны наработать и привыкнуть это делать неосознанно при игре на гармонике и тогда вы будете очень хорошо звучать.
Возращаясь к бендам, теперь должно быть лучше понятно, чем отличается бендинг на разных отверстиях.

На первом отверстии всё работает точно так же, как и на 4-м, только в первом отверстии язычки более длинные, ноты более низкие, а значит и бенд (в плане дыхания) более "глубокий", а размер резонатора самый большой.
Для игры бэнда на 1-м отверстии, делайте то же самое, что и на 4-м, только старайтесь, ещё больше поджать язык, и чтобы воздух проходил более глубоко в живот. Бэнд здесь делается во рту поглубже, поближе к горлу.

Когда вы найдете бэнд на первом отверстии, попробуйте поиграть те же упражнения, что приведены выше для 4-го отверстия.

a)   d)  
b)   e)  
c)   f)  

Звука к этим упражнениям у меня к сожаления пока нет, т.к. Роман записал мне их только для 4-го отверстия, но сказал, что тоже самое надо играть и для 1-го и 6-го. Чередование вдохов, выдохов и бендов в них то же самое. Возможно, у кого-то из учеников Романа они потом найдутся и я их выложу со звуком.

Почему то у многих на первом отверстии понять принцип понижения получается проще, чем на 4-м и так называемые пре-бенды люди уже пытаются делать, но сделать глубокий бенд на 1-м сразу почти ни у кого не получается. Звук чуть понижается но не максимально, на сколько это возможно до появления характерного зуда на горле.
Мне кажется, первое отверстие чуть проще потому, что нет острой необходимости держать фокус точно на одно отверстие, т.к. в корпусе гармоники, слева от первого отверстия больше нет отверстий, которые надо блокировать губами. Начинающему легче получить одиночную ноту на первом отверстии, чем учиться попадать, например в 4-е, поэтому и при освоении понижений нет необходимости точно контролировать губы и можно сосредоточиться на бендинге. Как сказал мне тогда Роман "на первом отверстии ты расслабляешься и отдыхаешь, а на остальных должен собраться".
Отвлекся, буду надеяться, что это кому то поможет понять принцип бендинга.

Для закрепления играем те-же упражнения, что были приведены для 4-го.

Бенд на 6-м отверстии

И наконец еще одно отверстие, на котором возможен бенд на вдохе только на пол тона - это 6-е отверстие.

Аналогичным образом осваиваем бенд на 6-м отверстии. Существенных отличий от бэнда на 4-м отверстии тут нет. Только бенд тут более "мелкий" (так как язычки короче, а ноты выше), а объем вокального резонатора при этом должен быть значительно меньше, чем при извлечении нот на первом отверстии.

Для того, чтобы сыграть бенд на 6-м, нужно произносить уже не "У", а "Ю", точнее мягкое "Ю" как в слоге "тЮ".
Вокальный резонатор, необходимый для извлечения нужного звука будет меньше, а вся техника бэндинга будет сдвигаться ближе к зубам.

Начинаем опять с чистой ноты на вдохе. Языком для ориентировки можно коснуться обратной стороны зубов, а затем нужно ПЛАВНО оттянуть язык к небу, примерно до тех пор, где кончается десна и начинается нёбо (языком можно почувствовать это место, как ступеньку). В какой-то момент чистая нота сорвётся и звук пропадет. Вот в этом месте и "живёт" бэнд. Попробуйте зацепится за это положение. Деликатно поискать здесь бэнд. Артикулируя языком, бенды получаются чуть легче - нужно помочь себе языком, сыграв "тЮ-тЮ-тЮ". Причем язык на "т" должен находиться на "ступеньке" во рту между десной и нёбом.

Секрета никакого тут нет, надо настойчиво сидеть и пробовать, искать то положения мышц, чтобы научиться получать и контролировать этот бенд. Это нудно, скучно, но научитсья этому надо.
Когда бенд у вас начнет получаться, закрепите его, поиграв упражнения, написанные для 4-го и 1-го отерстий.

"Вертушки"

"Вертушки" - это музыкальные фразы, замкнутые сами на себя, которые можно играть непрерывно, многократно их повторяя.
Главное достоинсво "вертушек" состоит в том, что они очень полезны для отработки бендинга, а освоив, их очень удобно использовать в соло при игре на гармонике. Они очень органично вписываются и красиво звучат. Вот некоторые из них.

a) c)
b) d) звука пока нет
     

 

При разучивании этих вертушек начинайте с медленной скорости, и по мере освоения увеличивайте скорость исполняемых вами нот, но не загоняйтесь в ущерб четкости и качеству извлекаемых нот.
Играйте по несколько повторений разучиваемой фразы, до тех пор пока не почувствуете, что вам скоро не хватит воздуха. Оставьте небольшой запас воздуха на выход из вертушки и не надувайтесь до предела. Не обрывайте вертушку просто так, старайтесь завершить её переходом в тонику или в одну из ступеней аккорда, чтобы играемая фраза получилась завершенной, так, как это делает Роман в звуковых примерах.

Аналогично бендам, те-же самые вертушки можно играть с использованием бендов на 1-м (кроме b и с) и на 6-м отверстиях (кроме d), начиная с соответствющей бендовой ноты и, сохраняя взаимное расположение нот и отверстий гармоники в этих фразах.
Попробуйте поиграйте эти вертушки для бендов на 4-м, 1-м и 6-м отверстиях. Это очень полезно для разработки скорости и качетсва бендовых нот.

Бенды на тон и полтора тона

Итак, на отверстиях 4, 1 и 6 можно сыграть только 1 бэнд, так как между нотами на вдохе и на выдохе расположена только одна нота. Посложнее на 2-м, и самое сложное на 3-м - т.к. там несколько бэндов и самый нижний - самый глубокий.

Прежде чем учить бэнд на 2-м и 3-м посмотрим, сколько их можно взять на этих отверстиях.
Посмотрим на примере гармоники в ключе С.

В бенде всегда участвуют оба язычка в отверстии, поэтому понижение происходит по полутонам между тонами язычков в отверстии. При этом понизить (сбэндить) можно только более высокий звук в отверстии.
Внизу гармоники более высокие ноты в отверстии играются только на вдохе, поэтому и бэнд там играется тоже только на вдохе.

На 3-м отверстии между Соль и Си и выходит целых 3 бэндовых ноты - G#, A и Bb.
На 2-м отверстии - между Ми и Соль получится сыграть - F и F#.
На 1-м и на 4-м только - Db.
На 6-м - Ab.
Очевидно, что на 5-м и на 7-м отверстиях бэндов не получится (полутонов нет), а если и получится, то это будет нечто среднее между полутонами (почти четверть тона). Понижения на этих отверстиях возможны, но новой ноты мы тут не получим и бендинг на этих отверстиях используется только для украшения.
Начниающим бендить эти отверстия настоятельно не рекомендуется, пока не научились деликатно контролировать усилие при извлечении бендов. Самый часто ломающийся язычок у начинающих гармошечников - это 5 выдох, т.к. именно он получает наибольшие напряжения при извлечении бендов на вдохе на 5-м отверстии.

Итак, продолжим осваивать бэнд на 2-м и 3-м отверстиях.
В общем, особой сложности и отличий от освоенных бендов тут нет.

Бенды на 2-м отверстии

Возьмем ноту соль на вдох на 2-м отверстии, и попытаемся ПЛАВНО понизить эту ноту.
Нужно делать это спокойно и аккуратно. Сначала бэнд будет срываться, но мы уже должны научится его нормально удерживать.

Так как на 2-м отверстии можно сыграть 2 бэнда, сначала проще научиться извлекать и удерживать самый низкий бэнд на этом отверстии, т.к. ниже, чем он получается его не сыграешь. При этом появляется такой характерный зуд в горле и на голосовых связках (когда недобендил - зуда нет), такой же зуд появляется при бендинге и на 1-м и 4-м отверстиях (только бенд там единственный).

Попробуйте поиграть плавный переход от чистой ноты на вдохе до самого нижнего бэнда и обратно. Потом попытайтесь сразу взять бэнд, и плавно "отпустить" его до чистой ноты на вдохе. Для того чтобы сыграть бенд сразу попробуйте сделать следующее: Сыграйте "чистая нота на вдохе - бэнд на вдохе", потом перестаньте играть и уберите гармошку, но не меняйте ничего во рту. Там всё должно остаться так же, когда вы брали бенд, а теперь возьмите гармошку в рот и продолжите играть бэнд.

Как же теперь поймать тот бэнд, который находится между самым низким бэндом и чистой нотой? Вот для этого мы и тренировались играть плавный переход. Когда вы играете плавный переход от чистой ноты к бэнду, в какой то момент звук пропадает. Это оно и есть! Тут и нужно искать этот бэнд. Попробуйте поТУкать языком в этом месте, найти как бы ступеньку, на которой стоит бэнд. Поищите получше, он там точно есть.
Если у вас долго не получается, попробуйте прерваться, вспомнить, как нужно правильно дышать (Упражнение номер 1).
Если не получается поймать бэнд на 2-м отверстии, вернитесь к 4-му отверстию, вспомните то ощущение, как он у вас получился. Попытайтесь теперь опять попробовать взять бенд на 2-м.

Главное быстро не сдаваться, но и не перетруждать себя на столько, что уже невозможно брать и чистые ноты. Всё хорошо в меру.

Поиграйте плавный переход к нижнему бэнду и обратно и, наоборот - с бэнда к чистой ноте на вдохе - все те же самые упражнения, что мы играли для бендах на других отверстиях, Правда тут добавляется еще кое что:
Поиграйте по очереди (дискретно): чистая нота на вдохе - бенд на полтона - бенд на тон и обратно, как бы шагая по "ступенькам", как по клавишам на пианино G-F#-F и F-F#-G (это для С гармошки).

Don Baker Stomp

Это упражние из школы Дона Бэкера "Begining Blues Harp". Оно позволяет поработать над соблюдением баланса на вдохе и на выдохе, а так же отработать бенды на тон на втором отверстии.

Обратите внимание и послушайте в примере, что первую строку, заключенную в тактовые черты с двойными точками, нужно играть 3 раза. Такое обозначение в нотах называется репризой.
Галочкой в паузе в середине первой строки, Роман обозначил то, что тут надо сделать выдох мимо гармоники, чтобы избавиться от лишнего воздуха, и не забываем играть ноты с кружком с артикуляцией языком.

Это упражнение сложно играть и разучивать медленно, т.к. в нем присутствует очень много нот на вдохе, и мало на выдохе. Если играть его медленно, то длительности нот увеличиваются и вы будете набирать очень много воздуха на вдохе и вам не хватит дыхания чтобы доиграть фразу до конца. Вспомнлили, что очень важно не вдыхать через нос, при игре нот на вдохе, чтобы не набирать лишнего воздуха, не участвующего в получении звука. Постарайтесь выбрать оптимальную скорость при разучивании, а потом, когда вы запомните ноты и упражнение начнет получаться, его уже можно будет играть побыстрее.

Бенды на 3-м отверстии

Ну, вот осталось только 3-е отверстие. Писать осталось совсем мало, но заниматься придется побольше чем для предыдущих бендов.

В общем, что нужно я уже рассказал. Думаю, принцип вы уже поняли. Всё нужно делать точно так же, как и на 2-м отверстии, только на 3-м отверстии - самый глубокий бенд, и будет 2 промежуточных "ступеньки" между "зудящим" бэндом (самым низким здесь) и чистой нотой на вдохе.

Побольше времени уделите этим самым "средним" бэндам. Они очень часто используются в блюзе. Нужно научиться брать эти бэнды спокойно без всякого напряжения, правда это касается всех нот и бэндов на гармошке.

Возвращаемся все к тем же упражнениям - плавный переход к нижнему бэнду и обратно и, наоборот - с бэнда к чистой ноте на вдохе.

Поиграйте по очереди (дискретно): "чистая нота на вдохе - бенд на полтона - бенд на тон - бенд на полтора тона" и обратно. Пошагайте по "ступенькам", как по клавишам на пианино B-Bb-A-Ab и Ab-A-Bb-B (это для С гармошки).

В заключение этого раздела скажу, что не нужно относиться к бэнду, как чему-то особенному. Просто запомните, что есть 3 вида дыхания: вдох, выдох и бэнд (никакой не лучше и не хуже двух других). Поэтому, играя мелодии, используйте эти 3 приёма в равной степени (естественно, вдох и выдох освоить будет легче, а над бэндом придется поработать побольше).

Мелодии с бендами

Первый блюз - Dust my Blues

На основе, освоенных ранее упражнений, уже можно попробовать сыграть не сложный блюз.

Первая фраза играется два раза. Для украшения в конце этой фразы можно сыграть аккомпанимент аккордрами. При разучивании фразы аккорды можно пока опустить, и добавить их уже потом, когда вы запомните, что нужно играть. Добавить аккорды в паузе будет не сложно, а результат получится интереснее.
В средней фразе, я думаю всё должно быть понятно.
Последнюю фразу можно закончить по разному. Вариант а) лучше использовать для завершения соло и продолжения его сначала, а вариант б) будет хорошо звучать для завершения всей композиции.
Послушайте пример.

"Индейская" песенка

Не очень сложная песенка для разучивания и для отработки бендов на пол-тона и тон.
Необычнось и интересность этой мелодии в том, что это 5-я позиция, т.к. она ложится на гармонию в ми мажоре и оканчивается на тонику МИ, хотя по началу похоже, что она играется во второй позиции в соль.

Аудио пример записан 3 раза, сначала медленно для разучивания, потом быстрее для, того, чтобы можно было поиграть вместе и запомнить мелодию и 3-й раз с нормальной скоростью.
Не забывайте и привыкайте отстукивать ритм ногой, когда разучиваете и когда играете.

Блюзовая фраза

Быстрая блюзовая фраза, использующая смещение гармоники с игрой по одной ноте на каждом отверстии. Фраза очень похожа на начало известной вещи "Juke" Литл Волтера.
Тут важно научиться играть фразу ровно без рывков, чтобы ноты плавно перетекали одна в другую, как бы на одном скольжении от второго отверстия до 6-го.
Второй важный момент, чтобы научиться успевать менять вдох на выдох при переходе с 4-го отверстия на 5-е, не допуская запинок и заиканий или появления ненужных нот, возникающик, если сменить дыхание не вовремя. Например, будет плохо звучать, если сменить вдох на выдох, еще не уйдя с 4-го или, чуть задержть вдох уже, перейдя на 5-е. Важно, чтобы смена вдоха на выдох произошла точно в тот момент, когда произойдет смена отверстия. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Начинайте разучивать медленно, пока ваше тело не запомнит, как надо играть эту фразу, и уже потом, постепенно учитесь играть эту фразу все быстрее и быстрее, доведя до ее нормальной скорости.

Вторая фраза похожа на первую, но с добавлением бендовой ноты на (3)".

Немного практики по той же схеме, описанной выше, и эта фраза будет вами освоена.

Старайтесь не пропускать эти упражнения. Каждая выученная фраза, это еще одна фраза в ваш блюзовый словарик, который вы потом сможете использовать для построения своих импровизаций.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 682; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!