Условные обозначения, предназначенные для упрощения записи упражнений
Мелодии обычно записываютя нотами на нотном стане.
Для удобства обучения на гармонике под каждой нотой пишут номера отверстий гармоники, в которые надо играть и указывают направление воздуха через отверстие - вдох или выдох. Стандартное же нотное обозначение позволяет указать и длительность данной ноты.
Следовательно, вы можете смотреть только на ритмику фраз и следить за длительностью нот, играя в указанные отверстия. Даже если у вас гармошка в другом ключе, представьте, что она в ключе С и играйте в те же отверстия. Мелодия автоматически будет транспонирована в другую тональность, в зависимости от того, на сколько тонов отличается ключ вашей гармоники от гармоники С.
Ноты или аккорды, извлекаемые на вдохе, мы будем обозначать номером отверстия в кружке, ноты на выдохе - без кружка.
Отверстия гармоники, одиночные и в аккорде:
вдох | выдох |
Маленький кружок над нотой означает, что данная нота играется с артикуляцией языком. Исполняется, как "та" | Галочка над нотой показывает, что ноту надо акцентировать. |
Бенды на вдох:
бенд на пол-тона | бенд на тон | бенд на полтора тона |
Дальнейшие дополнения к условным обозначениям будут появляться по необходимости.
Как держать гармонику
Зажмите гармонику между большим и указательным пальцами левой руки, но не засовывайте ее слишком глубоко в руку, при игре пальцы не должны мешать губам свободно перемещаться вдоль инструмента. Высокие ноты должны быть справа, низкие слева. | |
Затем, положите левую руку на ладонь правой руки так, чтобы мизинец левой руки находился примерно у основания пальцев правой руки, ... | |
... а большой палец левой руки лежал на ладони правой. При этом большой палец правой руки фиксирует гармонику с правого торца. В дальнейшем постарайтесь, чтобы, образовавшаяся между правой и левой ладонями камера, была максимально герметична. |
Приоткрывая камеру за счет движения ладоней и пальцев правой руки вы можете менять тембр звучания гармоники, добиться квакающего (wah-wah) эффекта и эффекта тремоло.
|
|
На первом этапе я бы очень рекомендовал играть упражнения с открытой камерой.
Не прижимайте локти к телу и не задирайте их вверх, не напрягайте черезмерно руки. Положение рук должно быть естественным при этом руки должны как бы уравновешивать друг друга.
Основы дыхания, звукоизвлечения и ритмики
Упражнения, описанные в этом разделе могут показаться простыми или скучными, но я настоятельно не советовал бы игнорировать их, т.к. дыхание и звукоизвлечение является основой качественной игры и сочного звука.
Как вы убедитесь в последствии, каждое следующее упражнение основывается на предыдущих.
Прежде, чем исполнить упражнения непосредственно на гармонике, "сыграйте" его без инструмента. Постарайтесь осознать, в каком положении находятся язык, гортань и другие органы. Постарайтесь сразу же понять главный принцип дыхания: "сколько воздуха взял, столько же отдай". Старайтесь при вдохе не дышать носом, не "всасывайте" воздух через гармонику и не "выплевывайте" его. Просто дышите. Не старайтесь сразу играть громко или очень тихо.
|
|
Первое, что делают все новички, купив гармошку и пытаясь играть на ней, стараются поджать губы, так чтобы получилась маленькая дырочка и стараются попадать ей в отверстия гармоники.
Это не правильно.
- Как бы вы показали ребенку утенка губами? Как бы вы высосали помидор или персик?
- Вот так и надо держать гармошку в губах. Не прислонить, и не зажать гармонику губами, а плотно, но мягко обхватить ее губами.
Это правильно. |
Гармошка должна находиться глубоко в губах, так чтобы нижняя плата касалась уголков рта, а во рту при этом должны находиться первые 3-4 отверстия.
|
|
Обратите внимание, что цифры на верхней крышке над отверстиями должны быть накрыты верхней губой, а гармоника при этом должна располагаться параллельно полу, точнее параллельно губам (т.к. вы можете двигаться или наклоняться играя, но гармоника должна оставаться в правильном положении во рту, а не ориентироваться относительно пола в помещении :-)
Пока не будем стараться играть одиночными нотами, а освоим сначала игру аккордами и начнем с самого главного - постановки дыхания.
"Упражнение номер 1"
Это упражнение играется трезвучиями на первом, втором и третьем отверстиях одновременно. Сначла вдох (123), потом выдох 123.
Перед тем, как играть, представьте себе, как дышит спящий человек. Ничего не мешает воздуху свободно циркулировать от губ до легких и обратно, как будто воздух проходит по круглой Г-образной трубе. Сначла попробуйте "сыграть" без гармоники, а потом с ней.
Гармошка всегда должна соприкасаться только с внутренними, влажными частями губ. Челюсти должны быть слегка приоткрыты.
Положите гармонику нижней крышкой на нижнюю губу и накройте её верхней. Не напрягайте губы и не всасывайте ими воздух.
Постарайтесь удержать аккорды как можно дольше, но по возможности, они должны быть одинаковой длительности на вдохе и на выдохе.
Начинайте извлекать каждый аккорд из тишины, постепенно прибавляя громкость. Почувствуйте, как начинают колебаться язычки. В конце звучания каждого аккорда уменьшайте громкость, а не обрывайте звук резко. Следите за тем, чтобы при смене дыхания у вас не напрягались губы и гортань, а аккорды оставались стройными с момента взятия до самого конца. Можете помогать себе мышцами пресса (живота) для того, чтобы контролировать силу вдоха и выдоха и ни в коем случае не напрягайтесь.
Итак, играем "Упражнение номер 1" еще раз..
|
|
Чтобы расслабить мышцы лица, можно попробовать подержать гармошку зубами, но ни в коем случае не губами.
Поиграйте "Упражнение номер 1" пару минут.
Здесь важно следить, чтобы всё было расслаблено: губы, подбородок и шея.
Дыхание должно быть спокойным и ровным. Именно так дышат нормальные люди, когда спят.
Посмотрите, как живот медленно поднимается и опускается.
Не нужно напрягать или специально надувать щеки при игре, это будет создавать искажение в звуке. Не нужно выталкивать воздух щеками, как если бы вы надували воздушный шар, не нужно всасывать воздух, как вы пьете через соломинку. Если вы с усилием проталкиваете воздух в гармонику, это будет мешать инструменту правильно работать.
Через гармонику нужно дышать, не создавая напряжения в горле и в губах и не задавливать воздух в своем вокальном аппарате. Гармоника сразу покажет вам, что вы делаете, что-то не так.
Вспомните как вы дышали на замерзшие руки, и как вы дули на горячий суп.
Воздух через гармонику двигают только легкие, а вы при этом просто дышите через гармонику, а не дуете в нее.
Вдоооооох - Выыыыыдох - Вдоооооох ...
ВСЁ.
Освоили, двигаемся дальше.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!