Тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон



Клавиатура пианино устроена таким образом, что между двумя соседними клавишами - белыми и черными, или двумя белыми (если между ними нет черной), всегда будет интервал в пол-тона.
Построив описанный выше лад и, соблюдая указанные интервалы, от ноты ДО, мы получаем гамму до-мажор:

ДО - РЕ - МИ - ФА - СОЛЬ - ЛЯ - СИ - ДО

Другой, тоже очень известный лад называется пентатоника. Он состоит из пяти нот. Пентатоники бывают мажорная и минорная. Интервалы в мажорной пентатоние располагаются так:

Тон - тон - полтора тона - тон - полтора тона

Построенная от ноты ДО, мажорная пентатоника будет выглядеть так:

Интервалы минорной пентатоники совпадают с мажорной, но смещены вниз на малую терцию от мажорной:

Полтора тона - тон - тон - полтора тона - тон

Построенная от ноты ДО, минорная пентатоника будет выглядеть так:

Пентатоники распространены в народной музыке и очень популярны среди музыкантов благодаря их универсальности, т.к. с их помощью можно импровизировать практически на любую гармонию.

Блюзовый лад образуется путем добавления к минорной пентатонике пониженной пятой ступени, которая называется иногда "блюзовым тоном" или "blue note".
Блюзовый лад, построенный от ноты ДО, будет таким:

Если посмотреть еще раз на строй гармоники, то видно, что играя в первой позиции (stright harp) в нижней части гармоники мы не сможем сыграть блюзовый лад, т.к. мы не всегда сможем извлечь важные для нас ноты Eb, Gb и Bb для получения неприрывного блюзового лада.
Правда, эти ноты доступны в верхней части гармоники, и ранние исполнители блюза на губной гармонике играли блюз именно в первой позиции и на высоких отверстиях, извлекая блюзовые ступени бендами на выдох. Гармошка при этом звучит очень высоко, а музыкальные фразы получаются при этом довольно писклявыми. Сейчас мало, кто так играет, если только специально не хочет создать колорит и стилизацию довоенного блюза.
Про игру в первой позиции и про бенды на выдохе, мы будем говорить позже.

Однако, очень быстро было замечено, что если построить блюзовый лад от второго отверстия на вдох (нота СОЛЬ на С гармонике), то мы получим возможность играть блюзовый лад без пропусков и в нижней части гармоники, имея возможность использовать бенды на вдохе для получения нужных блюзовых нот.
Блюзовый лад, построенный от ноты СОЛЬ, будет выглядеть так:

Речь идет конечно же о перекрестной игре на гармонике (cross harp), а именно, во второй позиции. Играть блюз во второй позиции оказалось на столько удобно, что почти все исполнители блюза стали использовать 2-ю позицию. На нынешний день, игра во второй позиции является самой популярной и наиболее разработанной среди исполнителей на диатонической гармонике в рихтеровском строе.

Пентатоника в 4-й позиции

Для примера можно попробовать сыграть минорную пентатонику и блюзовую, например, в 4-й позиции на гармонике С.

Минорная пентатоника Am

Блюзовая гамма Ам

   
           

Глядя на расположение нот на гармонике, в качестве упражнения продлите этот лад на всю гармонику снизу до верху.
Пока мы не освоили все бенды, можно написать табы на бумажке, чтобы впоследствии, сыграть их на гармонике.

Постройте сами указанные лады для 3-й позиции.

Таким образом, мы уже видим, что можно играть блюз в разных тональностях на одной диатончиеской гармонике, не меняя гармонику, а меняя позицию игры. Мы уже разобрали первые 4 позиции, которые довольно часто используются музыкантами и больше не будем пока в них углуляться.
Если это сложно или не понятно, на этом можно и остановиться, а если интересно, можете попробовать расписать, как будут располагаться пентатоники и блюзовые гаммы на гармонике и в других тональностях.

Мы же вернемся ко 2-й позиции и будем разбираться с ней дальше.

Блюзовый лад во 2-й позиции

Добавив к разученной ранее блюзовой фразе еще несколько нот сверху и снизу и исполняя 3-вдох, как "blue note" мы получим фразу, состоящую только из нот блюзового лада. Я думаю, вы уже без труда ее сыграете.
Оратите внимание, что Роман артикулирует языком ноту, которая отмечена кружком.
Здесь нам встречается новое обозначение - последние две ноты соединины дугой - это лига - музыкальный знак, который ставят в нотах, если нужно показать, что слигованные ноты следует играть слитно, т.е. без паузы между ними. Две же одинаковые ноты, соединенные лигой (как тут и написано), играются, как одна нота, длительностью равная сумме длительностей написанных нот.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1840; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!