Глава 14. Социальное обеспечение 30 страница




Устав князя Владимира (Святого)

о попечении и надзоре

над церковными людьми

(извлечение из различных

редакций XI—XII вв.)

I. "Бабы и вдовицы, задушные человецы, прикладни­цы, нищие, монастыри и бани их, и врачи их, больницы и врачи их, пустынницы и странноприимницы... даны Патри­арху, или Митрополиту, или Епископу, в коемждо преде­ле будут,, да ведает их той и управу дает и рассуждает". Для осуществления попечения над "церковными людьми" церкви выделялась "десятина" с княжих доходов, или "де­сятая часть от всякого суда, и с торгу десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля".

О общественном призрении в России. СПб., 1818. С. 2—3.

И. "1. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

2. Се аз, князь Володимер, нареченный в святом кре­
щении Василий, сын Святославль, внук Игорев и блажен-
ныя Ольги, приял есмь святое крещение от греческого царя
Константина и от Фотия, патриарха Царегородского, и при-
ях от него первого митрополита Леона Киеву, иже крести
всю Рускую землю святым крещением.

3. По том же минувшим многим летом, создах церковь
Святая Богородице Десятинную и дах ей десятину из всего
своего княжениа, такожде и по всей земли Руской из кня-'
жениа в соборную церковь от всего княжа суда десятую
векшу, и с торгу десятую неделю, а из домов на всякое
лето от всякого стада и от всякого жита чюдному Спасу и
чюдной Богородице...

4. И аз... дал есмь те суды церквам Божиим, митрополи­
ту и всем епископам Руской земли.

5. А по сем не надобе вступатися ни детям моим, ни
внучатом, ни всему роду моему до века ни в люди церков­
ные, ни во все суды их...

318


 

12. А се церковные люди: игумен, игумениа, поп, диа­
кон, попадиа, диаконица, и кто в клиросе, чернец, черни­
ца, проскурница, паломник, лечец, задушьный человек,
стороник, слепец, хромец, монастыреве, больницы, стран­
ноприимницы.

13. То люди церковные, богаделнии; епископ ведает
между ними суд, или обида, или котора вражда...

15. Устав, бывший прежде нас в Руси от прадед и от дед наших, имати епископам десятину от дании, и от вир, и от продаж, и от лова княжа, что входит в двор княж от всего".

Устав Святого Великого Князя Владимира о церков­ных судах и десятинах. Пг., 1915. С. 12—24.

"Поучение" князя Владимира Мономаха

о защите слабых и благотворительности

(начало XII в.)

"... Страх имейте Божий в сердце своем и милостыню творите неоскудную, то бо есть начаток всякому добру... Всего же больше убогих не забывайте, но сколько може­те, по силе кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оп­равдывайте сами, а не давайте сильным погубить челове­ка... Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зло делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать...

Куда же ни пойдете, идеже станете, напойте, накор­мите бедного; и боле же чтите гостя, откуду же к вам ни придет, простого ли, знатного ли, аще не можете дара­ми, то брашном и питьем... Больного посетите, отдавайте последний долг мертвым, яко есмь смертны есмы все, и всякого встречного привечайте добрым словом... Старых чтите, как отцов, младших, как братьев,., не гордитеся зва­нием своим".

Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентъев-ская и Троицкая летописи. СПб., 1846. С. 100, 102.

319


Лаврентьевская летопись XIV в. о милосердии князя Владимира Мономаха

"Милостив же был паче меры, поминая слово Господ­не, глаголющее: "блаженны милостивые, яко ти помилова­ны будут", и блажен (князь) думавший о нищих и убогих,., и не щадяше именья своего, раздавая требующим".

Полное собрание русских летописей. Т. I. Лаврентъев-ская и Троицкая летописи. СПб., 1846. С. 109.

Милосердная деятельность настоятеля

Киевского Печерского монастыря

св. Феодосия (ХП в.)

"Створи двор близ монастыря своего и церковь возгра-ди в нем святого первомученика Стефана; ту же повеле пребывати нищим, и слепым, и хромым и больным, и от монастыря подаваше им еже на потребу, и от всего суще­го монастырского десятую часть даяше им".

Житие преподобного Феодосия // Смирнов С. И. Как служили миру подвижники Древней Руси. Свято-Тро­ицкая Сергиева лавра. 1903. С. 10.

Из "Правила о церковных людях" (XIII в.)

В перечень благотворительных дел церкви входили: "...нищих кормление и чад мног, странным прилежание, си­ротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам по­требы, обидным заступление, в напастех поможение, в по­жаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прокормле­ние, в худобе умирая и покровы и гробы".

Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 40.

320


Благотворительные деяния св. Сергия Радонежского (XIV в.)

По свидетельству "Жития преподобного Сергия", игу­мена Свято-Троицкого монастыря, св. Сергий "Сиротам акы общ милосерд, вдовицам яко заступник тепл; печальным утешение, скорбящим и сетующим" радостотворец; нищим же и маломощным сокровище неоскудное; убогим и неиму­щим повседневная пища великое утешение; болящим во мнозех недугах посетитель, изнемогающим укрепление".

Житие преподобного Сергия // Смирнов С. И. Как слу­жили миру подвижники Древней Руси. С. 30.

Деяния на ниве милосердия игумена

Волоколамского монастыря

Иосифа Волоцкого

(1439—1515 гг.)

Как следует из "Жития преподобного Иосифа", во время "великого голода" начала XV в. тысячи людей стекались к монастырю в надежде на спасение от голодной смерти. "Иосиф же тогда житница своя разверз по патриарху древле тезо­именитому (т. е. подражая библейскому Иосифу). Он ве­лел питать всех, а малых детей поместил в странноприим-ницу для прокормления. Голодающих детей оказалось бо­лее 50 и некоторые из них имели всего по два с половиной года от роду. Бедные крестьяне приводили "строчат" к мо­настырю и оставляли их здесь. Пришлось выстроить за мо­настырем дом и питать детей."

Житие преподобного Иосифа // Смирнов С. И. Как служили миру подвижники Древней Руси. С. 54.

321


Судебник государя Иоанна Васильевича

(1550 г.) о монастырском призрении нищих

"... 91. Аторговым людям городским и черноволостным в монастырях не жиги, а жиги им в городских и сельских дворах; а которые городские и волостные люди учнут жити в монастырях, и тех из монастыре сводити, да наместни­кам их судити. А на монастырях жити нищим, которые пи­таются милостынею от церкви Божьей..."

Судебник государя царя и великого князя Иоанна Ва­сильевича (1550 г.). М., 1768. С. 64.

Стоглавый Собор

(1551 г.)

о социальной помощи нищим и другим нуждавшимся

Созванный государем Иваном IV Стоглавый Собор вы­нужден был отметить, что "нищие и клосные (т. е. прока­женные), и гнилые, и престаревшиеся в убожестве глад и мраз и зной и наготу и всякую скорбь терпят, и не имеют, где главы подклонити, по миру скитаются, везде их гну­шаются, от глада и от мраза в недозоре умирают и без покаяния и без причастия, никим не берегомы".

Исходя из этого Собор записал в своих рекомендатель­ных установлениях: "Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престаревшихся описати по всем градам опроче здравых строев, да в коемуждеграде устроити бо­гадельни мужския и женския, и тех прокаженных и пре­старевшихся, не могущих нигде же главы подклонити, ус­троити в богадельнях пищею и одеждою".

Максимов Е. Историко-статистический очерк благо­творительности и общественного призрения в России // Антология социальной работы. Т. I. М., 1994. С. 12.

322


Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.

(извлечение)

О искуплении пленных

"... I. Полоняником на окуп збирати деньги ежегод с го­родов всего Московского государства,-с посадских дворов и с ямщиков и со всяких жилецких людей, которые живут в городах на посадах, и с уездных, с патриарших и с митро­поличьих и с архиепископлих и епископлих, с монастырс­ких вотчин, со крестьян и с бобылей с двора по семи денег. А с государевых дворцовых сел и с черных волост.ей, и с помещиковых и с вотчинниковых крестьян, с двора по че­тыре деньги; с служилых людей, с стрельцов и с казаков, с пушкарей, с затинщиков, с воротников, с казенных плот­ников и с кузнецов и со всяких служилых людей, с двора по две деньги.

2. А на окуп давати полонеником за дворян и за детей
боярских... с их окладов... по двадцати рублев.

3. А которые взяты будут в полон не на бою, и не в
посылках, и тем давати на окуп... по пяти рублев.

4. За московских стрельцов по сороку рублев.

5. Украинных городов за стрельцов и за казаков по двад­
цати пяти рублев.

6. За посадских людей по двадцати рублев.

7. За пашенных крестьян и за боярских людей по пят­
надцати рублев за человека."

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года М., 1951. С. 38—39.

323


О ежегодном сборе денег на выкуп пленников, по новым переписным книгам

Царская грамота царя Алексея Михайловича от 14 ян­варя 1651 г. "... И мы, Великий Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович... указали есмы: для искупления христиан, которые из нашего Российского Государства све­дены в плен на окуп сбирать деньги ежегод, с городов всего нашего государства, с посадских дворов,., и с уездных,., с вотчин,., с наших дворцовых сел и черных волостей,., с крес­тьян,., служилых людей... А сбирать те деньги... по новым переписным книгам,., а сбирая присылать к нам в Москву".

Акты исторические, собранные и изданные Археогра­фической комиссией. Т. 4. СПб., 1842. С. 146.

Обращение государя Федора Алексеевича к церковному Собору 13 февраля 1682 г.

и соборное постановление о призрении нищих и вольных

"По его великого государя, Царя и Великого князя Фе­дора Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России Самодержца, указу в царствующем его Великого Государя граде Москве о нищих рассмотрение учинено и велено их разобрать и странных и больных держать в одном месте, со всяким довольством от его Государевой казны.

И чтоб великий господин, святейший Патриарх Московс­кий и всея Руси, изволил и преосвященным митрополитам и архиепископам приказать по тому ж и во градех учинить при­станища нищим, чтоб нищие не скитались без призирания и ленивые б, имеющие здравие телесное, пристали к работе".

В связи с этим обращением государя Собор 1682 г. по­становил :

"Сие предложение угодное Богу и во спасение хрис­тианам и соборне утверждаем: да будет тако".

Виноградский Н. Церковный собор в Москве 1682 года. Смоленск, 1899. С. 145, 156.

324


Об определении в домовые

Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых

Указ Петра I от 8 июня 1701 г.

Великий Государь указал: в домовых Святейшего пат­риарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для сбирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному челове­ку здоровому, который бы за теми больными ходил и вся­кое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях ве­леть лечить, и для того учинить особых лекарей й- давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Пат­риаршей домовой казны.

Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ). Собр. 1. Т. IV. СПб., 1830. № 1856. С. 168.

Об учреждении во всех губерниях гошпиталей

Указ Петра I от 31 января 1712 г.

По всем губерниям учинить гошпитали для самых увеч­ных, таких, которые ничем работать не смогут, ни сте­речь, также и зело престарелым; также прием незазри-тельный и прокормление младенцам, которые не от закон­ных жен рождены.

ПСЗ. Собр. 1. Т. IV. № 2447. С. 797.

325


Об устройстве при церквях гошпиталей для незаконнорожденных детей

Указ Петра I от 4 ноября 1714 г.

Для зазорных младенцев, которых жены и девки рожа­ют беззаконно, при церквях, где пристойно, сделать гош-питали, в Москве мазанки, а в других городах деревянный; и для сохранения изобрать искусных жен, и давать им из неокладных прибыльных доходов на год денег по 3 рубля, хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам по 3 деньги на день.

ПСЗ. Собр. 1. Т. V. № 2956. С. 128.

О защите вдов, сирот и бедных людей

Указ Петра I от 4 февраля 1719 г.

Великий Государь указал:... а наипаче же призирать бедных людей, вдов и сирот безгласных и беспомощных, которые самое Его Царское Величество всемилосердным защитителем есть и взыскателем обид их напрасных от на-сильствующих, не смотря ни на какое лицо...

Об отсылке не имеющих пропитания,

отставных от воинской службы чинов

в монастыри, в даче им жалованья

из монастырских доходов

Указ Сената от 29 июля 1719 г.

Которые солдаты с смотру из той Коллегии от армейс­кой и гарнизонной службы за ранами и за старостью отстав­лены и определены для прокормления их в монастырь и

326


учинены им оклады, потому на тот прокорм давать им из тех монастырей денежного и хлебного жалованья... также и которые такие ж солдаты от службы отставлены будут и оных, для прокормления, в монастыри или в богадельни по их прошениям отсылать и жалованье денежное и хлебное давать против вышеописанного из монастырей, а которые в богадельни, тем из тех доходов, которые содержатся в богадельнях, и о том в Штатс-контору и в военную Колле­гию послать указы.

ПСЗ. Собр. 1.Т.У. № 3409. С. 726.

Регламент, или Устав, Духовной Коллегии о борьбе с нищенством и определении

действительно нуждающихся в общественном призрении (извлечение)

Манифест Петра I от 25 января 1721 г.

Часть III.

12. "... многие бездельники, при совершенном здравии, за леностью своей пускаются на прошение милостыни, и по миру ходят бесстыдно; иные же в богадельни вселяют­ся посулами в старость, что есть богопротивное и всему Отечеству вредное... А еще бездельники оные, понеже здравы суть, скоро до милостыни пробегают, когда немощные ни­щие остаются, иные же полумертвые, почитай, на улицах лежат, и при своей болезни и голодом истлевают... И что еще меру превосходит, бессовестие и бесчеловечие оных: младенцам своим очи ослепляют, руки скорчивают, и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосер­дия достойные: воистину нет беззаконнейшего чина людей.

Надлежит великая должность Духовной коллегии: при­лежно о сем думать и советовать, каковым бы лучшим спо­собом зло сие искоренить".

ПСЗ. Собр. 1. Т. VI. № 3718. С. 345—346.

327


О вычете из жалованья у всяких чинов

людей, кроме солдат, с рубля по копейке

на содержание гошпителей

Указ Петра I от 12 декабря 1721 г.

На содержание гошпиталей и довольствие больных, у всяких чинов людей, как воинских, так и духовных и стат­ских и прочих, кто какое звание имеет, кроме рядовых, а денежное жалованье получают, вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке, и оные определенные на гошпиталь деньги на другие расходы не держать.

ПСЗ. Собр. 1. Т. VI. № 3867. С. 466.

Об отдаче в богадельни слепых

и престарелых, являющихся при переписи,

о раздаче безродных младенцев

на воспитание

Указ Сената от 23 октября 1723 г.

Правительствующий Сенат приказали:... Из вышеопи­санных слепых, дряхлых, увечных и престарелых, кото­рые ни в чем работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят; тех отдавать в богадель­ни, понеже для таковых по состоявшемуся Его величества Именному указу определено в 1712 году по всем губерниям учинить гошпитали, о чем Его ж Величества указом в 1718 году подтверждено, дабы престарелых и увечных от­сылать в богадельни.

Малолетних, которых при том свидетельстве явились, а чьи они прежде сего были, не помнят же, из тех, кото­рые от десяти лет и выше, писать в матросы, и прислать в Санкт-Петербург в Адмиралтейство, а которые ниже тех лет, тех отдавать для воспитания тем, кто их к себе при­нять похочет.., а буде тех малолетних принимать к себе

328


никто не будет, и воспитания иметь им будет не от кого, таковых отдавать для пропитания в богадельни ж, в кото­рых и быть до десяти лет и над ними, чтоб им было пропи­тание, приказать надзирать тем, кому те богадельни при­казаны, а по десяти летам присылать в матросы в Санкт-Петербург.

ПСЗ. Собр. 1. Т. VIII. № 4335. С. 159.

Об определении в монастыри отставных

солдат и сирот и об учреждении Семинарии

и гошпиталей (извлечение)

Указ Петра I Синоду

от 31 января 1724 г.       - .

... 1. Солдат отставных, которые трудиться не могут и прочих прямых нищих, расписать по монастырям, по до­ходам, определяя число нищих, и устроить гошпитали по Регламенту...

7. Священникам и дьяконам разделить нищих для над-
зирания по два к нескольким...

8. Настоятелям необходимо дважды в день пересмот­
реть лазарет, переменяя время...

 

13. Монахиням в служении нищих равное же опреде­
ление, тако ж несколько монастырей определить, где всех
сирот обоего пола принимать, обоих сортов, то есть без
призрения родителей оставшихся и подкидышей или яв­
ленных таких, которых воспитывать мужеского пола до
семи лет, а потом отсылать в школы определенный; а жен­
ского пола обучать грамоте, також следующих мастерств:
пряжи, шитья, плетенья кружев...

14. Також возращенным до семи лет мужеского пола
надлежит особливые жилища определить (понеже в мона­
стырях им быть неприлично); к чему выведенные монасты­
ри угодны будут и определение училищ учинить сиротам,
где обучать сверх веры и заповедей Божиих, цифири и
Геометрии.

ПСЗ. Собр. 1. Т. VII. № 4450. С. 232.

329


 


Инструкция магистратам (извлечение) Утверждена Сенатом в декабре 1724


г.


... 34. Весьма потребно есть призрение бедных; того ради стараться, чтоб обеднелые, а наипаче престарелые и дрях­лые, как мужского, так и женского полу, которые пропи­тания себе не имеют и работать не могут, в богадельни были пристроены и пропитанием от граждан с прилежным присмотром оставлены не были, а посторонним, кроме граж­дан, для ущербления от многолюдства в пропитании в горо­довые богадельни не принимать.

ПСЗ. Собр. 1. Т. VII. № 4624. С. 395.

Учреждение для управления губерний

(извлечение)

Указ Екатерины II

от 7 ноября 1775 г.

О создании приказов Общественного призрения

... 38. В губернии учреждается по одному приказу под названием:

Приказ общественного призрения.

39. В приказе общественного призрения председает гу­бернатор сам и заседают двое заседателей верхнего земс­кого суда, двое заседателей губернского магистрата, да двое заседателей верхней расправы...

Приказу общественного призрения поручается попече­ние и надзирание о установлении и прочном основании: 1) народных школ; 2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и жен­ского пола, оставшихся после родителей без пропитания; 3) установление и надзирание госпиталей, или больниц для


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!