Занятие 13. Внехрамовое направление духовной музыки в XX и начале XXI века. (6 ч./1 ч.). Круглый стол.



Жанровая панорама внехрамового направления духовной музыки. Рассмотрение всего огромного многообразия сочинений названной жанровой сферы, думается, будет целесообразным по следующим критериям или жанровым аспектам:

- формообразование,

- текстовая основа,

- образно-тематическое содержание,

- состав исполнителей.

Немалый интерес представляет рассмотрение духовно-музыкальных сочинений рубежа XX-XXI, написанных в самых различных жанрах-формах. В данный период довольно широко представлен циклический жанр-форма с развитым драматургическим началом и композиционным построением. Как дань традиционному направлению в русской духовной музыке представляются жанры-формы, связанные с богослужебным чинопоследованием, прежде всего, Литургии и Всенощного Бдения. Среди авторов литургийного цикла на рубеже XX-XXI веков мы встречаем имена Н.Сидельникова, В.Успенского, В.Агафонникова, Н.Корндорфа, А.Киселева, Г.Дмитриева, Д.В.Смирнова и многих других композиторов. Литургийный цикл В.Успенского составлен из главных песнопений службы Литургии («Единородный Сыне», «Херувимская песнь», «Верую», «Милость мира» и др.).

Основу немалого количества сочинений составляют такие крупные формы светской музыки, как кантата или оратория (назовем, к примеру, кантату № 6 «Литургическое песнопение» Ю.Буцко для хора и оркестра на канонические церковно-славянские тексты, ораторию «Русские страсти» А.Ларина для солистов, хора и ударных). Следует также упомянуть и о новых разновидностях такого фундаментального жанра светской музыки, как опера, где сакральная тема вошла в органичное целое со спецификой данного жанра. Так появились опера-оратория Г.Дмитриева «Святитель Ермоген», оперы Р.Щедрина «Очарованный странник» и «Боярыня Морозова», неоднозначные с точки зрения жанрового стиля и формы.

Преобладающей разновидностью в названной жанровой группе является хоровой цикл a cappella, предполагающий свободное композиционное построение и разновариантность последования песнопений, псалмов, молитв, отрывков из Священного Писания, других богослужебных и небогослужебных текстов. Назовем два хоровых цикла из восьми и шести песнопений Н.Каретникова, «Рождественские фрески» В.Кикты, «Чудотворные лики» Ю.Фалика, наконец один из самых значительных опусов духовно-хоровой музыки конца XX века «Неизреченное чудо» Г.Свиридова. В каждом из названных сочинений можно найти свои индивидуальные мотивации построения драматургической линии, создания художественной цельности. Так, например, три хора из цикла «Рождественские фрески» В.Кикты на богослужебные и фольклорные тексты: «Коляда», «Таинство странное вижу», «Христос раждается» - тематически объединены праздником Рождества Христова. А различные по содержанию и молитвенному характеру песнопения из шестичастного цикла Г.Свиридова «Неизреченное чудо», скорее всего, выстроены по принципу эмоционально-чувственного восхождения к «тихой» кульминации – заключительному хору на текст ирмоса девятой песни канона Великой Субботы, давшему наименование всему циклу «Неизреченное чудо».

Если рассматривать текстовую основу сочинений библейско-христианской тематики, то здесь можно выделить три вида текстов:

- канонические богослужебные тексты,

- свободно воспроизводимые богослужебные тексты,

       - небогослужебные тексты.

Свободное воспроизведение богослужебных текстов композиторами – принадлежность исключительно внехрамовой сферы. И мотивировка каких-либо изменений в каноническом тексте может быть самой разной, диктуемой контекстом самого сочинения, определенными авторскими задачами (Г.Свиридов «Песнопения и молитвы»). Примеры использования небогослужебного текста – А.Рыбников Литургия оглашенных с включением поэзии серебряного века; В. Рубин Концерт для хора, сопрано, арфы и флейты на стихи Б. Пастернака «Звезда Рождества».

Тема покаяния является ведущей и в одном из вершинных сочинений творчества Р.Щедрина – опере «Очарованный странник» по одноименной повести Н.Лескова, которую сам композитор воспринимает как некий аналог «Русских страстей». Г.Дмитриев. Оратория «Из повести временных лет». Р. Щедрин опера «Боярыня Морозова», (русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных) с использованием текстов из «Жития протопопа Аввакума им самим написанного» и «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой». 

Вопросы к круглому столу:

· Каковы Ваши впечатления от прослушанной музыки.

· Каковы содержательные основы музыкальной культуры Православия в XX и XXI веке. Что изменилось по сравнению с более ранними этапами развития христианской музыкальной традиции?

· Какие современные музыкальные средства используют композиторы в наше время и какие основы древней традиции сохраняются?

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!