Тема 2. Организация знаменного роспева: музыкальные формулы, строки, разделы, песнопение в целом, система гласа (4 ч./1 ч.). Проблемная лекция 4 часа.



Вопросы проблемной лекции:

1. Формулы силлабические и мелизматические, их теория и история по византийским и древнерусским источникам. Работа с книгой Амаргианакиса и М. Бражникова. Теория И. Гарднера, Н. Шедт и Карастоянова. Теория кадансов А. Кручининой. Словарь фит С. Кравченко. Лица по изданию М. Бражникова, Н. Серегиной.

2. Методика анализа формы византийских и древнерусских песнопений по работам Г. Амаргианакиса, Г. Алексеевой. Поэтика песнопений знаменного распева. Гомилетика текстов и ее отражение в поэтике. Изоморфизм средств выразительности.

3. Осмогласие - закон знаменного роспева. Соподчинение всех компонентов системы гласа и их различие в разных гласах. Влияние системы гласа на мелодическое наполнение формул. Теория ихоса-гласа Г. Алексеевой. Понятие о методике анализа песнопений, о ладовой стороне попевки, строки и целого песнопения. Понятие о гласе. Глас как ладовая система.

4. Служебный канон. Интонационные и стилевые истоки. Приметы авторства. Характеристика исторического типа певческого руководства.

5. Эволюция методики обучения средствам выразительности от XVI к XVIII веку.

 

Вопросы проблемной лекции:

Сравните византийский ихос и русский глас: что в них общего, какие есть отличия.

Как вы оцениваете разные методики анализа песнопений православной монодии: какие вам кажутся более перспективными.

Что вы думаете о принципах анализа мелодических формул монодии – как формулы взаимосвязаны с текстом – что первично, что вторично.

Этапы смены текстологических редакций текста: ваше понимание

Этапы смены традиций нотаций: ваше понимание.

Канон певческой службы – ваш взгляд на проблему.

 

I. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Структура и содержание практической части курса включает в себя тематику и содержание практических занятий, семинаров, лабораторных работ.

Практические занятия (_54_/_18_час.)

Занятие 1. Методика работы с рукописными памятниками. Практикум расшифровки византийского невменного письма (_4ч._/_1_ч.).

Материалы и орудия для письма. Формат рукописей. Писцы и и работа. Переплеты и цена рукописей. Украшения в рукописях. Метод датировки рукописей. Каталоги филиграней. Текстологические принципы изучения памятников. Невмостатистические приемы изучения.

Работа с пятью-десятью песнопениями: анализ невменных строк, прочтение текста, расшифровка средневизантийской нотации, византийских формул, предварительный анализ формы песнопений и структуры ихоса.

 

Занятие 2. Методика работы с рукописными памятниками. Практикум расшифровки древнерусской нотации (_8 ч._/_1_ч.).

Работа с пятью - десятью песнопениями. Анализ композиции песнопения. Прочтение текста, определение типа письма (устав, полуустав, скоропись), анализ фонетической редакции текста (старое истинноречие, раздельноречие, новое истинноречие), анализ типа нотации (пометная, беспометная, призначная, беспризначная). Анализ формы песнопений по методике Г.Алексеевой через анализ синтеза гомилетики, поэтики и выявление формул. Расшифровка нотации, датировка рукописи.

Занятие 3. Первоистоки русского искусства и основные периоды его развития. Общие тенденции развития древнерусской православной культуры (2 ч. /1 ч.). 2 часа – круглый стол.

Политические, экономические, социокультурные условия развития Киевской Руси, Новгородской, Владимиро-Суздальской Руси. Пять жанровых срезов в музыкальном искусстве: знаменное пение, былины, песенные славы князьям, музыка скоморохов, инструментальная музыка при дворе. Архитектура, иконопись, древнерусская книжность. Республиканские условия Новгорода великого. Музыка: колокольный звон, творчество мастеропевцев, школа Ивана Шайдура. Архитектура. Иконопись. Церковная книжность. Централизация вокруг Москвы. Строчное многоголосие, кант, историческая и лирическая песня. Изгнание скоморохов. Храмовая архитектура. Иконопись, литература.

Древнерусская эстетика в профессиональном и народном искусстве. Соотношение русской эстетики с византийской. Параллельное сосуществование народной и профессиональной культуры – два мира красоты. Позиции современной науки. Трактовка “мусикии” у Коренева – первое научное осмысление музыкального искусства. Различные этапы развития эстетики храмового зодчества и иконописи. Эстетика в церковной литературе: хождения, проповеди, агиографические жанры, летописи.

Русская народная духовная культура. Кульминационные и критические точки народной духовности, типология разновидностей скоморохов в зависимости от их социальных функций, генезис современных музыкально-театральных форм в их творчестве. Инструментарий. Причины изгнания скоморохов. Русские ереси, старообрядчество и раскол.

Предпосылки жанрообразования в славянском искусстве. Теория образа. Разработка жанров в искусстве XII-XIV веков: расширение роли персонального жанра, жанр чудес в житийных циклах, эсхатологическая тема и тема спасения, деисусный жанр, символико-похвальные жанры, иллюстрация летописного свода, легендарно-исторические и гимнографические жанры, тератология, ктиторский жанр. Развитие личностной сферы в иконописном искусстве XV-XVI веков. Жанровый синтез в эпоху возрождения Руси.

Творческие методы в средневековой христианской книжности: «художество» и «хитрость», типологическая экзегеза, аллегорическая амплификация, обратная типология. Христианское искусство слова в переводной книжности. Различные этапы развития искусства слова: XII-XV вв, XVI –XVII вв. Развитие искусства слова в жанрах проповеди, агиографии, летописи, хождений. Смена ценностных и жанровых ориентаций в словесном творчестве Московской Руси XVII века. Периодизация и мировоззренческие основы древнерусской философии: Киевский период (X-XII вв.), период XIII-XIV вв., в период подъема национального самосознания в конце XIV-XV вв, расцвет русской философской культуры в XVI-XVII веках.

Вопросы к круглому столу:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!