Степень развития хоровой культуры в XVIII веке.



Достижения массовой хоровой культуры.

Особенности формирования русской композиторской школы.

Занятие 9. Творчество М. Березовского и Д. Бортнянского (4 ч./0,5 ч.).

Развернутый план:

1.Жизненный путь М. Березовского. Важные сочинения: опера “Демофонт”, соната до мажор для скрипки и чембало, вклад Березовского в типовую структуру Литургии.

2.Хоровое творчество. “Не отвержи мене во время старости” как синтез католического пассиона и православного страстного сочинения.

3.Творческий и жизненный путь Д. Бортнянского. Оперы: “Празднество сеньора”, “Сокол”, “Сын-соперник”. Концертная симфония, квинтет. 35 однохорных 10 двухорных концертов. 2 литургии. “Херувимские”.

Проблемные вопросы:

1. Специфика хорового стиля Березовского М.С.

2. Специфика хорового стиля Д. Бортнянского.

3. Влияние традиций Европы на стиль композиторов и народное пение.

 

Занятие 10. Русская православная музыка в XIX веке (6 ч./0.5 ч.).

Периодизация православной музыки в XIX веке.

1825-1857 годы – первый этап. Творчество Ф. Львова, М. Глинки, А. Алябьева, А. Львова, П. Воротникова.

1857-1878 годы – второй этап безвременья в истории русской православной музыки и создания шаблонных гармонизаций мелодий Обихода.

1878-1895 годы – творчество в духовном жанре русских композиторов-классиков: П. Чайковский, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, С. Смоленский, М. Мусоргский.

1895-1917 – деятельность В. Металлова, Данилина, С. Рахманинова. Развитие православной традиции в рамках русского оперного жанра.

Занятие 11. Русское хоровое церковное искусство на рубеже XIX-XX веков. Хоровое и кантатно-ораториальное творчество С. Танеева и С. Рахманинова (4 ч./0,5 ч.).

Развернутый план:

1. Развитие профессионального хорового исполнительства. Создание хорового репертуара. Тенденции циклизации хоров, развитие кантатно-ораториального жанра.

2. 2.Научная и композиторская деятельность С. Смоленского, Д. Разумовского, И. Вознесенского, В. Металлова, А. Преображенского, А. Гречанинова, Д. Аллеманова. А. Д. Кастальского, П. Чайковского, С. Рахманинова.

3. Ранние хоровые сочинения С. Танеева в 70-80 годы: Значение семантики природы. Рубеж веков – зрелый период, вклад в развитие хоров a’capella. Цикл 12 хоров опус 27 на стихи Я. Полонского. Цикл хоров опус 35 на стихи К. Бальмонта.

4. “Иоанн Дамаскин”. Кантата “По прочтению псалма”. Вокальные ансамбли.

5. Православные циклы “Всенощного бдения” и “Литургии” в творчестве Рахманинова.

Проблемные вопросы:

1. Тенденции развития хорового искусства на рубеже XIX-XX веков.

2. Стилевые характеристики хорового творчества С. Танеева.

3. Стилевые характеристики хорового творчества С. Рахманинова.

 

Занятие 12. Богослужебное пение и духовная музыка в XX и начале XXI века. (4 ч./1 ч.).

Богослужебное пение советского периода 20-х – 70-х гг.  Н.Голованов. Композитор обратился к песнопениям, посвященным исконным заступникам Руси – Богоматери, свт. Николаю, преп. Серафиму Саровскому.

В традициях Нового направления писали также авторы первой половины XX века, чьи сочинения более представляли собой богослужебную ветвь – священномученик прот. Георгий Извеков (расстрелян в 1937 г.), регенты и композиторы Г.Рютов, Я.Чмелев. Среди представителей поколения середины XX века, писавших для клироса, назовем регента и композитора А.Третьякова, среди известных сочинений которого – цикл степенн на восемь гласов; второй половины XX века – свящ. Николая Ведерникова, регента хора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля) – большого знатока и признанного мастера гармонизаций монастырских напевов.

Исследователи выделяют двух видных московских регентов второй половины XX века: регента Патриаршего собора в Елохове В.Комарова и регента Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Н.Матвеева.

Богослужебное пениенарубеже XX-XXI веков. Сегодня богослужебное пение существует в двух основных разновидностях: монодия и многоголосие в самых различных его стилевых проявлениях. В качестве примеров духовной музыки конца XX века можно привести Литургию святого Иоанна Златоуста В.Кикты, где композитор стремился воссоздать атмосферу богослужения в украинском православном храме начала XX века, авторские сочинения диакона С.Трубачева, священника Н.Ведерникова, С.Потокиной и др.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 668; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!