Раздел I. Византийско-русская певческая палеография (_10_/_3_час.)



Тема 1.  Предмет и задачи курса певческой палеографии. Основы знаний о древнем языке (_2_/_1_час.)

Певческая палеография - как наука об истории музыкального письма. Генетические корни музыкального искусства в древних музыкальных рукописях. Вопросы византийско-русских культурных отношений. Византийская нотация. Византийский церковный обряд. Проблема адаптации византийской гимнографии на русской почве. Комплекс изменений в музыкальном языке средневековья при переходе от палеовизантийской к русской знаменной нотации как результат взаимодействия музыкальных систем ихоса и гласа. Основные жанры византийской гимнографии.

Проблемы адаптации византийского искусства в различных странах христианской ориентации. Археологические, исторические, лингвистические данные. Три взаимосвязанных процесса адаптации: адаптация текстов, нотации, манеры пения. Певческие традиции византийские: палеовизантийское, средневизантийское, поздневизантийское письмо, куален и шарт-нотации и проблемы их изучения. Певческие традиции древнерусские: кондакарная, знаменная, демественная, путевая нотации, казанское, киевское знамя и проблемы их изучения.

Греческий и церковнославянский языки. Число букв, звуков. Основы фонетики и грамматики. Начала чтения и перевода греческих и церковно­славянских текстов. Типы уставного и полууставного письма. Скоропись.

Тема 2. История и теория византийского невменного письма и византийской музыки Православия (4 / 1 ч.). Проблемная лекция 2 часа.

План проблемной лекции:

1. Экфонетическое письмо. Систематизация знаков экфонетического письма по Ж. Тибо. Палеовизантийская (3 ступени), средневизантийская (3 ступени) разновидности нотации. Современная нотация греческого пения после 1782 года. Нотация монастыря Шартр.

2. Классификация невм по родам и семействам. Основы дешифровки невм.

3. Византийское музыкознание об ихосе. Михаил Пселл, Георгий Пахимер, Никола Григора, Мануил Вриенний, «Агиополит», Иоанн Кукузель, Иоанн Плусиадин, Мануил Хрисаф, иеромонах Гавриил. Пападики как практические руководства и их роль в освоении ихоса. Музыкознание XX века об ихосе.

4. Составляющие ихоса из истории представлений о нем. «Гнористике» и «делотике» идеи иеромонаха Гавриила. Ихос как музыкально-теоретическая система, включающая в качестве «гнористике», или опознавательной идеи: центр - месос, объем звукоряда, или тетрафонию, дополнительные тоны звукоряда – наос; в качестве «делотике» (объясняющей идеи): систему музыкальных формул или тропос и эйдос, то есть вид этих формул, их ладовое наклонение. Енихима, ихима, епихима, апихима, выясняемые из «Агиополита» и пападик.

5. «Еналлаги» и «параллаги» как виды византийской модуляции. Слабая разработанность принципов модуляции в византийской монодии. Фторы как показатели модуляции.

 

1. Что вы знаете про экфонетическое письмо.

2. Какие представления византийского музыкознания об ихосе вам известны.

3. Что говорили византийцы про классификацию невм.

4. Что известно про византийскую модуляцию.

 

Тема 3. История Уставов, певческих книг и певческих жанров в византийской и древнерусской традиции. Методика работы с рукописными памятниками. (4/1 ч.)

Студийский и Иерусалимский уставы, как главные уставы православной церкви. Святогробский и другие местные уставы церкви.

История богослужебных певческих книг. Ирмологий, Стихирарь, Минеи Триодь, Кондакарь, Октоих, Праздники, Трезвоны, Обиход. История певческих книг в византийской и русской церкви.

Церковные певческие жанры: канон, ирмос, тропарь, кондак, икос, стихира, степенны антифоны и др.

Материалы и орудия для письма. Формат рукописей. Писцы и и работа. Переплеты и цена рукописей. Украшения в рукописях. Метод датировки рукописей. Каталоги филиграней. Текстологические принципы изучения памятников. Невмостатистические приемы изучения.

Раздел II. История и теория древнерусского певческого искусства (_8_/_2_час.)

Тема 1. История, периодизация древнерусской певческой палеографии, ее нотация и фонетика текстов (_4_/_1_час.).

Периодизация развития русской музыкальной культуры. Раннее русское средневековье–IX-XIII-XIV вв., позднее русское средневековье XIII-XIV-XVII вв., новое время –XVII- нач.XIX вв., классический период –XIX – нач. XX вв., современный период – XX-XXI вв. Основные ценностные параметры русской культуры в разные этапы ее развития.

Периодизация древнерусского певческого искусства: мифологический период - до 5-6 веков нашей эры; период формирования Киевского государства -5-6 —7-8 века нашей эры; 9-14 - период раннего средневековья; 14-17 -позднее средневековье; 17-1 пол. 19 - новый период с 19 века по начало 20 века - классический период.

Семейства знамен. Особенности их расшифровки в разные исторические периоды. Изменение наклона нотации.

Фонетические редакции текстов древнерусских песнопений: старое истинноречие, раздельноречие, новое истинноречие. Нотация беспометная и беспризначная, пометная и беспризначная, пометная и призначная.

История традиций: кондакарное пение, знаменное, демество, путь, казанское, киевское знамя, раннее троестрочие. Проблемы теории и истории жанров, смены традиций и др.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!