Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.



- материя – вечна, несотворима и неуничтожима

- материя не может воз­никнуть из ничего

- материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве

- но сама по себе материя инертна, пассивна

- материя содержит возможность возникнове­ния действительного многообразия вещей (ПР мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответст­вующую форму

- под формой Аристотель понимал активный твор­ческий фактор, благодаря которому вещь становится действитель­ной

- форма — это стимул и цель, причина становления многооб­разных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, не­обходим гончар — бог (или ум-перводвигатель)

- форма и материя неразрывно связаны между собой (каждая вещь в возмож­ности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму)

- мир – это ряд форм, на­ходящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства

- идея единичного бытия вещи (явления): они представляют собой единство материи и эйдоса (формы)

- бог - двигатель мира, форма всех форм, вершина мирозда­ния

Категории философии

- соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии

- при этом усматрива­ется причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение

- действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и це­левой смысл: «то, ради чего»

- три категории: сущность, состояние, отношение

- ввел в философию принцип развития как ответ на апорию элейцев (согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ниче­го) } и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небы­тия»

- ввел в оборот философии категории возможности (потенция) и действительности (акт)

3) Богкак перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

мировое движение - цельный про­цесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя

- исходя из понятия причинности, он при­ходит к понятию о первой причине (т.е. космоло­гическое доказательство бытия божия)

- Бог - причина движения, начало всех начал, чистая форма и первая сущность

-но Бог Аристотеля - не есть личный Бог

Идея души

- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения

- душа — энтелехия тела (т.е. не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна)

- то, благодаря чему мы живем, ощуща­ем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни»

- телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию - это и есть душа, т.е. отражение ак­туальной действительности всемирного и вечного Ума

Теория познания и логика

 -бытие – предмет познания

- опыт — ощущения, память и привычка (ПР любое знание начинается с ощущений)

- разум усматривает общее в единичном (формы истинно научного знания - понятия, по­стигающие сущность вещи)

- Аристотель - основоположник логики: рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний; сформулировал логические законы - закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего(«А или не-А истинно, третьего не дано»)

- разработал учение о силлогизмах, где рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений

- разработка Аристотелем проблемы диалога (углубившего идеи Сократа)

Этические взгляды

 -государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об­ществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что ук­репляет социальный порядок

- виды добродетели: интел­лектуальные и волевые

- харак­тер: кроткий или умеренный

 - интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие (человек - как одаренное разумом существо). Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятель­ности

- счастье человека — это энергия завершен­ной жизни сообразно завершенной доблести

- этические свой­ства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетель­ным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в де­ятельности: творя справедливое, человек становится справедли­вым; действуя умеренно — он становится умеренным; поступая му­жественно — мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Принцип этического учения - стремление найти среднюю линию по­ведения

- идея спра­ведливости: справедливым можно быть лишь по отношению к дру­гому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Об обществе и государстве

- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)

- человека отличает способность к интеллектуальной и нравствен­ной жизни

- только человек способен к восприятию понятий: добро и зло, справедливость и несправедливость

- первый ре­зультат социальной жизни - образование семьи. Потребность во взаимном обмене при­вела к общению семей и селений. Так возникло государство.

- отож­дествлял общество с государством

- элементы государства: зависимость деятельности людей от их имущест­венного положения - бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. - три главные слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоесте­ственный род наживы имущества.

- государство возни­кает когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни

- сторонник рабовладельческой системы (связывал рабство с вопросом собственности) 

- По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

- в основе всех общественных потрясений - имущественное неравенство

- выделял 6-ть форм государства: 3-ри правильные – монархия, аристократия, полития и 3-ри неправильные – тирания, олигархия, демократия («за» политию)

 

Вопрос  7. Этические проблемы человека в философии элленизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.    

ЭЛЛИНИЗМ - охватывает период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую анти­чную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее.

Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре фило­софские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

                                                   Киники

Антисфен(являлся учеником Со­крата) (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную филосо­фию никчемной.

Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). (ученик Антисфена)

Антисфен

- за опрощение жизни отказ от каких-либо потребностей

- полагал необходимым быть ближе к приро­де

 - «нет»: правительству, частной собственности, браку

 - осуждал раб­ство

 - презирал роскошь и стремление к наслаждению

Диоген

(ПР -  симво­лично предание о том, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека).

- искал добродетели

- считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания (Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха)

 - (ПР – он утверждал, что боги поступили справедливо, жестоко наказав Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутан­ность и искусственность человеческого бытия (это напоминает мысли Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого)

- мир плох, поэтому надо на­учиться жить независимыми от него

- блага жизни непрочны: они — дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги

- для мудреца важно — смирение

- человек по своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в доблести духа

-ПР - по преданию один киник сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча».

Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески пре­уменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу. (Отсю­да ясно, как слова «циничный», «циник» приобрели свое совре­менное значение.) Популярный цинизм учит, по словам Б. Рассела, не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним.

                                                 Скептики

 Скептицизм(от греч.скепсис — рассматривающий, иссле­дующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.

                         Пиррон - основатель скептицизма(360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Пиррон - участник азиатского похода Александра Македонского, где знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода его этических воззрений, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.

- философ —тот, кто стремится к счастью, которое со­стоит в невозмутимости и в отсутствии страданий

- философ обязан ответить на вопросы:

                   - из чего состоят вещи?

                   - Как мы должны относиться к этим вещам?

                  - Какую выгоду мы можем получить из та­кого отношения к ним?

 На первый вопрос чел не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни пре­красным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.

 Всякому утверждению чел о любом предмете может быть с рав­ным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.

- «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было сужде­ний о чем-либо!»

- скептицизм Пиррона — это не полный агности­цизм: достоверны все наши чувственные воспри­ятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления

- ПР - если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким»

- воздержание от категоричес­кого суждения об истинной природе вещей рождает чувство невоз­мутимости, безмятежности - это высшая сте­пень доступного философу истинного счастья.

                                    Эпикур и эпикурейцы

Эпи­кур (341—270 до н.э.)

Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)

Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­ти в сложном историческом контексте того времени.

              Эпикур

-  развивал идеи атомизма

- во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непо­средственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого про­странства между телами следует из того, что иначе было бы невоз­можно движение

- идея об «отклонении» ато­мов – т.е. атомы наделены способностью самопроизвольного отклонения, когда атомы движутся в «связном потоке», которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека } атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.

- мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов.

- но (?) } тяжесть атомов не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну

 - «В необходимости нет никакой необходимости!» - Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности

- жизнь и смерть одинаково не страшны для муд­реца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет»

- Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом.

- Эпикур признавал на­личие души у человека

- душа – «ничего нет ни тонь­ше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов»

- душа – это принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного существования

- знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом анализ слов и установление точной терминологии

- принцип этики -удовольст­вие, кот отличаются: благородным, спокой­ным, уравновешенным и созерцательным характером — принцип гедонизма

- стремление к удовольствию - принцип выбо­ра или избежания

 - если у человека отнять чувства, то не останется ничего

- «за» постоянное блаженство

 - предел наслаждения и блаженст­ва —избавиться от страданий! «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наобо­рот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно!»

- «за» благочестие, богопочитание

- «Бог — су­щество бессмертное и блаженное

                              Лукреций Кар

 - признавал существование богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в между мировых пространствах в блаженном покое

- поэма «О природе вещей»

- на сознание чел оказывают влияние атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания

- атомы – это творческие начала, т.е. атомы — это материал для природы

 - творческий принцип - в прародительни­це-Венере, в искуснице-Земле, в созидательном естестве — природе

- ценит чел разум, овладевающий знаниями и искусствами

 

Стоицизм

Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ.

1) ранние стоики, в боль­шинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились в фрагментах, поэто­му уяснение их воззрений затруднено.

 2) поздние стоики (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий— это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

 

ПР -уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возни­кает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным. Стоики выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца.

             Марк Аврелий (121 —180; римский император с 161 г. н.э.) Работа: «Наедине с собой»

- Бог дает каж­дому человеку особого доброго гения в руководители (эта идея зозродилась в христианстве в образе ангела-хранителя)

- Вселенная —целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой

- афоризмы Марка Аврелия:

                         - «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении»

                         -«Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века»

                        - « Сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием»

                        - «Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем»

- особое внима­ние уделяли феномену воли: самообладанию, терпению и т.п.

 - развитие природы - в религиозном духе: все предопределено

- Бог не отделен от мира, он — душа мира

- принцип всеобщей целесообразности (ПР: все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели)

                  Сенеки(ок. 4 до н.э. — 65 н.э.)

- божество господствует над всеми вещами и событиями: ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод

- не сопротив­ление злу: т.к. оно текуче 

- тело мира образовано из: огня, воздуха, земли и воды

- душа мира — это огненная и воздушная пневма

- бытие - разная степень напря­жения божественно-материального первоогня, т.к.

огонь превраща­ется во все прочие стихии по закону (Логосу)

 - Логос мира =отождествлялся с Судьбой

               Зенон (332—262 до н.э.)

- судьба — это власть, двигаю­щая материю

 - бог - пламенный разум мира (Бог =Ум = Судьба)

- по природе все человеческие существа равны

 - использовал термин «лектон» - предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением (язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т.п.)

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 528; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!