Ионийская философия: милетская философия.
Тема Античная философия
Учебные цели –ознакомить учащихся с античной философией натурфилософского, классического и эллинистического периодов.
Цели модуля - дать представления о античной философии натурфилософского, классического и эллинистического периодов;
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания античной философии и понимания ее социокультурной ценности.
Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления.
2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).
3. Диалектика и атомизм Левкиппа - Демокрита.
4. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик. Диалектика и этический рационализм Сократа.
5.Объективный идеализм Платона. Учение о государстве.
6. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос); потенция и акт. Категории философии. Идеи. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.
|
|
|
|
|
|
|
|
7 Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.
8. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М, 2008.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Рат-никова. - M., 2007.
3. Спиркин А. Философия — M.,2008.
4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Философия. — M., 1999.
Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 1993.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.
6. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2009.
7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.
8. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2003.
9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — M., 2003.
10. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биографические очерки. — M.,2010.
11. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.
12. Боломолов А. С. Античная философия. — М., 1985.
13. Платон. Государство. Закон // Платон. Соч. в 3 т. — М., 1971- 1972.-T.3. с. 1-2.
14. Рассел Б. Мудрость Запада / Под ред. В. А. Малинина. — М., 1998.
Вопрос 1. Философия античного периода: этапы становления
Античная философия- эпоха греко-римской классической древности с конца VII в. до н. э. - до VI в. н. э.
Античная философия развивалась не изолированно - она черпала мудрость Древнего Востока (Ливии; Вавилона; Египта; Персии; Древнего Китая; Древней Индии).
античную философию делят 3-ри основных периода:
1. натуралистический период (VII - V в. до н. э.) - (основное внимание уделяется Космосу и природе – натурфилософия:милетская школа, элеатская школа, пифагорейская);
В пределах этого периода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид) – монисты, т.е. обращались к поиску одного начала, с которым и связывали происхождение и существование мира.
Поздних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит) — плюралисты, вводят множество начал и обосновывают тот или иной принцип космообразования.
Период классической философии (V—IV в. до н. э.)
1) гуманистический период(основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты).
Соответственно за философами первого периода сохраняют при этом название «досократики», полагая, что лишь с Сократа начинается обращение к человеку, то есть собственно антропологическая ступень философии.
2) классический период(это философские системы Платона и Аристотеля);
Платон - восстановил мифопоэтическую картину мира и, в тоже время, противопоставил физическим описаниям онтологические обоснования. Аристотель создал категориальный аппарат философии и превратил ее в научное (в античном понимании этого слова = доказательное) знание.
3. период эллинистических школ = (эллинистически-римская философия) - (III в. до н. э. — VI в. н. э.) (моральное совершенство людей (этика) - эпикурейцы, стоики, скептики); неоплатонизм(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
На первый план выходят проблемы обоснования человеческой жизни, а аргументация черпается из предыдущих философских систем: из физики Гераклита, Демокрита, теории идей Платона, и т. д.
Характерные черты античной философии:
1) синкретизм- слитность, нерасчлененность важнейших проблем;
2) космоцентризм- охватывает весь Космос вместе с миром человека;
3) пантеизм- исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
4) античная философия почти не знает законов— многое достигается на понятийном уровне, логии - понятий;
5) этичность - философы характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками;
6) функциональность- стремится помочь людям найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
7) многопроблемность - исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.
Вопрос 2. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ АНТИЧНОГО МИРА
В древнегреческой философии к раннему периоду отнесены две школы —
1) ионийская философия 2) италийская философия
- философы, жившие Ксенофан, Пифагор, Парменид, Зенон
на побережье Ионийского моря которых подразделяют на две школы
(г. Милет и г.Эфес) 1) пифагорейцев во главе с Пифагором
1) в г. Милете - милетская шк. 2) элеатов – Парменид, Ксенофан, Зенон
основатель Фалес, последователи: - эта шк.возникла в др. Италии, в Кротоне
Анаксимандр и Анаксимен и в Элее
2) в г. Эфесе жил Гераклит } обращение к внутр. миру чел
} - космическая наглядность
- обращении к модели мира
- интерес на чел. окружение
Ионийская философия: милетская философия.
- основоположник Фалес(625—547 гг. до н. э.)
- широкий круг вопросов, над которыми размышлял Фалес: охватывают явления природные (метеорология, переплетающаяся с астрономией, география, геометрия), социальные (он один из семи мудрецов, политический советник города) и проблемы собственно философские (устройства всего мироздания).
- философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля:
1) «все — из воды» (Исследователи отмечают, что Аристотель, интерпретировав воду Фалеса в терминах «субстрат» и «элемент», модернизирует его учение, приписывает неадекватную его содержанию терминологию).
2) «все одушевлено и полно демонов».
ВЫВОД: действительно, Аристотель считает, что милетские мыслители не пошли дальше отыскания материальной причины, но он же сообщает, что материальная первооснова у милетцев - вода — начало живое и одушевленное, т.е. субстанциональное и генетическое (дающее жизнь).
Анаксимена(588 — 525 гг. до н. э.)
- натурфилософ - очеловечивание им до предела мира космологических (в т.ч. и метеорологических) явлений.
- Мироздание ограничивает кристаллическая внешняя оболочка – геоцентризм (в центре – Земля; Солнце - обращается вокруг нее). Солнце плоское, «как лист дерева», поэтому, видимо, оно способно парить в воздухе. Оно — единственный источник света: Луна и звезды его отражают. При этом Луна уподобляется «висящему диску», звезды же, «как гвозди», вбиты в небесный свод. Основные в жизни человека — Земля и Солнце. Земля «лежит» на воздухе, будучи ею заперт, воздух приобретает упругость.
- воздух –первооснова (первосубстанция) мироздания, из него возникает все сущее посредством процессов сгущения и разряжения
Воздухом — дышит человек.
- воздух («аэр») — вечное и живое бытие. Воздух бессмертен и поэтому божествен. Человек смертен. Божественный воздух - живой прежде всего потому, что он — дыхание, дыхание мира и человека.
Анаксимакдр(610— 546 гг. до н. э.)
- идеи о начале мироздания («апейроне»)
- первооснова мира - «апейрон» («все охватывает и всем правит»).
- «апейрон» - вечное движение; от него определяются порождающее начало - тепла и холода. У Анаксимандра невозможен переход одной стихии в другую и речь идет о рождении прямо из «апейрона».
- Из «апейрона» возникает мир
- о миропорядке как саморегулирующемся социопорядке
- космогонической концепцией Анаксимандра (космология и космогония - введение в его «основную философему»).
- стремился зафиксировать стабильное положение земли:
Земля — цилиндр, высота которого равна трети его ширины; размер солнечного круга, окаймляющего мироздание, в 27 раз больше земного; размер внутреннего (лунного) круга больше земного в 18 раз; звездного (наиболее приближенного к земле) в 9 раз
- обращение к математическим пропорциям и геометрической наглядности
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 453; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!