Вопрос 5.            Объективный идеализм Платона



                                              (427-347 гг. до н.э.)

Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию ф-ей. В 387 г. до н.э. – создал Академию– шк, где обучали будущих государственных деятелей. Платон пытался (без успеха) дать философское образование тиранам Сиракуз: Дионисию I  и II. Работы: «Государство», «Законы», «Политик».

- Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира.

-Идеисуществуют безотносительно к миру вещей, они - более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи - модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады. «Единое» - есть Благо в себе.

- Человеческая душаподобна идее, Она едина и неделима. Душа состоит из двух частей:

1) высшей, разумной, с помощью которой человек созерцает мир идей:

2) чувственной.

- Платон сторонник теории переселения душ. Только самые совершенные, исправившиеся души остаются навсегда в царстве идей. Тело - темница для души (1000 лет). Освободиться из нее можно путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

- С этим связано и учение о припоминании, которое оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в Средние века, и в Новое время.

- условие нравственных поступков - истинное знание.

- Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного: объективного знания.

- диалектика - работа с понятиями по установлению родо-видовых отношений

- задача и предмет философии - познание мира идей путем диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром

- Существует 2 метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный).

- Объект познания распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей-идей.

- Предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального;

- Идеи претендуют на роль «действительной» реальности

- философия Платона - объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производное от нематериально предшествующих материи идей, существующих вне и независимо о сознания людей.

- Идея мыслится им как нечто неизменное, тождественное себе

- материя - как «начало иного» - изменчивого, текучего, непостоянного. Она - принцип чувственного мира. Материя лишена определенности и потому непознаваема. По Платону, вещи и явления мира «становления» не могу стать предметом научного знания в силу их материальности.

Платон признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного идеальной бытия.

-  Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению.

Учение Платона о государстве

- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик»

- государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В иде­альном государстве происходит разделение труда сообразно потребностям и природным задаткам составляющих его лю­дей.

Государство должно быть;

1) мудрым,

2) рассудительным;

3) справедливым, если будет существовать разделение труда между тремя различными сословиями;

4) мужественным.

- Три начала человеческой души выполняют свои задачи:

       1) Ра­зумная- стремится к высшему благу - правде, справедливос­ти и умеренности во всем. Это мудрецы, философы.

       2) Аффек­тивнаячасть - благородные страсти (храбрость, мужество подчинение долгу). Это стражи государства.

       3) Вожделеющийтип; люди этого типа привержены к телесно-физическому ми­ру, занимаются физическим трудом. Это крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальную сторону жизни государства.

И мужчина, и женщина могут принимать одинаковое участие во всех делах. Все жены должны быть общими, дети - тоже родители не должны знать своих детей, а дети - родителей.

- Четыре типа извращенного государственного устройства:

        1)Тимокрагия - строй, основывающийся на честолюбии; основание власти - военные подвиги.

        2) Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе.

        3) Демократия - устанавливается, когда бедняки часть противников уничтожат часть изгонят, часть уравняют в правах.

        4) Тирания - из свободы вырастает рабство.

Платон предлагал в качестве наиболее справедливой «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу- аристократия, в т.ч. аристократическая республика и аристократическая монархия). Остальные формы считал худшими нисходящая иерархия государственных форм (последовательное ухудшение или извращение идеальной формы государства): тимократия, олигархия, демократия лирания.

- Основной принцип идеального государства -  справедливость:каждый член общества должен выполнять только то дело, к которому он пригоден. Жители идеального государства разделены на 3 класса. Низший класс: люди, которые производят необходимые для государства вещи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Принадлежность человека к 2 и 3 классам - воинов - стражей и правителей-философов - определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей гораздо выше нравственных качеств 1 класса.

- Идеальным государством руководят лица, способные хорошо управлять государством в силу природных к тому задатков и одаренности и вследствие долголетней предварительной подготовки, то есть философы. Охранять государство должны стражи порядка. Причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом.

                     

Вопрос 6. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос); потенция и акт. Категории философии. Идеи. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.    

                                         (384—322 до н.э.)

Аристотель — ученик Платона (учился в Академии, которую покинул в 384 г. до н.э. – после смерти Платона), но по ряду вопросов он расходился со своим учителем (он считал, что платоновская теория идей недостаточна для объ­яснения эмпирической реальности). Аристотелю принад­лежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стре­мился преодолеть платоновский разрыв между миром чувствен­ных вещей и миром идей.

Работы: «Политика»


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1058; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!