Ионийская философия: Гераклит Эфесский



 (родился ок. 544 г. до н. э. — год смерти неизвестен) в г. Эфесе. Гераклит — крупнейший диалектик.

- стиль Гераклита - иератический (торжественно-религиозный); каждое изречение это загадка, ребус. (Это концепция Дж. Томсона — ученика Френсиса Корнфорда, основа­теля мифогенного направления в зарубежном антиковедении). Гераклит выражает высокие истины и не может пользоваться обычным языком.

- вни­мание на смысложизненные вопросы

- столкновение противоположностей и переход их друг в дру­га, единство этих противоположностей. Противоположнос­ти не могут существовать друг без друга. Благодаря этому че­ловек погружается в глубины логоса.

- единство про­тивоположностей: изменение, и борьба вещей

- сущность бы­тия подвижна

- уметь видеть тенденцию развития, динамику бытия

- за обнаружение истинной природы вещей

- за философское обобщение

-  мир никогда и никем не был создан, что мир существовал вечно

- обосновал идею субстанции: субстанция - огонь. Мир — это вечно живой огонь, т.е. подвижная, динамичная стихия. Сущность мира - активна, природа бытия - подвижна. Огонь — символ подвижности, изменчивости, исчезновения и зарожде­ния мира.

- «речные фрагменты» Гераклита продолжа­ют тему изменчивости и подвижности мира: «на входящего в реку набегают все новые и новые воды», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

- жизнь постоян­но сохраняется

- подвижность имеет внутреннюю меру – время. Элементы времени: насто­ящее (здесь и теперь), и вечность (единство противоположностей). Человек потому и существует, что существует вечная природа в двух ее временных изме­рениях времени: «хронос» и «айон».

- устойчивая субстанция — это то, в чем соединяются все противоположно­сти, т.е. «(Бог, теос): день — ночь, зима — лето, война — мир, изобилие — голод». – ВЫВОД: при всей динамике бытия Гераклит видит устойчивую связь в мире.

 

                          2) Италийская философия: пифагорейцы

Пифагор

(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочис­ленными табу и предписаниями.

- учение о числе как о субстанции всех ве­щей. Число имеет вещественный и субстанциональный харак­тер, оно обозримо, пространственно, телесно и сохраняет свойства умопостигаемых принципов.

Числа — это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Каждое чис­ло —суть субстанция нашего реального мира. Каждое чис­ло что-то вносит в мир: монада (единица) вносит порядок, опре­деленность,

диада (двоица) — неопределенность, раздвоение.

Главное значение чисел в том, что они находятся в человеческой душе.

Число сохраняет объективность мира и то, что составляет основу нашего разума. - - на первый план – внутр мир чел души. Число — это состояние души. Число — это то, что рождается и живет в душе. Отсюда интерес к числовому обоснованию мира, к космологии и космогонии.

- орфизм - признается наличие в человеке двух начал: светлого и темного. Светлое начало - это душа, темное — это само человеческое тело. Тело — темница души. Путь к спасению в - достижение гармонии

 

Италийская философия: элеаты

                                  Ксенофан (учитель Парменида)

 (ок. 565—473 до н.э.) Монотеист и скептик.

- против антропоморфических элементов в рели­гии (т.е. богов в человеческом виде

- Земля произошла из моря (аргумент: в от­далении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — от­печатки рыб и растений. (Это уже не мифология, а строгая логика научного порядка.)

- принцип: ничего нельзя знать достоверно («Ясно никто не постиг ничего и никто не постигнет!»)

- разделил виды зна­ния, сформулировал проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине»

- чувства - не истинное знание, а лишь мнение: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно»

- единое – Бог; оно есть недвижимое, в лоне его движения Многое. (Трактовку Бога в виде небосвода и шара.) Бог неотделим от мира, который суть лишь его проявление. Есть лишь одно Бытие— Бог. (т. е. мировоззрение Ксенофана – это монотеизм пантеистического толка).

Парменид

(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими сограждана­ми одним из мудрых политических руководителей г. Элей).

- поэму «О приро­де», где путь познания представлен в виде аллегорическо­го описания путешествия юноши к богине, открывающей ему ис­тину.

- гла­венствующую роль разума в познании и второстепенная – чувств

- философия разделилась на 1)философию истины = разум (разумом исследуйте высказанные дока­зательства). Истина - основана на рациональном познании

                                             2) философию мнения = чувства, где точности нет: не дове­ряйте чувственным восприятиям и не бол­тайте праздно языком. Мнение - основано на чувственных восприятиях, которые знакомят с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.

- центральной идеей - является бытие, соотношение мышления и бытия.

1) Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается нет мысли.

2) Бытие не возникло: оно непреходяще: нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия.

3) Сущее - лишено изменчивости и многообразия.

4) Парменид различал - мир, как он дан нам в восприятии, полным дви­жжения

                                  - и мир единого и неподвижного бытия, открывающего­ся мышлению

5) бытие есть, небытия нет: небытие невозможно ни познать, ни выска­зать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия — ничто.

ПР мудрость этой идеи в том, что попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие: у вас ни­чего не получится. Тут у Парменида выявля­ется идея о предметной отнесенности мысли.

- Вселенная не имеет недостатков

- сущее - в его цельности: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Нет и пустого пространства: все напол­няется бытием.

- духовный мир че­ловека связан с положением человека и уро­внем его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления.

- телесность и духовность совпада­ют в мироздании в Боге.

 

Эмпедокл

(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения».

- «О природе» - это натурфилософское учение

- «Очищения»- человек должен быть очищен от всех погрешностей земной жизни

- новая модель движения: под сомнение поставлена возможность изменений множества

- (?) можно ли что-нибудь говорить о постоянно изменяющемся предмете, т.к. для того, чтобы мыслить, мы должны его зафикси­ровать.

Мыслить — значит найти что-то устойчивое в пред­мете

- идея о всеоб­щем изменении мира: если движение невозможно логически обосновать, значит его не существует. Само движение он объяснял как логически возмож­ноe

- во Вселенной естьне одно, а четыре начала= стихии: огонь, воздух, земля и вода. Они существуют вечно. Они не могут перейти друг в друга.

- нет рож­дения, а есть только соединение и разделение неизменных 4-х на­чал: результатом которых яв­ляется рождение и смерть. Речь идет о логическом обосновании всех жизненных процессов.

- логическое обоснование 2-х источников движения: силы, действующие на корни: Любовь (Филия) и Вражда (Нейкос). Любовь и Вражда— существа личные. Любовь способствует соединению корней, а Вражда их разде­ляет. Но сами корни — это персонифицированные сущности.

- Столкновение противоположностей порождает многообразный мир

- обожествление мира: органицизм - космос уподобляется живому организму.

 

Анаксагор

 (500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множе­ство.

- элементы — это семена. Элементов столько, сколько окружающих нас вещей. Каж­дая частица — качественная определенность предмета, качество вещи. Гомеомерия—это камень, железо, дерево. Наличный мир субстанционализируется. Человеческий мир не случайный продукт, он субстанционализируется в своей осно­ве. Определенность проявляется, когда одних семян больше, чем других.

1) принцип — «все во всем», все частицы перемешаны

2) принцип — «по­добное соединяется с подобным». Когда происходит соединение подобного с подобным, только тогда возникает качество.

Качественная физика Анаксагора переходит в количественную.

-у Анаксагора присутствует так же разум (нус).

Нус первоначально был чист и не смешан, в отли­чие от других семян.

- Гомеомерия - отношение частного к целому. Нус дает толчок, приводит все в порядок, из хаоса все превращается в космос: образуется вихрь, а затем возникает мир.

- Нус —механическая сила; присутствует в человеке. Он присутствует в разных вещах, толь­ко в разной степени.

- Нус - это разумное устройство

- Нус - это принцип целесообразности

- различие между человеческим и космическим нусом

Зенон Элейский

 (ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории.

1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок линии можно делить до бесконечности.

2) «Ахиллес» - «черепаха»: Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Всякий раз как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она не­сколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространст­во между ними, оно бесконечно в своей делимости на проме­жутки.

3) «Стрела»: двига­ясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место пространства, т. е. она неподвижна в каждую единицу времени. Движение стрелы – есть сумма состояний покоя.

                                    

Вопрос  3.       Диалектика и атомизм Левкиппа - Демокрита

ПР

- Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины XX в. ? Фейнманписал:

«Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наимень­шего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это —огромная гипотеза... все тела состоят из атомов - маленьких телец, которые

- сходятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии,

- отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому. В одной этой фразе... содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения».

- Атомизм проявился как движение античной мысли к фило­софской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипо­теза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.)и особенно Демокритом. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости), связана с Др Востоком.

Демокрит

 (460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по не­которым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист.

- сочинение — «Великий мирострой»

- учение об атомах

- существуют лишь атомы и пустота

- атомы — это единые не­делимые частицы. Значит, есть сплошные частицы, которые совершенно одинаковы по своему составу и отличаются друг от друга только формой и расположением. Они могут быть глад­кими, шероховатыми, крючковатыми, и все они трясутся в пу­стоте.

- Наряду с атомами Демокрит допускает наличие пусто­ты. Можно сказать, что здесь тоже присутствует биологичес­кая (или генетическая) модель порождения мира из двух противоположных начал: атомы — это целостность и их противоположность — пустота.

- Атомы трясутся, по­том сцепливаются между собой, и образуется космический вихрь. В процессе завихрения возникают миры. Причем совершенно одинаковые, так что где-то может быть Земля, по­добная нашей.

- модель самопроизвольное зарождение жизни: на Земле образуются большие лужи в них нагревается вода и появляются первые животные

- С другой стороны, атомы — это только материал, для которого необходим толчок, космический вихрь, который и приводит к современному состоянию мира.

- соединение атомов подчиняется необходимости} космический вихрь – («Ананке»). Это необходимость-принуждение. Необходимость — это принцип построения мира

- необходимость вызывает появление тех или иных вещей.

- Демокрит всю жизнь занимался поисками причин и сам ввел термин «айтия» (Раньше этот термин означал «вину». За­нимаясь научными объяснениями, он запустил собственное хозяйство. У греков за это наказывали. И его хотели за это судить т. к. он погубил достояние отца, но он, по преданию прочитал на суде свое сочинение — «Великий мирострой». И его после этого оправдали)

- Демокрит считал, что ссылка­ми на судьбу люди пытаются оправдать свое нежелание зани­маться поисками причинного объяснения, нахождение одной причины он предпочел бы персидскому престолу

- Демокрит заявляет существование имен не «по природе», а «по установлению». Значения имен устанавливаются самим человеком: } возможность само­стоятельно оперировать с именами, то есть появляется об­ласть логики и гносеологии.

- никакого «зо­лотого века» в жизни человека не было, как не было и богов. Человек появился на земле голым, босым и диким, не мог общаться с другими людьми. Человек сам себе искал пищу и строил пещеры. Также человек ничего не мог делать, он занимался собирательством. Человек был беззащитен перед природой. Здесь появляется категория «ананке» — нужда, потребность.

Объединившись под воздействием ананке, люди начинают развивать свою куль­туру - «техне», «искусство». Искусство— это то, что произведено челове­ком в отличие от природы. Создавая эти искусства, люди учат­ся у природы. Мир культуры — это второй мир. Номос надстра­ивается над фюсис. У природы человек учится строить жили­ще, заготавливать впрок продукты. Люди не могли объяснять­ся друг с другом, пока они не знали социальных норм. Челове­ку требовались нормы социальной регуляции - «дике». Язык существует не по природе, а по установлению. И дике и логос теперь связаны с категорией культуры — номос. По природе человек никогда не был счастливым. Человек стал счастливым только благода­ря себе, под влиянием ананке, которая вела к техне, а от него — к номосу. Категория «техне» — это пример того, как снимается пер­вое противоречие. Как же человек может брать от природы то, что ему нужно для жизни? То, как человек переходит от приро­ды ко второй природе — установлению, объясняется техне. По Демокриту — это необходимость. В мире превалирует необхо­димость. Это естественное основание природы. Человек не может быть счастлив только по голой необходимости, он дол­жен быть свободен и самостоятелен. Для того, чтобы человек освободился от природной необходимости, ему необходимо перейти к свободе. Это возможно только через справедливость. Нужно не отбрасывать природу, а изучать ее, нужно, создавая номос, жить по природе, соответственно природе.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!