Вопрос 4 . Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик.
Диалектика и этический рационализм Сократа.
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
В V в. до н.э. на смену политической власти старинной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения — народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством красноречия. В новых условиях на смену философам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя — сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.
Софист - человек, который посвящал себя умственной деятельности в том числе учености, вопросам философии.
1) акцент на социальные вопросы
2) на человека
3) на проблемах коммуникации - обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений (ПР «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь»).
Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.
Протагор
(ок. 480 — ок. 410 до н.э.)
- «Человек есть мера всех вещей»
- относительность всякого знания, т.к. каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.
- Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления
|
|
- обосновал равенство свободных людей
Горгий
(ок. 483—375 до н.э.)
- труд «О природе»
- выводил из общих понятий их конкретные определения и указывал на противоречия этих определений, приходил к доказательству несостоятельности самого общего понятия.
- 3-ри положения:
1) ничего не существует
2) если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо
3) если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо
- вывод: ни о чем нельзя сказать достоверно.
Продик
(род. между 470 и 460 до н.э.)
- интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические (родственные по значению) слова, а также анализировал проблему омонимии (различения смысла графически совпадающих словесных конструкций).
Диалектика и этический рационализм Сократа.
(469—399 до н.э.). Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.
|
|
- диалог - основной метод нахождения истины
- Сократ критически обсуждал всевозможные подходы.
- антидогматик - отказ от претензий на обладание достоверным знанием
- «повивальное искусство» - майевтика — искусство определять понятия при посредстве наведения. (С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные).
- впервые начал использовать индуктивные доказательства
- давал общие определения понятий, что явилось вкладом в формирование науки логики.
- родоначальник диалектики:
1) нахождения истины при помощи бесед и споров - метод диалектических споров (обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов).
2) отчетливость и ясность суждений – гл признак их истинности
- стремился доказать целесообразность и разумность мира и человека
- человек
1) поворот в развитии философии, впервые поставив в центр философствования человека, его сущность, внутренние противоречия души
2) познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания – принцип: «Познай самого себя!»
|
|
3) цель философии — восстановить авторитет знания
4) «Я знаю то, что ничего не знаю»
- обращенность к духовному миру
- грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром
- Сократ: акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием
- раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность
- душа – бессмертна
- этика
- принципы рационализма
- добродетель проистекает из знания - человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно (добро есть тоже знание
- 3-мя основными добродетелями Сократ считал:
1) умеренность (знание, как обуздывать страсти):
2) храбрость (знание, как преодолеть опасности);
3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
- политические воззрения - власть должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления.
(В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате он был приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).
|
|
3-мя основными добродетелями Сократ считал:
1) умеренность (знание, как обуздывать страсти):
2) храбрость (знание, как преодолеть опасности);
3) справедливость (знание, как соблюдать законы божес-венные и человеческие).
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 721; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!