Задачи реформы римского папства



А теперь рассмотрим предложения, которые, как этого требует справедливость, должны обсуждаться на Соборах и которыми


1. Реформация и конфессионапизация

131

папа, кардиналы, епископы и все ученые должны были бы руководствоваться днем и ночью, если бы любили Христа и Его Церковь; но раз они этого не делают, пусть содействуют [осуществлению этих предложений] толпа и светский меч, невзирая на их отлучения или угрозы [...]. Поэтому пора проснуться, дорогие немцы, и больше бояться Бога, чем людей, чтобы не разделить участи несчастных душ, столь прискорбно потерянных из-за позорного дьявольского правления римлян, чтобы день ото дня не усиливался все более и более дьявол; иначе адское правление римлян может стать настолько зловредным, что я даже не могу ни вообразить, ни представить этого (...].

2.1. Упразднение трехкоронной митры папского высокомерия

Во-первых, [охватывает] омерзение и отвращение, когда видишь, что глава христианства, славословящий себя как наместника Христа и преемника св. Петра, ведет такой светский и пышный образ жизни, достичь и сравняться с которым не в состоянии никакой король, никакой император (...]. Он увенчан трехкоронной митрой1, тогда как величайшие государи довольствуются одной короной [...], я считаю, что если папе подобает в слезах молиться перед Господом, то он должен бы навсегда сбросить такую корону, так как наш Бог не может мириться с высокомерием [...]. Папа мог бы довольствоваться обычной епископской короной; возвышаться над другими он должен усердием и святостью, а корону высокомерия оставить антихристу [...].

2.2. Уменьшение числа кардиналов, опустошающих Церковь

Во-вторых, какую пользу приносят христианству люди, называемые кардиналами? Отвечу тебе. В итальянских и немецких землях было много богатых монастырей, богаделен, ленов и приходов, и в Риме не придумали лучшего способа попользоваться ими, как учредив [должности] кардиналов и передав им епископства, монастыри, прелатуры. Так богослужение пришло в упадок [...). Никакие турки

' Митра — головной убор высшего духовенства, надеваемый во время богослужения. Первые папы носили простую митру. Папа Бонифаций VIII (1294-1303) ввел митру с двойной короной как знак верховного владычества над духовным и светским царствами. Папа Урбан V (1362-1370) ввел в употребление трехкоронную митру (тиару) как символ верховного владычества над духовным, светским и Небесным царствами.

9*


132

Германия в XVI первой половине XVII в.

не смогли бы так истощить Италию и расстроить богослужение. И вот, обескровив Италию, они появились в Германии [...].

2.3. Ликвидация грабительской финансовой политики курии

В-третьих, если бы можно было оставить лишь сотую часть папской курии, а девяносто девять частей упразднить, то и этого было бы больше чем достаточно, чтобы решать дела, касающиеся веры. А сейчас в Риме столько пресмыкающихся [...], что даже в Вавилоне не было ничего подобного. Одних только папских писцов в Риме более трех тысяч, а кто захотел бы посчитать других служащих, то вряд ли смог бы это сделать из-за великого множества должностей. И все служки, как волки на овец, зарятся на богоугодные заведения и лены немецких земель [...]. Поскольку столь постыдно злоупотребляют аннатами, то [властям] (...) нужно посредством императорского или же всей немецкой нации указа либо оставлять аннаты в стране, либо упразднить (...].

Далее, сейчас настало время для того, чтобы полностью упразднить «папские месяцы» и возвратить назад все, присвоенное Римом [...].

Своеволие и лживые оговорки папы порождают в Риме такие порядки, что никто этого не в состоянии передать. Там — купля, продажа, размен, обмен, суета, ложь, обман, грабеж, воровство, роскошь, блуд, подлость и пренебрежение Богом во всех видах [...]. Все, что они похитили в разных странах посредством индульгенций, булл, грамот, касающихся исповеди [...), все, что разворовывается и в этот момент, я считаю безделицей, подобной тому, когда попадают в ад, где лишь один дьявол [...]. Поскольку такое дьявольское правление — не только открытый грабеж, обман и тирания врат адовых, но и порча тела и души христианства, мы обязаны приложить все усилия, чтобы воспротивиться такому поруганию и разрушению [...].

Дай, Боже, всем нам христианское благоразумие, а христианскому дворянству немецкой нации наряду с этим и истинное духовное мужество для того, чтобы принести пользу бедной Церкви. Аминь.

Сайт «Философская библиотека Ренессанса»: http://renaissance.rchgi.spb.ru/Luther/opus.rus.htm/28.ll.2003

№ 46. Из «Краткого катехизиса» Мартина Лютера

«Краткий катехизис» был написан в 1529г. М.Лютером как пособие по лютеранскому богословию и духовной практике в первую очередь для мирян. «Краткий катехизис» к тому же являлся учебником для школ в лютеранских княжествах. Священники на-


1. Реформация и конфессионапизация

133


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!