I. Реформация и конфессионализация



145

[...J Наставники должны прилагать все усилия, чтобы заставить молодежь учить правила грамматики наизусть. Если же учитель не желает мириться с глупостью [учеников], не соблюдающих правила, то языку нужно учить без правил.

(...) Среду и субботу следует использовать для изучения катехизиса во всех купах [...]. И катехизис должен преподаваться во всей земле одинаково.

В эти же дни следует читать и объяснять мальчикам по одному тексту из Божественного Писания [...). И наставники должны прилежно показывать на примере этих текстов правила грамматики и понятно высказывать мальчикам одно, собственное мнение, а не чужие рассуждения. Юноши должны наизусть учить некоторые псалмы, чтобы по ним научиться молитве.

Некоторые наставники хотят читать Священное писание бессодержательно, другие вообще не хотят. И то, и другое наказуемо. Сей устав, если учитель хочет преподавать верно, полезен молодежи.

Третью купу следует делать в больших школах, в которых учатся довольно грамотные мальчики. На послеобеденном уроке они вместе с другими обучаются музыке, как сказано ранее. В первые два дня, в понедельник и вторник, им следует объяснять Вергилия, другие два дня, в четверги пятницу, — некоторые избранные эпистолы Цицерона [...). Вечером — правила просодии и некоторые (...) поэмы Овидия или героиды Эобана [...].

Утром эти юноши должны (...) рассказать Вергилия или эпистолы Цицерона. Учитель должен требовать от них, чтобы они строили предложения и на каждое предложение рассказывали правила синтаксиса.

После этого с сей, третьей, купой нужно обязательно изучать этимологию и синтаксис. И каждый должен знать наизусть каждое из этих правил.

Ко всему этому необходимо, чтобы наставник сам хорошо владел грамотой. Ибо если кто-то чего-то сам не изучал, к тому у него и душа лежать не будет, и он не будет учить этому детей. Он должен сам разговаривать с учениками на латыни и заставлять их разговаривать друг с другом на латыни.

Каждую субботу мальчики из третьей купы должны показывать наставнику сочинения на латыни, эпистолы или рассказы или стихи. Наставник должен диктовать мальчикам по-немецки разные рассказы, которые они на неделе должны перевести па латинский (...], чтобы юноши одновременно учили изречения и знакомились с истори-

Том 3. Документы и материалы


146

Германия в XVI — первой половине XVII в.

Ческими рассказами, учились добродетели (...) А когда юноши сдали свои сочинения, наставник должен им указать на их ошибки, чтобы они исправили неправильные слова и конструкции.

В тех местностях, где юношей настолько много, что можно образовать четвертую купу мальчиков, разбирающихся в этимологии и синтаксисе, то с ними можно проводить уроки по правилам диалектики. Их наставник должен объяснять на простых, полезных примерах. После этого им следует преподать основы риторики. С ними следует также изучать — в неделю один урок — правила греческой грамматики. На другой день нужно взять один урок по Фокилиду, затем по Гесиоду и Исократу.

[...] В тех местностях, где есть немецкие или латинские школы, на настоятелей церквей (...) возлагается обязанность посещать с проверкой эти школы не менее одного раза в месяц.

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung/Hrsg. von Rainer A. Müller. Stuttgart, 1996. Bd. 4. Gegenreformation und Dreissigjähriger Krieg 1555-1648/Hrsg. von Bernd Roeck. S. 39-47. Перевод К. А. Шишигина.

№ 50. Из протокола допроса, произведенного представителем Аугсбургского совета (1598 г.)

Приведенные отрывки из протокола допроса аугсбургского ювелира Давида Алътенштеттера и скорняка Мартина Кюнле, составленного в конце 1598г. представителем Аугсбургского совета, являют собой уникальный документ, свидетельствующий о том, насколько неустоявшимися были конфессиональные структуры империи уже на рубеже XVI в. Одновременно они позволяют заглянуть в мир «простых» ремесленников.

Протокол от 4 декабря 1598 г., пятницы.

[Вопросы к Давиду Альтенштеттеру:]

Вопрос: Как его зовут? Откуда? Сколько ему лет?

Ответ: Говорит, что он отсюда, что ему 48 лет (...).

Вопрос: Какой он веры и к какой конфессии принадлежит [...]?

Ответ: До сих пор он не исповедовал никакой веры, но, хотя он родился в католической местности, после этого он приехал в Швейцарию, где широко распространено цвинглианское учение. Однако, вернувшись сюда, он услышал проповеди сторонников «Аугсбургского вероисповедания», а также католических проповедников. Тем не менее не придерживается ни той, ни другой веры, но, так как нужно исповедовать какую-нибудь веру, он хотел принять католическую (...].


/. Реформация и конфессионализация

147

Вопрос: Как так получается, что он на протяжении многих лет не посещает церкви «Аугсбургского вероисповедания» [...)?

Ответ: [...] Он ходил в церкви «Аугсбургского вероисповедания», но большей частью ходит в соборный монастырь; (...) католическая вера его привлекает больше и соборные проповедники ему нравятся больше, чем проповедники «Аугсбургского вероисповедания».

Вопрос: По каким причинам церкви, учение и церемониал «Аугсбургского вероисповедания», которые не одобряет и здешнее министерство, ему не нравятся?

Ответ: Ничего плохого о церкви, учении и церемониале «Аугсбургского вероисповедания» сказать не может, все равно — хвалит или ругает его здешнее министерство. Он до сих пор не исповедовал никакой веры.

Вопрос: Что он думает о святых таинствах, в частности о крещении?

Ответ: [...] есть два таинства, а именно: крещение и причастие [...].

Вопрос: Если он не ходит ни в какую церковь и не слушает проповеди, то что он делает в воскресные и праздничные дни?

Ответ: [...] либо сидит дома, либо идет гулять по городу или за город[...].

Вопрос: Правда ли, что в доме Альтенштеттера, а иногда и в саду [...] почти каждое воскресенье и по праздникам между 7 и 8 часами проходят сборища, и что разрешал и проводил их Альтенштеттер?

Ответ: Никаких сборищ или собраний подобного рода он не разрешал и не проводил ни у себя дома, ни в саду (...).

Вопрос: Правда ли, что ежегодно, в апреле или мае и осенью, [...] Вы собираетесь вместе и с деревьев читаете странные проповеди? Где это происходит? И кто это делает?

Ответ: Об этом он ничего не знает (...].

[Вопросы к Мартину Кюнле:]

Вопрос: Какой он веры [...]?

Ответ: До сих пор ходил в церковь «Аугсбургского вероисповедания», но не регулярно; и вообще он никогда дома не читал книг Швенкфельда1 или Лютера. Слушал также несколько раз нынешнего соборного проповедника Григория. При этом сообщает, что ему больше

1 Швенкфельд, Каспар — христианский мистик, участник Реформации; разработал особое реформационное учение, строившееся на компромиссе между лютеранством и католицизмом.

Ю*


148

Германия в XVI первой половине XVII в.

всего нравится швенкфельдовское учение, потому как оно, в отличие от других, проповедует христианскую жизнь и благочестие [...].

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung/Hrsg. von Rainer A. Müller. Stuttgart, 1996. Bd. 4. Gegenreformation und Dreissigjähriger Krieg 1555-1648/Hrsg. von Bernd Roeck. S. 104-109. Перевод К. А. Шишшина.

2. Становление княжеского абсолютизма

№ 51. Придворное уложение Иоганна Фридриха Померанского (1575 г., извлечения)Документ дает представление о месте придворных советов и ходе делопроизводства в герцогской канцелярии. Уложение является свидетельством того, как проходил процесс формирования абсолютистского государства, что нашло свое выражение в его «бюрократизации» и в ориентации этой «новой» государственности на княжеский двор.

Наше, Иоганна Фридриха, Божией милостию герцога Штеттин Померанского [...] придворное уложение, подлежащее исполнению повсеместно при Нашем дворе (...].

Наши придворные советы должны годиться не только для выполнения собственных задач, но наряду с этим [...] для того, чтобы они, мысля и действуя, прежде всего, во славу Божию, с пользой служили [...] управлению Нашему [страной], свои собственные дела выполняли после выполнения дел Наших и общественных, а не Наши дела по своей возможности и охоте, прилежно следили за соблюдением своего служебного времени [...].

[Советы не должны] обременять себя дарами, подношениями и вознаграждениями сторон, [не должны] помогать сторонам советом и делом при решении дел в придворном суде, а также сидеть в суде, когда решаются дела, в которых они участвовали до поступления на службу (...].

[...1 Если кто-то отправляется в поездку, своих собственных лошадей при поездке по Нашим делам использовать за Наш, по своим же собственным делам — за свой счет [...].

Канцлер и управляющий:

[...] [в то время как] до сих пор выполнение как судебных, так и княжеских дел возлагалось на канцлера, Мы нашли, что этих дел


2. Становление княжеского абсолютизма

149

становится все больше; и Мы (...) для того, чтобы дела решались быстрее и лучше, приставили к Нашему придворному суду специального человека, а именно судебного управляющего; (...) нашего канцлера Якоба Клейсте назначили для ведения только Наших княжеских дел, а управляющим при Нашем придворном суде назначили доктора Иоганна Люббекена (...]. К управляющему мы хотим также приставить определенных лиц из Наших придворных советов, которые будут сидеть в придворном суде (...) и не будут использоваться ни для каких иных дел [...].

Служащие княжеской канцелярии и придворного совета:

[Каждый служащий придворного совета] и каждый служащий княжеской канцелярии должен летом с 5 часов утра, а зимой с 6 часов до половины десятого, а затем после обеда с часу до половины пятого быть в канцелярии придворного совета и в княжеской канцелярии, (...) тайны, доверенные ему или которые он узнал из писем, советов, тайных донесений и пр., хранить и унести с собой в могилу (...) — грамоты, послания, дела, которые он получает, надежно хранить, все дела, касающиеся Наших владений, запечатывать, скреплять печатью и согласно Нашему княжескому Канцелярскому уложению или полученному повелению записывать в надлежащие книги и реестры [...], все грамоты и дела (...) хранить раздельно по их назначению и иметь соответствующий реестр, чтобы канцлер и судебный управляющий в любое время мог найти то, что ему требуется или что он ищет, не делать и не давать никому никакого протокола или регистрационной книги без ведома или веления канцлера или управляющего канцелярией, не уносить никаких княжеских или судебных грамот или дел с княжеского двора к себе домой [...].

Количество секретарей, писарей и помощников в Нашей канцелярии: (...) лица, которых мы хотим держать в Нашей канцелярии, это: три секретаря, три переписчика, один канцелярский служащий.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!