При придворном совете: протонотарий, секретарь, заместитель или переписчик (...).



Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung/Hrsg. von Rainer A. Müller. Stuttgart, 1996. Bd. 4. Gegenreformation und Dreissigjähriger Krieg 1555-1648/Hrsg. von Bernd Roeck. S. 73-79. Перевод К. А. Шишигина.


150

Германия в XVI — первой половине XVII в.

52. Из «Придворного уложения» герцога Баварского Вильгельма V (1589 г.)

«Придворное уложение» баварского герцога Вильгельма V свидетельствует о новых тенденциях в придворной жизни, которые найдут свое окончательное выражение при абсолютистском дворе.

Они [придворные] обязаны, прежде всего, быть [...] богобоязненными; если не каждый день, то большую часть времени и в особенности [...] во все праздничные, воскресные и выходные дни посещать богослужения, по всем большим праздникам [...] исповедоваться и причащаться, а также [...] нести свою службу прилежно, отвращать от Нас всяческий ущерб, приносить Нам пользу, способствовать повышению репутации и славы Нашей. Они и каждый из Вас должны до самой своей смерти хранить в тайне то, что происходит [...] при дворе герцога.

[...] Одевание:

Когда же мы возжелаем одеться и прикажем камердинерам явиться, они должны войти в переднюю, снять с себя кители и камзолы и прямо в колетах, со своими рапирами и шпагами на поясе войти в Наши покои и, сделав реверанс, начать [...] работу.

Наш старший камергер или — в его отсутствие — назначенный Нами управляющий или, если нет ни того, ни другого, самый старший или любой из присутствующих камергеров должен принять у Нас Нашу ночную сорочку и, как только Наш лейб-цирюльник или — в его отсутствие — один из камердинеров станет вытирать Наше тело полотенцами, в то время как старший камердинер подает нам гребень, чтобы Мы сами расчесывали себе волосы и бороду, то Наш старший камергер должен принять у камердинера сорочку и подать нам нагрудник и вязаную сорочку. Затем один из камергеров должен надеть на Нас льняные чулки, затем панталоны, башмаки и тапочки, которые ему в любом порядке подают камердинеры. После этого Нам должны подать полотенце [...], а затем один из камергеров должен взять таз и кувшин, а другой — воду для полоскания рта и с подобающим почтением поднести воду, а старший или любой другой камергер — полотенце для вытирания [...].

После этого Наш старший камергер должен подать Нам нижнюю сорочку, уложить Нас, а один из камергеров должен снять с Нас ночное платье, отдать его одному из Наших камердинеров, четыре камергера должны поднять Нас и сразу же полностью одеть; в самую последнюю очередь Наш старший камергер должен подать Нам камзол и верхнее платье и, если необходимо, шпагу, (...] ремень и орден Золотого руна.


2. Становление княжеского абсолютизма

151

Лейб-цирюльник должен по Нашему желанию подать старшему камергеру [...] зубной порошок и мыло (...].

Когда же Мы выходим из Нашей палаты в переднюю, все камергеры [...) обязаны последовать за Нами на трапезу [...).

При трапезе:

В случае если Мы будем принимать утреннюю или вечернюю трапезу у себя в палате, то нас должны обслуживать Наши камердинерыи никто другой [...] [На публичный обед вместе в герцогом идут старший и другие камергеры, при этом им полагается «полностью воздерживаться от чрезмерного пития», азартных игр и т. п.) [...].

Лейб-медики:

(...) Они должны действовать с толком, а не безрассудно, в присутствии Нашего старшего камергера давать совет, консультировать [...] и [всегда по одному] присутствовать во время трапезы.

Лейб-цирюльник:

В случае если происходит что-то важное, он не должен доверяться самому себе, а посовещаться с врачом и действовать с толком и осторожностью. Кроме того, он обязан регулярно (...) производить кровопускание, ставить кровососные банки, делать Нам ванны, мыть голову и ноги, стричь волосы и бороду [...], а также каждое утро, когда Мы встаем, и каждый вечер, когда Мы раздеваемся (...) мыть и вытирать. Если (...) он где-нибудь на Нашем теле заметит (...) изменение цвета [кожи], опухоль или иное изменение, (...) то он должен сообщить об этом Нам или, если необходимо, старшему камергеру или Нашим лейб-медикам, но никому другому, ибо он обязан [являясь придворным] хранить тайну. Также он должен быть под рукой во время Наших поездок, на военных играх, рыцарских турнирах и при занятиях прочими физическими экзерцмциями (...], чтобы вытирать пот с тела, снимать и одевать платья (...).

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung/Hrsg. von Rainer A. Müller. Stuttgart, 1996. Bd. 4. Gegenreformation und Dreissigjähriger Krieg 1555-1648/Hrsg. von Bernd Roeck. S. 84-93. Перевод К. А. Шишигина.

№ 53. Из Баварского закона против ведьм (1611 г.)

Данный источник получил название «кульминации» европейского законодательства против ведьм, так как он являет собой самый подробный законодательный документ подобного рода. Закон включал 16 статей.

(...) Божьей милостью Мы, Максимилиан, пфальцграф Рейнский, герцог Верхней и Нижней Баварии и т.д.


152

Германия в XVI первой половине XVII в.

[...] Мы (...) не хотим делать различий между суеверной и подозрительной магией... ведущей к доброму концу, помогающей скоту и людям, а также нашим любимым чадам, и магией, направленной на причинение вреда, и считаем сии неестественные искусства колдовскими [...].

(...) Список и спецификация некоторых искусств и видов ворожбы, а также ложных верований и суеверий, запрещаемых данным мандатом.

(...) Статья 3. Предсказатели, колдуны, чернокнижники и т. п. сброд, приходящие (...) к другим людям или (...) в чужие дома, чтобы заниматься (...) колдовством или гаданием (...), а также тот, кто пользуется запрещенными дьявольскими колдовскими искусствами, при помощи которых они гадают или изучают, открывают, выявляют иные тайные, неизвестные, скрытые вещи, толкуют сны, составляют гороскопы и пр., а также те, которые выдают себя за таких искусников [...), должны подвергаться казни мечом.

Статья 4. Кто путем применения колдовских мазей или подачи нищи, или пития занимается привораживанием [...], или наколдовывает (...) зависть и ненависть среди людей [...], заколдовывает мужа или жену (...), чтобы они (...) стали (...) бесплодными или лишились здоровья (...J, накликает на кого-либо опасные и смертельные недуги, также должен быть казнен мечом, а иногда после этого, в зависимости от обстоятельств, и сожжен в пепел.

Статья 5. Все, кто ходит, бегает к колдунам, предсказателям и прочим названным здесь лицам или зовет их к себе, чтобы спросить у них совета, верит им, соглашается с ними, пользуется их помощью и советом, но при этом не приносит вреда, чтобы наказывать их лишением жизни, навечно изгоняются из страны, а их имущество изымается в пользу правителей.

(...) Статья 7. Тот или та, кто не всерьез, но из любопытства или потехи ради обращается к цыганам, предсказателям, колдунам и пр., дают им руку, чтобы они посмотрели на нее и погадали [...], сажается на один месяц на хлеб и воду в тюрьму, их следует заставлять производить строительные [•:.] работы, ставить их в воскресные и праздничные дни к позорному столбу перед церковью на посмешище или (...) наказывать поркой (...].

(...) Статья 10. Те, кто не просто поклоняются дьяволу как богу, взывают к нему и чтят его, но и своим колдовством приносят вред людям, скоту и чадам, также наказываются сожжением на костре и конфискацией имущества, но (...) прежде отправки на костер их


3. Общество и повседневная жизнь

153

следует подвергнуть искуплению одним, двумя или более захватами раскаленными клещами [...].

Статья 11. Алхимия и искусство получения золота из незолота и серебра из несеребра [...] также запрещаются, нарушители сего запрета [...] лишаются всех денег, а за неимением таковых наказываются помещением в тюрьму, высылкой из страны и т. д [...].

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung/Hrsg. von Rainer A. Müller. Stuttgart, 1996. Bd. 4. Gegenreformation und Dreissigjähriger Krieg 1555-1648/Hrsg. von Bernd Roeck. S. 160-168. Перевод К. А. Шишигина.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!