Враги Христа и папы те, которые проповедью отпущений хотят принудить к молчанию слово Божье в храмах.



(...) 55. Мнение папы не может быть иным, чем это: если индульгенции — малую благость — славят с одним колоколом, одной процессией и одной молитвой, то следует проповедовать Евангелие — как самое значительное — с сотнями колоколов, сотнями процессий, сотнями молитв.

Сокровища Церкви, откуда папа раздает индульгенции, и не названы достаточно, и неизвестны христианам.

Несомненно, что ценность их — и это очевидно — непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.

(...) 62. Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога.

(...) 67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать», истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Христа.

(...) 75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, — предполагая невозможное — обесчестит Матерь Божию — значит лишиться разума.

76. Мы говорим, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха [...).

(...) 77. Утверждать, что св. Петр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний чем папа — есть хула на св. Петра и папу (...].

(...) 79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равен кресту Христову, значит богохульствовать.

Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений [индульгенций] приводит к тому, что почтение к папе даже ученым людям нелегко защищать от клеветы и, более того, коварных вопросов мирян (...].

(...) 84. (...) В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, если за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую


126

Германия в XVI первой половине XVII в.

Же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?

[...] 86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм Св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?

[...] 90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании — значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.

(...) 94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung/Hrsg. von Rainer A. Müller. Stuttgart, 2001. Bd 3. Reformationszeit. 1495-1555/Hrsg. von Ulrich Köpf. S. 101-111. Перевод В. Г. Павленко.

№ 45. Из трактата М.Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520 г.)

Обращение Лютера к немецкому дворянству было открытым выступлением против папы, в котором реформатор видел теперь злейшего врага истинной веры, слугу сатаны. В трактате содержалась одна из первых попыток обоснования лютеранской трактовки христианского учения и обозначались пути реформирования католической церкви.

Пресветлейшему, могущественнейшему Императорскому Величеству и христианскому дворянству немецкой нации.

Доктор Мартин Лютер.

Введение

Прежде всего, благодать и могущество от Бога, пресветлейшие, милостивейшие, любезные господа! Не по моей нескромности или непростительному легкомыслию произошло то, что я, далекий от державных дел, незнатный человек решился обратиться к Вашим Высоким Светлостям: нужда и притеснения, отягощающие все христианство и, прежде всего, немецкую землю, побуждали не только меня, а и каждого (...) взывать о помощи; и сейчас [они) заставили меня


/. Реформация и конфессионализация

127

обратиться с призывом: не захочет ли Бог вдохнуть в кого-нибудь мужество, чтобы он протянул свою руку несчастной нации. Нередко [церковные] Соборы предлагали разные реформы, но их проведению всякий раз препятствовала хитрость некоторых людей, — и их козни и злодеяния. Я намерен теперь, да поможет мне Господь, не мешкая, обнародовать, чтобы они, став общеизвестными, не могли в дальнейшем так мешать и вредить. Бог поставил над нами главой благородного юношу' ипробудил во многих сердцах благие упования; но наряду с этим необходимо и наше содействие, чтобы извлечь пользу из [благоприятного] момента и [императорской] благосклонности.

[...1 мы должны проникнуться уверенностью, что в данном случае мы имеем дело не с людьми, а с князьями ада (Еф. 6, 12), которые запросто могут ввергнуть мир в войну и кровопролитие, но победить себя этими средствами не дадут. Нам же, невзирая на то, что злодеи достойны наказания, следует отказаться от насилия, в смиренном уповании препоручить дело Богу, с праведной молитвой надеяться на Божью помощь и не обращать внимания ни на что, кроме горя и бедствий несчастногохристианства (...]. Папы и римляне, которые до сего времени могли с помощью дьявола приводить в замешательство королей, смогут делать это и впредь, если мы без помощи Божьей будем рассчитывать лишь на свою силу и сноровку.

Часть первая.

О трех стенах романистов2 и о том, как их

Разрушить

Романисты с завидной прытью воздвигли вокруг себя три стены, при помощи которых они до сих пор защищали себя, и никто не смог их реформировать; из-за этого все христианство пришло в ужасный упадок.

Во-первых, если им угрожали светской властью, то они утверждали, что светские законы не для них писаны, более того, что духовное — выше мирского. Во-вторых, если их хотели привлечь к ответственности на основании Священного Писания, то они подчеркивали, что никому, кроме папы, не подобает истолковывать Писание. В-третьих, если им угрожали Собором, то они выдумывали, будто бы никто, кроме папы, не имеет права созывать Собор. Так они

1 Речь идет о императоре Карле V.

2 Сторонники папы и католицизма.


128

Германия в XVI первой половине XVII в.

тайно похитили у нас три розги, чтобы иметь возможность оставаться безнаказанными, и, укрывшись за надежными укреплениями этих трех стен, творили всевозможные гнусности и злодеяния, которые мы воочию видим и в наши дни [...].

Ныне же, да поможет нам Господь и даст нам одну из труб, которыми были разрушены иерихонские стены, чтобы и мы смогли пустить по ветру эти соломенные и бумажные препоны, подготовить для покарания греха христианские розги, обнародовать коварство и обман дьявола и, очистив таким образом себя, вновь снискать милость Божью.

Разрушение первой стены

Выдумали, будто бы папу, епископов, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Все это измышление и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности [ы занятию] [...]. Лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан [...]. Все мы посредством Крещения посвящаемся во священники, как свидетельствует св. Петр (1 Пет. 2, 9): «Вы царственное священство, народ святый» [...]. Поэтому посвящение епископа равнозначно тому, как если бы он в месте, где собралось множество людей, избрал одного из толпы, в которой все обладают равной властью, и поручил бы ему осуществлять эту самую власть над другими (...j.

Поскольку светские владыки крещены так же, как и мы, и у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами и их обязанности рассматривать как службу, которая связана с христианской общиной и полезна ей [...].

Из этого следует, что миряне, священники, князья, епископы, или, как они выражаются, духовные и светские лица, в действительности не имеют никаких других существенных различий, кроме службы или занятия. По своему же достоинству они не различаются, потому что все принадлежат к духовному сословию [...]. У Христа нет двух тел или тел двоякого рода: одного — светского, другого — духовного. Единая глава Он и одно Тело у Него [...] кого сейчас называют духовенством, или священниками, епископами и папами, отличаются от остальных христиан не далее и не более того, что они должны иметь дело со словом Божиим и с Таинствами — это их занятие и служба;


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!