I. Социально-политическое развитие



97

обитателю города, горожанину или крестьянину, словом, никакому лицу или обитателю часто упоминавшегося королевства Богемии, какого бы положения, ранга, сана или состояния они ни были или он ни был, — апеллировать к какому бы то ни было иному суду, на какие бы то ни было процессы, приговоры [...], или на предписания короля Богемии или каких бы то ни было его судей, а также на принудительные исполнения этих приговоров, состоявшихся или вынесенных в королевском суде, или в присутствии короля королевства, или [в суде] вышеназванных судей, исполненных или подлежащих исполнению [...].

Глава XV. О заговорах

[...] Порицаемые священными законами заговоры и тайные сходки или недозволенные сообщества в городах или за их пределами, между городом и городом, между лицом и лицом, либо между лицом и городом, — под предлогом ли покровительства или принятия в граждане, — или заговоры какой бы то ни было окраски, а также союзы и соглашения и заведенный насчет этого обычай, который мы рассматриваем, скорее, как пагубный, — мы отвергаем, осуждаем и, по надлежащему рассмотрению, объявляем лишенными силы; [а именно: те соглашения и союзы], которые города или лица какого бы то ни было сана, состояния или положения до сей поры устраивали или в будущем вздумают устраивать, как между собой, так и с другими, без одобрения сеньоров, подданными или слугами коих они являются или на землях коих они пребывают, даже если они [эти соглашения] и не устремлены против этих сеньоров; поскольку не подлежит сомнению, что [эти заговоры и сообщества] признавались священными законами наших почивших в бозе августейших предшественников недопустимыми и подлежащими отмене. Отсюда, конечно, исключаются те союзы и лиги, о коих известно, что их заключили между собою города, князья или другие лица ради общего мира провинций и земель [...].

Глава XXIX

1. Мы знаем также из вполне внятных источников и преданий древних, что с незапамятных времен теми, кто нам счастливо предшествовал, непрестанно соблюдалось то правило, что избрание римского короля, будущего императора, совершалось в вольном городе Франкфурте, первая коронация — в Ахене, а первый его королевский сейм проводился в городе Нюрнберге; поэтому мы объявляем, что на тех же основаниях вышеуказанное должно соблюдаться

Том 3. Документы м материалы


98

Германия в XII-XV вв.

и в будущем, если этому или чему-либо из этого не встретится справедливое препятствие [...).

Хрестоматия памятников феодального права стран Европы/Под ред. В.М. Корецкого. М., 1961. С. 413-423.

2. Городское право

30. Из древнейшей части права г. Фрейбурга в Брейсгау (1120 г.)

Развитие особого городского права в Германии было связано с ростом городов, обычно возникавших в местах, где проходили ярмарки. Местность, где строились города, как правило отмечали особым знаком Weichbild крест с мечом или перчаткой (символ власти) и колонна Роланда (символ справедливости). С течением времени словом «вайхбильд» в саксонских областях стали обозначать право городской черты, городское самоуправление.

Да будет ведомо всем, как будущим, так и ныне сущим, что я, Конрад1 в 1120 г. в некоем месте, именуемом Фрейбург, принадлежащем мне по праву частной собственности, учредил рынок. Оный рынок намерился я начать и использовать купцам, каковых созвало отовсюду некое сообщество (coniuratione). Затем я предоставил каждому купцу место на том рынке для постройки их домов по праву частной собственности и от каждого участка определил 1 солид общепринятой монетой в качестве ежегодного чинша, уплачиваемого в праздник св. Мартина мне и моим наследникам. Каждый из таких участков будет иметь в длину 100 футов, в ширину 50. Также пусть будет ведомо всем, что те привилегии, которые следуют ниже, я предоставил согласно их просьбе и желанию. И мне угодно, когда эта грамота будет подписана и скреплена печатью, чтобы мои купцы и их наследники эти привилегии навечно держали от меня и от наследников моих.

1. Я обещаю мир и безопасность в пределах владений и моей власти всем прибывающим на мой рынок любыми путями. Если кто-либо из них будет ограблен на этой территории и назовет грабителя, я или заставлю вернуть награбленное, или уплачу сам.

2. Если кто-либо из моих горожан умрет, то супруга его с детьми своими без всякого возражения получит все, что бы муж ее ни оставил и будет владеть этим [...].

1 Конрад 111( 1093-1152) — герцог Франконский.


2. Городское право

99

3. Всем купцам [по редакции 1200г. «всем горожанам»] я уступаю торговую пошлину.

4. Никогда я не назначу моим горожанам иного фогта, никогда — иного священника, ибо кого они для этого изберут, того и будут иметь после моего утверждения.

5. Если возникнет какая-либо распря или спор среди моих горожан, то они будут устранены не по произволу моему или их управителя (restons eorum), спор будет разрешен по местным обычаям и на основании законных прав всех купцов, более же всего по закону кёльнских купцов [...].

Schlesinger W. Das älteste Freiburger Stadtrecht//Zeitschrift der SavignyStiftungfür Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung. 1966. Hannoverae, 1983. S. 96-98. Перевод С. Г. Ким.

№ 31. Городское право Страсбурга (вторая половина XII в., извлечения)

1. По образу других городов основан Страсбург на том почетном условии, чтобы каждый человек, как чужой, так и местный уроженец, имел в нем спокойствие во всякое время и от всех здесь живущих.

2. Если кто вне [города] совершит преступление и из-за страха ответственности спасется бегством в город, пусть пребывает в нем безопасно. Пусть никто, применив насилие, не наложит на него руку; он же покорно и с готовностью пусть предстанет перед судом.

3. Пусть никто не принесет в город и не осмелится в нем хранить награбленное или украденное в том случае, если не будет готов дать отчет каждому истцу.

4. Пусть никто не введет [в город] пленника, если не представит его шультгейсу или судье, который в свою очередь пусть сбережет его до законного рассмотрения дела.

5. Все должностные лица этого города подчинены власти епископа настолько, что либо он сам их назначает, либо те, кого он сам определяет. Старшие же будут назначать младших соответственно тому, каким образом они им подчинены.

[...] 7. Четырех же должностных лиц, на коих возлежит управление городом, епископ ставит своею рукой [властью], а именно, шультгейса, бургграфа, телонеария1 и магистра монеты. О шультгейсе, который называется также causidicus, скажем прежде всего.

Телонеарий — происходит от the loneum (пошлина).

Т


100

Германия в XII-XV вв.

8. Шультгейс имеет право назначать двух подчиненных ему заместителей, которых, как правило, называют судьями, причем настолько достопочтенных, чтобы горожане, сохраняя свою честь, могли предстать перед ними в суде.

9. Также шультгейсу принадлежит право назначать трех лиц, которых называют хеймбургами: одного во внутреннем, т.е. старом, городе и двух во внешней его части, а также надзирателя тюрьмы, где содержатся под охраной преступники.

Обязанности каждого из них в отдельности таковы.

10. Шультгейс будет судить за кражу, за/reve/a', за денежные долги всех горожан и всех прибывших в город из этого епископства, если они не противопоставят разумного основания для отвода своей вины, но кроме министериалов церкви и тех, кто принадлежит к зависимым людям епископа, и тех, кто им назначен на должности.

11. Получают же власть преследовать и наказывать преступников, которую называют банн, не от епископа, а от фогта. Ибо ту власть, которая — сообразно характеру преступления — направлена на пролитие крови при вешании, отрубании головы, изувечении и т. п. действия, не надлежит ни иметь духовному лицу, ни передавать другому. Поэтому, после того как епископ поставит фогта, император дает ему банн, т.е. право наказания мечом осуждаемых таким образом, и все полномочия их преследовать.

[...] 13. Итак, в этом городе никто не имеет права суда, исключая императора или епископа, или тех, кто обладает судебной властью от него.

[...] 15. Место же судов на рынке у Св. Мартина. Посему никто из тех, на кого подана жалоба, не должен вызываться в дом шультгейса или судьи, а только в вышеупомянутое общественное место.

[...J 29. Шультгейс или судья не должен разбирать в суде никакого дела, за исключением того, с коим к нему обратились. Если же он будет уличен в том, что сделал что-либо помимо судебного распорядка и справедливого суда, то по закону теряет свою должность.

30. Горожанина, готового к дороге, т.е. уже входящего на корабль, садящегося на лошадь или в повозку, никто из городских жителей не должен задерживать из-за жалобы. Но так как они настолько не

1 Frevela или vrevela — так в правовых памятниках средневековой Германии именовались уголовные преступления, (например, преднамеренная порча чужого имущества), которые влекли за собой уплату небольшой пени.


Городское право

101


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 416; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!