Имперские князья не должны иметь никакого другого светского сеньора, кроме короля.



1 Шенк — придворное звание, соответствующее русскому «кравчий», «стольник».


1. Социально-политическое развитие

87

Ленное право (Lehnrecht)

I. 1. Если кто хочет ознакомиться с ленным правом, пусть читает эту книгу и не пренебрегает ее положениями.

[...] I. 4. Клирики и женщины, крестьяне и купцы, лишенные прав и незаконнорожденные, и все нерыцарского звания со стороны отца и деда — все они не имеют ленного права.

(...) I. 8. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он ему будет верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является обязанным по отношению к своему господину, поскольку он его человек и от него держит лен.

I. 9. Ленник должен нести надлежащую королевскую службу, оглашенную решением господина в присутствии двух его людей за шесть недель до похода. Служба должна осуществляться в пределах германской земли, входящей в состав Римской империи.

[...] I. 16. Ленник должен также служить своему господину тем, что он, когда это потребуется господину, принимает участие в выполнении постановлений ленного суда до полудня и в судебные дни.

[...] I. 19. Двое могут быть наделены леном таким образом, что один получает владение леном, а другой является его будущим правопреемником в этом имении, если он в момент смерти не будет иметь ленного наследника, т.е. сына.

[...] 1.24. Отец передает по наследству сыну владение, равно как и лен; посему сын не обязан просить господина, чтобы он дал ему лен отца.

[...] I. 40. Если кто получает чинш с земельного участка, то считается, что оный находится в его владении.

[...] I. 45. После смерти отца сын должен в течение года и шести недель признать со сложенными руками перед господином свою вассальную зависимость по отцовскому лену.

I. 47. Когда ленник просит господина о признании вассалитета, ему следует произнести следующие слова: «Господин, я хочу быть наделен вами леном, который мне принадлежит по праву, вследствие чего я прошу первый, второй и третий раз признать мой вассалитет по отношению к вам, как мне надлежит по праву; свидетелями этого я призываю всех присутствующих ваших людей».

I. 48. F-сли господин отклонит принятие его в вассалы, то ленник будет владеть имением без обязательства службы, по которому он предлагал быть вассалом [...], поскольку он имеет среди своих людей живых свидетелей того факта, что не просил себе имения; и он будет передавать это имение по наследству своим сыновьям и сможет здесь наделять леном своих людей.


88

Германия в XII-XV вв.

I. 49. Ибо согласно правосудию ленник сохраняет то, чем сеньор, вопреки справедливости, отказался его наделить. Ленник не должен вторично просить о признании, разве только для того, чтобы засвидетельствовать его вновь.

I. 50. Господин не должен отвергать принятие ничьей вассальной зависимости, кроме как от того, кто не имеет имперского щита.

[...] 1.67. Доход от лена малолетних должен получать сеньор, доколе они не достигнут 12-летнего возраста.

[...] I. 88. Кто меняет свою светскую жизнь на духовную, тот не передает лена по наследству, и надежда на лен отнимается у питающих ее.

(...) 94. Никто не может быть лишен владения, если только оно не будет у него отнято по суду.

(...) I. 98. Всякое владение обосновывается свидетельством семи человек. Если все-таки будет доказываться владение леном двумя спорящими, из коих ни один не наделен леном от другого, то должны быть выслушаны свидетели обоих и должны быть спрошены люди, проживающие в той же деревне или в какой-либо близлежащей. Чье обладание будет подтверждено наибольшим количеством свидетелей, затем и признается владение [...).

I. 99. Если, однако, спор не может быть разрешен вследствие разноречивых показаний или незнания, каждый из спорящих должен под присягой показать, какое владение [место] считает своим.

I. 100. Если каждый будет присягой указывать его своим, то либо нужно поделить между ними, либо проверить правильность этого при помощи Божьего суда водою (...), но только там, где истина не может быть выяснена [обычным] судом.

I. 101. Если и господин, и вассал приписывают себе владение леном, то доказательства владения представляет вассал.

(...) I. 116. Если сеньор отнимет у вассала имение неправосудно или несправедливо откажет в наделении леном, или не захочет быть гарантом его права на лен, который ленник от него держит, то ленник может жаловаться высшему сеньору, который обязан в присутствии двоих своих вассалов через своего посланца потребовать, чтобы жалобщику было оказано правосудие. Если этого не будет сделано, то высший господин берет имение в свои руки и станет вместо прежнего сеньора гарантом прав на него.

II. 1. (...) а теперь обратимся к порядку судопроизводства. Господин пусть спросит одного из своих вассалов в присутствии

двух других вассалов, судить ли ему обвиняемого по ленному праву,


/. Социально-политическое развитие

89

и в какой срок и в каком месте он должен вести против него судебное преследование.

II. 2. Если вынесенное постановление допускает судебные действия, сеньор, начиная с этого дня или в ближайшие шесть дней, вызывает вассала явиться в течение 14 дней в ленный суд в указанную деревню или курию, которая находится в распоряжении у господина, либо которую держит кто-либо от него.

[...] II. 11. Если ленник не захочет выслушать [сведения] об обвинении его сеньором или о назначенном дне ленного суда, в то время как он находился так близко от господина, что не мог не знать об этом, то он не избежит судебного штрафа.

[...] II. 14. Прежде всего сеньор осведомляется, наступило ли время суда, и после каждого найденного решения он спрашивает у своих вассалов, готовы ли они следовать ему. Вассалы имеют 14-дневный срок [на раздумья], если они не знают, какое предложить постановление, и каждый спрошенный один за другим приносит в том присягу.

[...] II. 35. Господину дозволено разбирать жалобы одного из своих людей на другого, состоит ли один из них на его службе, либо оба.

[...] II. 40. Когда сеньор начнет судить вышеуказанным порядком, то он обязан пригласить одного из своих вассалов, который должен обратиться с речью к обвиняемому. Когда обвиняемый предстанет перед господином в первый раз, то господин должен его спросить, явился ли он, чтобы дать ответ в ленном суде, после чего тот [...] должен сказать: «Вот я явился отвечать, как это положено по закону».

II. 41. Тогда господин согласно правосудию предъявляет обвинение отдельно по каждому делу и предлагает, чтобы он дал на него ответ. Теперь обвиняемый просит для себя говорителя [представителя, доверенное лицо] и каждый раз испрашивает разрешение посовещаться с ним раньше, чем выйти.

II. 42. Ему отказывают в говорителе, если по первому же обвинению он отвечает сам.

II. 43. По каждому выступлению доверенного лица у вассала спрашивается, подтверждает ли он слова своего говорителя. Оплошность представителя не может повредить вассалу, пока он не подтвердил его слова. При разноречивости двух выступлений сеньор осведомляется, какое из них правильное.

[...] II. 56. Курию, в коей судит господин, обвиняемый не должен покидать до тех пор, пока господин не кончит судить.

II. 57. Каждый вассал сеньора, который не лишен королевского щита, может оспаривать предложенное другим вассалом решение.


90

Германия в XII-XV ев.

[...] II. 60. Когда вассал оспаривает решение, то он говорит следующее: «Если ты именуешься N и ты тот, кем называешься, то вот ты и мне и себе предложил несправедливое решение ленного суда, что порицаю и оспариваю оное и спрашиваю, с кем я должен сражаться и в каком месте, и в какое время».

III. 1. Городской лен не переходит во вторые руки, но если все же горожанин передает такого рода лен, то ленник сохраняет его по ленному праву от этого господина, но к другому господину он не переходит.

III. 2. Горожанин не несет службы своему сеньору, но он должен находиться в городе, должен защищать его от врагов и отыскивать сеньору решения, когда это потребуется.

III. 3. Городской суд не должен быть в руках господина, кроме как в его городах, где в определении решений участвуют только те, кто держат от господина городские лены, и в отношении городских ленов могут свидетельствовать только горожане.

Eike von Repgow. Der Sachsenspiegel/Hrsg. von C.Schott. Zürich, 1996. S. 189-199,205-208. Перевод С. Г. Ким.

26. Из постановления Фридриха II о привилегиях князьям (1232 г.)

В 1232г. на рейхстаге в Равенне германский король и император Фридрих IIутвердил постановление, подтверждавшее права и привилегии светских князей и сеньоров и ограничивавшее права городов.

[...] Фридрих II, Божьей милостью присно августейший римский император, король иерусалимский и сицилийский. Величие нашего императорского сана и благо государственного управления только тогда пребывают в мире и справедливости, когда мы проявляем должную заботу о наших князьях и магнатах, на коих, как голова на славном теле, покоится наша империя. Итак, да будет известно настоящим и будущим, что мы вместе с нашим любезным сыном Генрихом, королем римским, собрались на Юлиевом поле (inforojulii) y Сибидата и по просьбе князей и магнатов, которых прибыло туда множество, подтвердили и укрепили нашим авторитетом пожалованные королем и сыном нашим [Генрихом] милости и привилегии его курии в Вормсе [1231г.) [...].

1. Итак, подтверждаем и постановляем в соответствии с тем, что пожаловал сын наш, что ни мы, ни кто-либо иной не будет возводить крепости и города в округе церквей под предлогом фогтства.

2. Точно так же не будут учреждаться новые рынки во вред давно существующим.


I. Социально-политическое развитие

91

3. Пусть каждый пользуется полной свободой посещать тот рынок, какой захочет.

4. Не допускается также чинить препятствия в пользовании старыми дорогами, если ими желают пользоваться путешествующие.

5. Во всех наших городах отменяется «запретная миля».

6. Пусть каждый князь свободно и беспрепятственно пользуется всеми правами юрисдикции, а также территориями и центами1, как принадлежащими ему по наследству, так и инфеодированными, в полном соответствии с обычаями своей земли.

[...] 8. Никто не может изменить местоположение сотни без согласия господина земли.

[...] 10. Чтобы городские жители, именуемые пфальбюргерами2, были полностью изгнаны [из королевских городов].

11. Чтобы винный чинш, деньги, зерно и прочее, чем обязались платить крестьяне [городам] [...] больше не взимались.

12. Чтобы в наши города не принимались люди [в случае их побега], принадлежащие князьям, магнатам, министериалам и церквам.

13. Чтобы собственность и лены, занятые нашими городами у князей, знати, министериалов и церквей, были освобождены и в дальнейшем не занимались.

14. Ни нами, ни нашими людьми не будут чиниться никакие препятствия правам князей осуществлять свободное передвижение по землям, полученным от нас в феоды.

[...] 16. В наши города не будут приниматься осужденные, беглецы и скрывающиеся от преследования, а принятые будут выдаваться.

17. Обещаем, что в округе какого-либо князя впредь не будем открывать монетных дворов, из-за чего обесценивалась бы монета этого князя.

18. Наши города не будут распространять свою юрисдикцию за пределы городской черты, если только не имеют права на специальную юрисдикцию.

19. Пусть в наших городах судебные дела разбираются по месту жительства обвиняемых или по месту поимки преступников и должников [...].

20. Никто не может забрать в залог имения, полученного в качестве феода, без согласия высшего сеньора.

1 Цент — десятая часть сотни.

2 Пфальбюргеры — люди, имеющие земельную собственность за пределами города.


92

Германия в X1I-XV вв.

(...) 22. Чтобы люди, проживающие в наших городах, выполняли в пользу своих сеньоров положенные и законные повинности от всего своего имущества и чтобы их не беспокоили незаконными повинностями.

23. Чтобы зависимые люди, находящиеся под фогтской или вотчинной властью, если они пожелают уйти к своим господам, не удерживались нашими служащими.

Свидетели: [4 архиепископа, 3 епископа, 1 аббат, 3 герцога, 3 графа, ряд имперскихминистериапов и др.].

Хрестоматия по истории средних веков: В 3-х т./Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т.П. X-XVвека. С. 485-486.

№ 27. Из Эдикта об отмене городских' и ремесленных вольностей (1231-1232 гг.)

[...] Фридрих II [...] пожелав, чтобы вольности и милости, коими по высочайшему нашему дарению ныне и впредь обладают наши имперские князья, толковались самым широким образом, и применялись вполне свободно и беспрепятственно, мы санкцией настоящего эдикта полностью отменяем и кассируем во всех городах и местностях Германии коммуны, советы, бургомистров, ректоров и всяких иных должностных лиц, которые были поставлены городской общиной без соизволения архиепископов или епископов. Отменяем также и кассируем для всех ремесел братства или товарищества, как бы они ни назывались в народе.

Также мы вынесли решение санкцией этого эдикта, чтобы в каждом городе или месте, где наличествует чеканка монеты, там ни товары, ни съестные припасы не продавались и не покупались на иные деньги, кроме тех денариев, которые приняты в данном городе или местности. Как в былые времена, города и владения, даруемые императорским величеством, находились в ведении архиепископов и епископов, так и ныне мы желаем, чтобы они неизменно оставались в ведении их самих и их должностных лиц, специально ими назначенных, а обычай какого-либо города, если он и противоречив, тому не помеха: мы считаем его фактом, а не правом. И вот, чтобы столь чудовищный лжеобычай был совсем устранен и не прикрывался каким-либо авторитетом, мы отныне и впредь окончательно отменяем и объявляем совершенно ничего не значащими и пустыми все привилегии, патенты и грамоты, дарованные либо нашей милостью, либо предшественниками нашими, а также архиепископами и епископами какому-либо городу относительно сообществ, коммун и советов в умаление власти князей, империи или частных лиц. При


I. Социально-политическое развитие

93

этом мы заявляем, что положения настоящего нашего постановления, составленные на основании законов кесарей и в полном сознании нашей правоты, вышли в форме имперского постановления. А посему постановляем и скрепляем императорским эдиктом, чтобы ни один человек, ни из знатных, ни из простых, ни из церковных, ни из светских никогда и никоим образом не осмелился противодействовать или не подчиняться этому нашему высокому постановлению. Если кто отважится, то пусть знает, что кроме немилости нашей он подвергнется штрафу в 40 фунтов чистого золота, который пойдет в наш фиск.

[Засвидетельствовано 14 архиепископами и епископами, 3 герцогами, 6 графами и другими лицами.]

Хрестоматия по истории средних веков: В 3-х т./Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1963. Т. II. X-XVвека. С. 484.

№ 28. Из договора об объединении городов Рейна и Веттерау для сохранения государственного единства (5 февраля 1273 г.)

Мы, уполномоченные, рыцари, консулы, шеффены и все остальные граждане городов Майнца, Вормса, Опенгейма, Франкфурта, Фрейбурга, Ветфлара и Гейлингузена, объявляем во всеуслышание настоящим письмом, что во имя Спасителя и на благо всей нашей земли клятвенно согласились постоянно соблюдать настоящий договор и взаимно обязуемся о нижеследующем: так как корона империи в настоящее время не занята и если господа курфюрсты, избирающие Римских королей, согласно представят нам одного короля, мы каждый в отдельности, в зависимости от своего положения, будем оказывать ему должное почтение, но если названные князья при избрании короля — да отвратит их Господь от этого — разойдутся и захотят избрать нам многих королей, мы таких королей никогда в свои города не впустим и не окажем никому из них никакой помощи [...].

Хрестоматия по истории средних веков: В 3-х т./Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1963. Т.П. X-XVвека. С. 487.

№ 29. Из «Золотой буллы» Карла IV (1356 г.)

«Золотая булла» (до 1366г. Carolina) постановление рейхстагов в Нюрнберге (1356г.) и Меце (1356г.), утвержденное императором Карлом IV в качестве основного конституционного акта Священной Римской империи. «Золотая булла» оказала влияние на последующее развитие государственного устройства в Германии, где она считалась действующим законом вплоть до 1806г.


94

Германия в XU-XV вв.

Вступление

Во имя святой и нераздельной троицы. Аминь. Божьей милостью мы, Карл IV, император Римский, всеавгустейший и король Богемии, на вечную память.

Каждое государство, которое не сплочено внутри себя и в коем царит разногласие, безутешно. Виновники такого разногласия — друзья мошенников. Поэтому, чтобы водворить единение между курфюрстами, ввести слаженные выборы и воспрепятствовать вышеуказанному презренному разладу и всевозможным заблуждениям, вытекающим отсюда, — мы, на общем собрании в Нюрнберге, в присутствии всех духовных и светских курфюрстов и других князей, графов, баронов, дворян и депутатов от городов, на императорском троне, в облачении и короне, после предшествовавшего обстоятельного обсуждения, всесильной царской властью объявили, приказали и повелели 9 января 1356 г. в царствование наше десятое, в императорском сане исполнить следующее:

«[...] Мы повелеваем и устанавливаем, чтобы архиепископ Майнцский после того как в епископстве станет известно о смерти короля или императора, в течение одного месяца со дня смерти сообщил об этом в открытых письмах каждому курфюрсту. Если же архиепископ будет медлить с этим оповещением, пусть курфюрсты по собственному почину, в силу верности долгу, заботясь о святой империи, соберутся в течение трех месяцев во Франкфурте и изберут римского короля, как будущего императора [...]».

Когда трон остается вакантным, регентство должен взять на себя на юге пфальцграф, на севере — герцог Саксонский.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!