V. То, что папа может смещать отсутствующих.



VI. То, что мы не должны оставаться с отлученными им [от церкви], между прочим, в одном и том же доме.

VII. То, что ему [идие] одному в соответствии с необходимостью времени позволено учреждать новые законы, образовывать новые общины, учреждать аббатство на основании канонического [устав] и, наоборот, разделять богатое епископство и объединять бедные.

VIII. То, что он [иаид] один может распоряжаться императорскими инсигниями.

IX. То, что все князья целуют ноги одного лишь папы.

Х.То, что в церкви вслух произносится одного лишь его [папы] имя.

XI. То, что это имя единственное в своем роде в мире.

XII. То, что ему [пдие] позволено смещать императоров.

XIII. То, что ему позволено в случае крайней необходимости перемещать епископов с одного местопребывания на другое.

XIV. То, что он может, если пожелает, из всех церквей, где бы они ни находились, рукополагать в сан клирика.

XV. То, что рукоположенный им может возглавлять другую церковь, но не может [светской власти] служить; и то, что он не может принять более высокий сан от какого-либо другого епископа.

XVI. То, что никакой синод без его повеления не может называться всеобщим.

XVII. То, что без его одобрения никакая глава и никакая книга не может считаться канонической.

XVIII. То, что его суждение не может никем пересматриваться и только он сам может пересматривать [суждение] всех.

XIX. То, что он сам не может быть судим никем.

XX. То, что никто не смеет осуждать апеллирующего к апостолическому престолу.

XXI. То, что важнейшие спорные дела каждой церкви должны передаваться ему.

XXII. То, что римская церковь никогда не ошибалась и по свидетельству Писания не будет ошибаться никогда.

XXIII. То, что римский понтифик, если он рукоположен канонически, заслугами святого Петра без сомнения становится святым по свидетельству святого епископа Эннодия Павийского, которому многие святые отцы благосклонны, [и] так как содержится в декретах блаженного папы Симмаха.

XXIV. То, что его повелением и дозволением разрешается обвинять подчиненных.


4. Правление Салиев. Борьба за инвеституру

77

XXV. То, что он может без синодального собрания смещать и восстанавливать епископов.

XXVI. То, что не считается католиком тот, кто не находится в согласии с римской церковью.

XXVII. То, что он может освобождать подчиненных от [клятвы] верности [в отношении] врагов [церкви].

Quellen zum Investiturstreit. Darmstadt, 1978. Bd. 1. S. 148-150. Перевод E. П. Гпушанина.

№ 22. Клятва германского короля Генриха IV (28 января 1077 г.)

Германский король Генрих IV (1056-1106) в ходе борьбы за инвеституру (право назначения епископов и других духовных лиц) был в 1076г. отлучен папой Григорием VII от церкви. Угроза потери власти вынудила Генриха IV в январе 1077г. прибыть к папе в замок Каносс и в течение трех дней в одежде кающегося грешника вымаливать у него прощение. Итогом стало принятие германским королем унизительной клятвы, которую он, правда, соблюдал не долго.

Я, король Генрих, вследствие ропота и несогласия, в каковом против меня ныне оказались архиепископы и епископы, герцоги, графы и прочие князья {principes) королевства тевтонов, и другие, которые последовали за ними в том же спорном деле, в течение срока, который установил господин папа Григорий, по его приговору либо по его совету сотворю справедливое единодушие, хотя мне или ему противостояло известное препятствие; преодолев которое, я буду готов к исполнению того самого [согласия]. Если же господин папа Григорий пожелает идти за горы [Альпы] или в другие части мира, то с моей стороны и тех, которых я смогу принудить, он будет в безопасности от любого покушения на жизнь и тело его или от плена, а также он сам, как и те, кто находятся в сопровождении его или в свите или те, кто посылаются им или прибывают к нему из каких-либо частей мира, [как] на пути [к нему], пребывании там или возвращении оттуда. И не будет он с моего одобрения иметь никоим образом прочих препятствий, которые были бы против его чести; и если кто-либо [их] ему причинит, я помогу добросовестно согласно моим возможностям. Да поможет мне Бог и эти святые евангелия.

Совершено в Каноссе 28 января, 15 индикта, в год Господа Бога нашего Иисуса Христа 1077, в присутствии епископов [имена].

Quellen zur deutschen Verfassungs-, Wirtschafts- und Sozialgeschichte bis 1250. Darmstadt, 2000. S. 138. Перевод Е.П. Глушанина.


78

Раннесредневековая Германия (VI-X! вв.)

№ 23. Могунтинский имперский (земский) мир 1103 г.

В 1103г. Генрих IVутвердил первый земский мир (Landfriede), призванный прекратить междоусобицы в германском королевстве. В документе концепции «Божьего мира» (pax Dei) была противопоставлена концепция светского мира (pax profana).

В год от воплощения Господа 1103 император Генрих в Майнце скрепил своей рукой и установил мир; также руку приложили архиепископы и епископы. Принес присягу сын короля и первые люди всего королевства: герцоги, маркграфы, графы и многие другие. Герцог Вельф, герцог Берхтольд и герцог Фридрих присягнули этому миру до Пятидесятницы и затем на 4 года. Принесли присягу они на мир церквам, клирикам, монахам, мирянам, как-то: купцам, женщинам (не похищать их насилием) и евреям.

Присяга такова: никто да не нападет на чей-либо дом, не разорит пожаром, не захватит из-за денег, не ранит, не изобьет, не убьет. А кто сделает это, теряет глаза или руку. Если кто его будет защищать, понесет то же наказание. Если убежит в замок, то присягнувшие миру, окружив его, через 3 дня воюют его. Если кто уйдет от кары, то бенефиций, если таковой у него есть, отнимается сеньором, а вотчина отходит к его родственникам. Если кто украдет на 5 солидов или больше, будет ослеплен или потеряет руку. Если украдет меньше, чем на 5 солидов, лишится волос, будет сечен розгами и отдаст украденное; а если трижды произведет такое воровство или грабеж, утрачивает глаза или руку. Если в дороге встретится тебе твой враг и ты можешь причинять вред ему, то вреди; если же убежит в чей-либо дом или двор, то пусть останется невредим.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!