Организация и проведение интервью



В журналистике интервью рассматривается как метод получения информации и как жанр. В роли метода интервью является коммуникационным процессом, организованным в виде вопросов и ответов. Интервью журналиста (интервьюера) с его партнером (интервьюируемым, ньюсмейкером[1]) представляет собой не просто общение для обмена сведениями, а общение с целью создания нового информационного продукта, предназначенного для публикации.

Иногда разграничиваются интервью и беседа как самостоятельные форматы. В первом случае роль журналиста – задавать вопросы и вести беседу, во втором – собеседники равноправные партнеры. Мы строго разграничивать эти понятия не будем.

Интервью/беседа в журналистике отличается от обычного общения тем, что является организованным речевым взаимодействием, которое направляется журналистом. Процесс общения может быть непринужденным, но не стихийным.

Интервью представляет такой формат, который можно назвать драматургическим, он близок к такому роду литературы, как драма: ответы и вопросы в интервью словно реплики героев, между которыми разыгрывается действо.

На тему технологии, психологии, этики интервью написано много книг, в которых предлагаются рекомендации. С некоторыми из них познакомимся.

Метод интервью делят на несколько стадий: подготовку к интервью, его проведение и завершающую часть.

На этапе подготовки надо собрать информацию о собеседнике, прочитать его прошлые интервью, составить список вопросов. Договариваясь о встрече, следует помнить, что никто не обязан давать интервью журналисту. Даже официальные лица, в обязанности которых входит общение с прессой, может не идти на прямой контакт, а предоставить информацию в письменной форме.

Причины отказа от интервью могут быть самые разные. Наиболее характерные:

§ недоверие к журналисту. Известно, что новичку сложнее получить согласие, чем бывалому журналисту;

§ сомнения в репутации издания;

§ усталость от журналистов (ср. звезды),

§ страх публичного выступления (при виде телевизионной камеры, микрофона),

§ отсутствие интереса к предмету беседы,

§ ограниченность времени.

Советы, помогающие преодолеть отказ.

Договариваясь о встрече, надо убедить ньюсмейкера в том, что интервью позволяет:

· получить известность и признание, рассказать о себе (деятели массовой культуры),

· повлиять на сознание людей (политики, священники),

· просветить публику, разрушить предрассудки (ученые, деятели сферы образования),

· высказать свою точку зрения (представители противоборствующих сторон),

· помочь другим людям избежать ошибок (пострадавшие от каких-либо потрясений, представители групп риска),

· появиться на экране, чтобы увидели друзья и родственники («простые» люди).

Бывалые журналисты советуют – договариваясь с собеседником о встрече, избегать слова интервью (звучит слишком официально). Лучше использовать формулы типа не могли бы вы поделиться своими соображениями о…; Хотелось бы обсудить ситуацию; Давайте поговорим об этом случае…

Во время переговоров о встрече надо взять у собеседника разрешение: на диктофонную запись, на фотосъемку, на разговор с членами семьи.

Важно продумать время и место встречи (см. книги Лукиной и Ильченко). Например, с официальными лицами лучше встречаться на рабочем месте в первой или второй половине дня; с представителями шоу-бизнеса – вечером, в непринужденной обстановке (например, в кафе); с актерами – после представления, в гримерке. Важно продумать, как одеться журналисту, как расположиться во время беседы (лучше не располагаться лицом к лицу – провоцируется конфликтность). (Есть и другие точки зрения)

Перед интервью желательно собрать максимум информации по теме беседы, чтобы собеседник не мог манипулировать фактами и цифрами. Так, он может называть только те цифры и факты, которые ему выгодны, и опускать невыгодные. Так, чиновники Минобороны нередко утверждают, что в армию призывается только десятая часть юношей, тогда как в действительности на военную службу идет каждый третий. Подготовленный журналист тут же поймает их на неправде, а неподготовленный будет ретранслировать эту ложь читателям.

Помимо составления списка вопросов, следует представлять, какие ответы даст собеседник на эти вопросы. При этом лучше заготовить не просто вопросы, а «деревья» вопросов (по ведущим темам) и возможные направления разговора.

Рекомендуется продумать те фразы собеседника, которые в тексте можно будет выдвинуть на первые позиции (интересные эпизоды, провокационные утверждения, шокирующие выводы, которые могут спонтанно родиться в ходе интервью). Журналист должен представлять, какие фразы собеседника ему нужно получить и подводить разговор к этим фразам.

Чтобы сделать интервью ярким, советуют искать противоречия во взглядах или словах собеседника. Например, политика можно спросить, почему он поменял свои убеждения, бизнесмена – применима ли к нему поговорка, что в основе крупного состояния находится преступление, а рок-звезду – почему он в своих песнях пропагандирует отказ от земных благ, а сам этими благами очень даже пользуется.

Этап проведения интервью.

Общее правило задавания вопросов заключается в том, что интервью поединок, в котором собеседник всегда хочет предстать лучше, чем он есть на самом деле, тогда как задача журналиста – обнаружить его подлинную сущность.

Во многих пособиях рекомендуется начинать с «разогрева» собеседника, т.е. таких вопросов, которые позволять разговорить его, найти точки соприкосновения. Это могут быть разговоры об искусстве, увлечениях, домашних животных и т.д. Это могут быть «наивные» вопросы о профессиональной деятельности собеседника. Ср. в кабинета врача мы спросите, для чего нужен тот или иной медицинский прибор.

Однако если журналист приходит на интервью к очень занятому человеку, у которой день расписан по минутам и на общение с журналистом выделено строго полчаса, нужно сразу приступать к сути дела.

В ходе разговора нужно не только слушать собеседника, но и настраиваться на него. Это поможет точнее формулировать вопросы. Можно заранее продумать и подготовить образные вопросы, тогда можно получить красочные ответы. Иногда добиться ярких ответов помогает упорное несогласие журналиста с доводами собеседника. Аргументируя свою мысль, он может раскрыться и сказать то, что не планировал.

По окончании разговора не надо спешить отключать диктофон, прятать его в сумку, убирать блокнот с ручкой. Часто после беседы, провожая журналиста, собеседник делает важные признания, рассказывает гораздо более интересные вещи, чем было сказало ранее. Фактически у двери может состояться новое интервью, которое и пойдет в печать.

Этап расшифровки интервью.

При расшифровке диктофонной записи следует вдумываться в значение сказанного и не привязываться к конкретным словам. Окончательный текст не обязательно должен представлять собой стенограмму разговора, он должен передавать дух беседы. Если на какие-то вопросы собеседник дал банальные ответы, эту часть интервью можно выбросить. Зато если интервью касается сложных вопросов, то в слова журналиста можно вписать объясняющую информацию, чтобы сделать текст понятным. Дополнительную информацию можно разместить в виде отдельной справки.

Чтобы интервью не выглядело монотонным, в нем должны чередоваться длинные и короткие абзацы, пространные рассуждения, мгновенные обмены репликами.

Следует помнить, что одна минута устной речи при расшифровке интервью равна примерно 10 машинописным строкам. Исходя из этого можно соизмерять время разговора с отведенной для этого площадью в газете или журнале. Если объем текста должен составить 100-150 строк (2 страницы), то для интервью достаточно 30 минут. За это время журналист успевает затронуть три темы, иначе задать три главных вопроса + 3-4 дополнительных вопроса к каждому из них.

Согласование интервью с ньюсмейкером.

Российское законодательство обязывает предоставлять собеседнику текст интервью для визирования. Однако при согласовании исправления текста допустимы, если журналист исказил слова собеседника либо если за время, прошедшее с момента интервью, объективно случилось нечто, заставившее собеседника изменить свои взгляды.

В одной из крупных российских газет действуют такие правила согласования интервью:

- не подлежит согласованию заголовок и лид интервью,

- интервьюируемый не имеет права снимать вопросы журналиста (в этом случае вопрос пойдет в тексте без ответа), дописывать то, чего он не говорил, и править стиль интервью.

На практике нередки случаи, когда собеседник дает достаточно откровенное интервью, а затем заменяет яркие и скандальные фразы на нейтральные и безликие. Возвращенный журналисту такой текст может оказаться и вовсе непригодным для публикации (с учетом стандартов издания). В этом случае, пишет Александр Колесниченко (Нов. изв.), журналист может действовать 4 способами:

1.Отказаться от публикации интервью.

2. Поставить собеседника перед выбором: либо он возвращает текст в исходный вид, либо возмещает журналисту гонорар, который тот недополучит из-за отказа от публикации интервью.

3. Потребовать новой беседы для получения других ответов на эти же вопросы.

4. Публиковать интервью в первоначальном виде, а в случае конфликта ссылать на диктофонную запись разговора.

 

Типы собеседников

В книге немецкого журналиста Михаэля Халлера приводятся особенности проведения интервью с 10 категориями собеседников (эксперты, свидетели, чиновники, «публика», «звезды», деятели искусства, политики, герои, маргиналы и обычные люди).

1. Эксперты. Это ученые, профессионалы, компетентные и незаинтересованные люди. (Если условие незаинтересованности не соблюдается, человек в роли эксперта вместо разъяснения ситуации, будет заниматься пропагандой в пользу своего). Во время интервью в центре внимания предмет обсуждения, ни частная жизнь эксперта, ни другие вопросы аудиторию не интересуют.

Общаться с экспертами, как правило, легко и интересно.

Бывает и другое. По РБК обсуждение ситуации, которая сложилась в одном забайкальском поселке с 40 тыс. жителями. Школьники старших классов терроризируют подростков, занимаются поборами, а собранные деньги переправляют в тюремные лагеря. Символика – воровская, романтика тоже. Один из экспертов – бывший высокий военный чин. Он одергивает других собеседников, сопровождает фразами – Как же трудно говорить с теми, кто не понимает правоохранительную систему и т.д.).

При общении с экспертами может возникнуть две проблемы. Первая – они любят влезать в непонятные детали, использовать профессиональный сленг. Вторая – избегают конкретных формулировок и однозначных ответов. Поэтому журналисту приходится контролировать глубину интервью, требовать объяснения терминов, уточнять ответы.

2. Свидетели – участники, очевидцы события, но не главные действующие лица и не ответственные за случившееся. Цель интервью – получить непосредственные впечатление, детали эпизода. При этом надо помнить, что свидетель всегда субъективен и целостную картину с его слов составить невозможно. Разговор с ними – дополнение к новости.

3. Чиновники. Цель интервью с ними – представить точку зрения тех, кто ответственен за происходящее (хотя бы частично). Чем более высокий чин занимает собеседник, тем лучше. Типовые вопросы: Почему приняли именно это решение? Какими мотивами руководствовались? Какими сведениями располагали? Каких сведений не хватило? В чем видели проблему? Как обосновываете свои действия? Были ли альтернативы?

Журналист должен стремиться поставить чиновника в положение оправдывающегося за то, что не все благополучно во вверенной ему сфере. Поэтому к интервью с чиновниками надо усердно готовиться, собирать информацию, статистику. Нельзя давать собеседнику уйти в роль эксперта, т.е. комментировать то, за что он не отвечает. Между тем многие их них, давая интервью, стремятся поговорить на «вечные» темы (например, о патриотизме, любви к детям), при этом уклоняются от ответов о своей работе. (На РБК один из руководителей не захотел давать ответа на прямой вопрос. Ю. Таманцев стал заходить с этим же вопросом, но с другого конца: Ага, не хотите отвечать. Тогда зайдем иначе).

4. «Звезды». Интервью со звездой – это представление человека как объекта восхищения, почитания, презрения, ненависти.

Задача журналиста – стремиться очеловечить гламурную фигуру, которая остается скрытой за сценическим образом. Вопросы со звездой обычно касаются желаний, надежд, разочарований, взаимоотношений с любимым человеком, друзей. Сильные и слабые свои стороны. Можно поговорить об отношении звезды к высказанным в ее адрес оценкам других людей.

5. Деятели искусства. Они интересны и сами по себе как личности, и как выразители общественных настроений. Упор в интервью с ними следует делать на событиях из жизни собеседника и на его переживаниях, показывая связь творца с его произведениями.

Вопросы в интервью прежде всего личные. О ситуациях, которые повлияли на выбор жизненного пути. О роли родителей. О мотивах творчества, источниках вдохновения. О персонажах. В встречах с другими выдающимися целями и ценностями.

6. Политики. Они сочетают в себе две роли – ответственного за происходящее и эксперта по отношению к действиям других лиц. Информационный повод для интервью обычно задан ситуацией или проблемой. Собеседник обосновывает свои решения, уточняет свою точку зрения, рассказывает о своих намерениях и целях. Часто политики пытаются отделаться от журналиста общими фразами, что они за все хорошее и против всего плохого. Некоторые могут произносить длинные ничего не значащие монологи. Поэтому журналисту, не смущаясь, следует вклиниваться в их речь, настаивая на конкретных ответах именно на те вопросы, с которыми пришел журналист.

7. Герои. Они интересны благодаря своим достижениям (инвалиды, которые победили болезнь, предприниматели, которые с нуля создали фирму и т.п.). У героев надо спрашивать о конкретных мыслях, ощущениях, тревогах, желаниях, которые были у них в процессе борьбы или работы. Нужно добывать истории из их жизни. Многие из них не готовы для публичных интервью, поэтому журналист должен помогать.

8. «Публика». Имеются в виду короткие интервью с прохожими на улице или по случайно набранным номерам телефонов, чтобы собрать спектр мнений и настроений (блиц-опрос, экспресс-интервью). Темы такого общения – завершенные события, происходящие перемены.

9. Обычные люди. Собеседники те же, что и в группе «публика», однако цель журналиста – более глубокое представление нашего современника. Тема – повседневность в ее проблемами. Человек показывается как сотрудник, житель города, член семьи (функция), и лишь затем следует личность.

10. Маргиналы. Это люди, вытолкнутые из общества, – бродяги, беспризорники, нищие, алкоголики, наркоманы, жители вокзалов, свалок. С ними лучше говорить без микрофона, так как они уже натерпелись от представителей власти, запуганы, с подозрением относятся к человеку не их окружения. При беседе и вопросы и ответы следует записывать (ключевые слова), так как все здесь особенное.

 

3. Типы интервью.

Интервью классифицируются, опираясь на различные признаки.

Прямое и опосредованное интервью выделяют с опорой на контакт. Прямое характеризуется непосредственным контактом с собеседником. Опосредованные интервью могут быть разделены во времени и пространстве, ср. интервью по телефону, по почте (с отложенным ответом), по скайпу, прямая линия и т.д.

Коллективное и персональное интервью учитывают количество участников интервью. К коллективным относятся блицопросы, социологические опросы, анкетирование, пресс-конференции, брифинги, круглый стол, ток-шоу и т.д.

Опора на смысловой центр делит интервью на два типа: 1) знакомство с героем и 2) точка зрения авторитетного лица на проблему.

Учет цели и характера беседы, позволяет М.И. Шостак выделить информативные, экспертные, проблемные, интервью-«знакомства», к которым относятся портретные, провокационные, «звездные» интервью.

 

4. Типы вопросов.

Вопросы бывают открытые и закрытые. Открытые носят общий характер и требуют ответов, не ограниченных ни формой, ни содержанием:

Расскажите что-нибудь о себе? или Расскажите, пожалуйста, о вашем увлечении верховой ездой? Отвечая, собеседник сам выбирает, какие расставить акценты и добавить подробности.

Господин министр, каков ваш прогноз относительно состояния рынка ценных бумаг в текущем полугодии?

Доктор, в чем, по вашему мнению, причина резкой вспышки этого заболевания?

Господин профессор, в чем вы видите основной результат вашего эксперимента?

Преимущества открытых вопросов:

· побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая,

· дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события,

· ориентирует человека на размышления, анализ, стимулирует рождение мыслей.

Недостатки открытых вопросов:

· могут спровоцировать длинный ответ,

· способны смутить собеседника, не привыкшего отвечать на общие вопросы,

· могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ.

Закрытые вопросы предполагают два ответа: да и нет: Вы любите свою работу? Вы думаете, эта команда выйдет в полуфинал? Господин депутат, вы проголосуете за принятие закона о земле? Вас действительно пытались шантажировать?

Репортеры используют закрытые вопросы, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника, подтвердить или опровергнуть факт.

В повседневном общении мы чаще пользуемся закрытыми вопросами. Ср. Расскажи, пожалуйста, как ты себя чувствовала во время грозы? И Тебе было страшно во время грозы?

В интервью открытые вопросы всегда предпочтительней закрытых. Ответы на них более обстоятельны, могут содержать в себе образ, легче поддаются цитированию. Но все таки журналисты ставят вопросы в закрытой форме – для подтверждения (отрицания) содержания вопроса. Вы намерены участвовать в выборах? Да/нет.

Следует помнить, что на закрытый вопрос собеседник может дать наиболее выгодный или безопасный для него ответ. Ответив да или нет, собеседник может пустить в рассуждения. Из беседы Д. Диброва с кинорежиссером Тиграном Неосаяном:

– У тебя есть любимый фильм?

– Нет. Их у меня много: «Огни большого города», например, Чаплин. Первый курс. ВГИК. История зарубежного кино. И т.д.

Ответ на закрытый вопрос может иметь самое неожиданное продолжение. Для подготовленных собеседников закрытый вопрос – находка, потому что, ответив на него, далее можно говорить что угодно, произнести заранее подготовленную речь: Как сказать… На самом деле я бы хотел сказать вот о чем

Чтобы избежать возможных негативных последствий закрытого вопроса, используют комбинацию «закрытый + открытый». Вы задаете закрытый вопрос, а после него, без паузы, одним вопросительным местоимением его открываете:


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!