Ценность как проблема науки о государстве



Ценностный подход в современном отечественном государствоведении, к сожалению разработан крайне слабо. Однако некоторые наработки в этой сфере все же имеются. В частности, Л.С. Мамут посвятил этой проблеме несколько монографических исследований и научных статей. Так, он предлагает рассматривать государство в качестве публично-властной формы организации социально стратифицированного общества. Как один из реальных фактов социального бытия, государство (как и государственность) является результатом естественно-исторического развития. Возникает оно спонтанно: без предварительно поставленной людьми цели и не по заранее намеченному (мечта все утопистов) ими плану. Многоликость, многомерность государства бесспорны, как и его противоречивая политико-правовая и социально-экономическая сущность. В. Найшуль отметил, что «государство – вещь, которая выгодна всем, но не выгодная каждому в отдельности». В общем, государство является полиструктурным и полифункциональным публично-властным объединением граждан (образующих территориальный публичный коллектив) на определенной территории.

В отношении ценностного восприятия государства в рамках западной политико-правовой мысли сформировались две основных линии, которые условно можно назвать этатистской и антиэтатистской.

К первой относятся мыслители, которые рассматривают государства в качестве безусловного блага для общества в целом и отдельного человека. Так, в представлениях Аристотеля и Цицерона государство – исконно благое состояние. Только государство способно обеспечивать членам политического сообщества возможность реализовывать и развивать свою природу. Кроме уже упомянутых представителей греко-римской традиции позитивное восприятие государства характерно для Фомы Аквинского, Ш.Л. Монтескье, Г.В.Ф. Гегеля (считающего, что государство не просто ценность, а некая «сверхценность», «шествие Бога в мире» и т.п.).

Антиэтатистская ориентация связана с негативным взглядом на государство, рассмотрением его в качестве «источника зла», «вместилища разных социальных пороков и бед» и т.п. Среди первых попыток философского и научного обоснования такого рода взглядов следует выделить Аврелия Августина («О граде Божьем»). Позже негативное восприятие государства стало основой ряда известных идеологий: анархистских, некоторых либеральных, социалистических и др. Причем, государство рассматривается ими не в качестве политически целостной коллективности, а в виде находящегося на определенной «дистанции» от населения, стоящего «над ним» аппарата публичной власти. В этом плане это не только иной аксиологический подход, но и принципиально иное понимание смысла самого государства.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!