Формы бытия права. Право и закон.



Анализ правовой реальности позволяет выделить в нем сле­дующие формы бытия права, которые в совокупности выража­ют динамику правовой реальности:

а)    мир идей: идея права;

б)    мир знаковых форм: правовые нормы и законы;

в)    мир взаимодействий между социальными субъектами
(правовая жизнь). По мнению А.В. Малько, правовая жизнь – это совокупность все форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права (в том числе и негативных), характеризующая специфику и уровень существующей юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.

Данное членение традиционно и в целом аналогично (хотя и не полностью тождественно) делению на такие формы или уров­ни бытия права, как правосознание, правовые нормы и правоотношения.

Единство этих уровней и представляет собой такой объект, как право. Каждый из этих уровней находит наиболее развитое описание в соответствующих философско-правовых концепциях. Так, например, идея права находит свое выражение в классических теориях естественного права, особенно деонтологического (субъективистского) направления, правовые нормы и законы — в аналитической юриспруденции (правовом позити­визме). Что же касается третьего уровня, уровня взаимодействия между социальными субъектами, то это мир социальной пред­метности, в котором право переходит в мир социальной реально­сти. Этот мир участвует в формировании права, в наделении пра­ва материальным содержанием.

Что же представляет собой право? Один из этих слоев или их совокупность? Решение этой проблемы следует искать на пути дополнения статистического аспекта анализа структуры право­вой реальности динамическим аспектом, что дает возможность проследить саморазвитие права, развертывание его сущности че­рез ряд определений. Важнейшими среди них являются:

а)    абстрактно-общие определения (правовые идеи и прин­ципы);

б)    конкретно-общие определения (формально-позитивные
правовые нормы);

в)    материально-конкретные определения (прежде всего судебные решения);

г)    социально-предметное воплощение в позитивно-правовом
поведении субъекта.

В самом сжатом виде динамическая структура правовой ре­альности, как теоретическое воспроизведение процесса осущест­вления права, может быть представлена следующие образом.

Идея права является исходным логически первым компонен­том правовой реальности. Здесь не ставится вопрос о том, что лежит в основании этой идеи: природа человека, разум, объек­тивный порядок ценностей, социальные отношения или воля и мудрость Бога. Идея права представляет собой наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, его «проект» или задачу («регулятивная идея»). Она представляет собой идеальный ас­пект бытия права, его форму (в аристотелевском смысле).

В структурном плане идея права предполагает наличие:

а) субъективной (антропологической) компоненты, то есть содержит информацию о том, кто способен быть субъектом права, на кого оно ориентируется. Таким субъектом является тот, кто умеет отличить ценное от неценного;

б)    аксиологической компоненты, то есть представляет собой
систему ценностей, реализующихся в праве, интегрально выра­жаемую в понятии справедливости;

в)    деонтологической компоненты, то есть выступает в виде
идеи долженствования, выражающей единство прав и обязанно­стей.

Субъекты правотворчества, осознавая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже наиболее простым культурным нормам, формируют тот минимум требова­ний, который можно поддерживать при помощи организованно­го насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права, то идея предшествует праву, то есть сначала появляется представление о должном, которое необходимо институционально закрепить и поддержать силой данного института, а затем уже формируется реальная правовая система.

Вторым элементом правовой реальности является закон.Позитивное право предстает, прежде всего, в фор­ме закона (однако не сводится к нему), который представляет со­бой конкретно-общие, формально-позитивные правовые нормы. Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию пра­вовых идей и принципов, шаг на пути к конкретному праву, но он еще не является правом во всей его полноте. Это право на оп­ределенном этапе его становления. Закон — это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как сужде­ние о должном. К феноменологии закона относится также то, что он действует как законодательный акт, или система законода­тельства (его внешняя форма), которая устанавливается субъек­том власти, коренится в авторитете законодателя.

Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые про­цедуры, процессуальные формы, правовой статус и правовой режим, правовой договор, иск и обвинение и т. д. Различие между ними носит функциональные, а не сущностные характеристики. Смысл принципа формального равенства выражается, напри­мер, в правовой норме в виде правил поведения субъектов права; в правовом отношении — в виде взаимоотношений фор­мально равных, свободных и независимых друг от друга субъек­тов права; в правосознании — в форме осознания смысла и тре­бований принципа права членами данного правового сообщества; в правосубъектности — в форме признания индивидов (их объе­динений, союзов) формально равными, свободными, независи­мыми друг от друга субъектами правового типа общения; в пра­вовых процедурах — в форме равного и справедливого порядка приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъекта­ми, разрешения спора о праве и т. д. Так что право существует во всех этих правовых формах, где соблюдается и применяется принцип формального равенства.

Следующий аспект правовой реальности — это мир социальных действий, наиболее сложный феномен и наименее ис­следованный с позиций философии права. Процесс социальных взаи­модействий выражает такую стадию в осуществлении права, как правореализация. Центральной фигурой этого процесса оказы­вается субъект как исполнитель нормы в его отношении к другим людям. Эти отношения оказываются возможными при наличии определенных способностей, качеств человека.

Основным качеством субъекта права является способность признания идеи права и способность психически волевого при­знания нормы, когда последняя рассматривается в качестве же­лательной или нежелательной для данного субъекта.

Именно социальные субъекты, а именно люди и их объедине­ния, являются «рычагами», благодаря которым идея права нахо­дит свое осуществление и оказывает влияние на жизнь. Формой такого осуществления оказывается правомерное поведение. Осуществление права — это результирующая его характеристика, что может быть выражено категорией правопорядка. На этом уровне право как должное переходит в социальную жизнь. Ста­ло быть, наиболее конкретной формой бытия права являются правильные действия и решения в конкретной ситуации самого субъекта права.

Правовое общество

Под правовым обществом можно понимать такое общество, в котором реализован принцип верховенства права, т.е. все субъекты подчиняются праву не по принуждению, а по убеждению, существующая же в обществе правовая реальность позволяет им беспрепятственно выражать свое мнение, принимать собственные решения, чувствовать себя самостоятельными и не зависящими от воли государства.

Возможность создания такого общества предполагает нали­чие двух условий: институционального и неинституционального. Институциональным условием формирования правового обще­ства выступает развитое гражданское общество и устоявшееся правовое государство, а неинституциональным — преобладание в обществе личностей-граждан с развитым правосознанием, яв­ляющихся реальными субъектами правоотношений данного об­щества.

Известно, что хотя право как социальный регулятор возни­кает давно, однако служить личности, ее самореализации оно начинает лишь в условиях формирующегося гражданского об­щества. Поэтому правовое общество также можно представить в качестве идеального типа, раскрывающего определенный аспект гражданского общества, способ его бытия или, используя под­ход И. Канта, как «гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое».

Таким образом, гражданское общество и правовое государст­во представляют собой взаимодопол­няющие стороны (динамическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавля­ет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельности и независимости человека, развитию его индивидуальности.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглаша­ется демократическим, федеративным, правовым, социальным государством с республиканской формой правления (статьи 1, 7 Конституции). Другими словами, предполагается сформировать правовое общество, для которого характерны: политический плюрализм, разделение власти, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Вместе с тем, необходимо признать, что на пути его формирования лежит множество проблем, кото­рые в значительной степени затрудняют и замедляют этот про­цесс. Успешное формирование правового общества невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политическо­го и правового сознания людей; гуманизация человеческих отно­шений; создание и развитие альтернативных по отношению к го­сударству общественных структур (культурных, научных, рели­гиозных и т.д.) с целью расширения сферы прямой демократии, введение «диалоговых процедур» для выработки согласованных решений; ограничение вмешательства государства в сферу эконо­мики; проведение правовой реформы с целью создания единого, внутренне непротиворечивого законодательства и ряд других.

Право и власть.

Проблема соотношения вла­сти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для исследования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева. По его мне­нию, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных уч­реждений и институтов.

 С другой стороны, государственная власть без права обойтись не может, даже если это – деспотическое, тоталитарное, полицейское государство, государство «неполной законности и зыбкого правопорядка» (О.Э. Лейст), хотя, «власть является ан­типодом права». «Власть, — как подчеркивает С. Алексеев, — особенно — власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время — явление, в какой-то ме­ре с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждеб­ного фактора».

Истоки этой враждебности власти праву кроют­ся в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь не­обходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает та­кими имманентными качествами, которые в процессе утвержде­ния и упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять пра­во, превращать ее в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать и создает определенные политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государствен­ной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 766; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!