Структура и функции философия права



Конспект лекций по курсу «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»

 

 

Тема 1.1. Философия права, ее предмет и место среди других юридических наук. Сущность права: проблема философского осмысления

Предмет философии права

Философское осмысление права — задача особой научной и учебной дисциплины — философии права, имеющей свой соб­ственный предмет исследования и категориальный аппарат. Философия права — это древняя наука, имеющая солидную историю: она уже была представлена в произведениях Платона и Аристотеля, достигла особого развития в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и продолжает функционировать в системе гума­нитарного знания современности. В России сегодня, после из­вестной утраты традиций философско-правовых исследований в советское время, наблюдается значительное повышение интереса к философии права как со стороны философов, так и со стороны юристов. Можно даже говорить об определенном философско-правовом «буме».

Однако подходы различных исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению ее основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны. Так, в истории философско-правовой мысли существовали разнообразные подходы к определению философии права и ее предмету. Например, Г.В.Ф. Гегель считал ее философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С. Франк по понимал философию права как учение об общественном идеале. «Философия права, — писал он, — по основному традиционно типическому ее содержанию есть познание общественного идеа­ла, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, спра­ведливый, «нормальный» строй общества».

В современной философии права ее предмет также определя­ется по-разному. От самых широких определений, как, напри­мер, у известного российского философа права В. С. Нерсесянца: «Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государст­ва, в судьбах народов и человечества», а ее предметом «является право в его различении и соотношении с законом» до самых узких, как, на­пример, итальянского философа права Н. Боббио, счи­тающего справедливость единственной проблемой философии права, составляющей ее предмет. Многообразие подходов к предмету философии права вполне закономерно, ибо его определение предполагает выявление отношение исследователя как к философии, так и к праву, его позиция в вопросах правопонимания.

Другой подход, который разделяется многими современным отечественными учеными, состоит в том, что философия права выступает в качестве важнейшего элемента общей теории права. При этом среди правоведов не т единства по поводу количества и перечня структурных элементов общей теории права. Например, С.С. Алексеев считает, что теория права состоит из трех частей – философии права, социологии права и специальной юридической теории. Д.А. Керимов подразделяет теорию права на две части: философию права и социологию права. В.А. Четвернин полагает, что теория права и государства синтезирует в себе знания в основном из трех государственно-правовых наук: философии права, общего учения о государстве и юридической догматики. Причем, по его мнению, связь теории права и теории государства осуществляется в основном через философию права. Поскольку право и государство реально связаны между собой, то и философия права не только учит тому, каким должно быть право, но и затрагивает при этом основные понятия о государстве. Поэтому в основе любой теории государства лежит определенная философско-правовая концепция.

Вообще же, можно предположить, что подходов к предмету философии права столько, сколько существует философских систем, а выявление предмета философии права невозможно без четкого определения позиций исследователя к самому феномену права, т.е. того, что, собственно, и должно быть исследовано. Для решения этой проблемы целесообразно воспользоваться рассуждениями югославского теоретика права Р. Лукича. «Само понятие «философия права», — отмечает он, — легко определить, исходя из уже известного понятия философии. Философия права представляет собой специальную философию — такую, предме­том которой является не весь мир в целом, не все сущее как тако­вое, а лишь одна его часть — право. Однако, поскольку она есть философия, хотя и специальная, ей присущи все черты филосо­фии вообще или соответственно общей философии. Это означает, что ее предмет аналогичен предмету философии».

Используя подход И. Канта, определивше­го предмет общей философии путем ответа на вопросы: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3), на что я смею надеяться? 4) что такое человек?, предмет философии права можно обозна­чить посредством постановки следующих вопросов: 1) что я могу знать о праве? 2) что я должен делать в соответствии с требова­ниями права и почему? 3) на что я могу надеяться в случае со­блюдения или нарушения норм права? В свою очередь все они могут быть сведены к одному обобщающему вопросу: что представляет собою право как спо­соб человеческого и общественного бытия? Ответы на эти вопросы и позволяют выяснить природу такого феномена как право и предмет фило­софской дисциплины, которая его исследует.

Итак, философия права является наукой о месте, смысле, сущности, ценности и предназначении права в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом

Существует несколько обоснований необходимости существо­вания философии права, среди которых основными являются два: исторический и актуальный. Историческое обоснование не­обходимости существования философии права основывается на неопровержимом факте, что эти проблемы всегда волновали че­ловечество на всем протяжении его существования. «Бесцельно ставить вопрос о законности такого рода исследований, — спра­ведливо отмечал С. Франк, — он оправдан уже исторически как естественное удовлетворение нашего неискоренимого постоянно­го запроса человеческого духа. Запроса, выражающегося в по­стоянной духовной озабоченности людей о том, что есть подлин­ная правда…».В свою очередь актуальное обоснование философии права ос­новывается на выявлении такого аспекта, такой стороны права, познание которой возможно только при помощи философского подхода.

Изучение фило­софии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве само­стоятельно мыслящих, политически «незаангажированных» граж­дан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «...не является частью подготовки юриста как юриста… ее важной задачей является подго­товки юриста как гражданина и гражданина как критика права».

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагаю­щее место и значение, которое занимает философия права в сис­теме юридических и других гуманитарных наук, предметами изучения которых являеются право и госу­дарство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяже­нии многих столетий. В общем, весьма интересно мнение английского профессора Нортропа: «Несомненно, существуют юристы, судьи и даже профессора права, которые утверждают, что они не придерживаются никакой философии права. В праве, как и во многом другом, единственным различием между лицом «без философии» и тем, кто разделяет определенную философию, является то, что последний знает, какова его философия, и поэтому способен лучше объяснить и обосновать предпосылки, из которых он исходит, констатируя факты на основе собственного опыта и давая им объяснения».

Вообще, специфика философии права как са­мостоятельной научной дисциплины проявляется в различии меж­ду философским осмыслением права и его научным познанием.

Различие по методу лежит в области смыслового и функционального отличия понятий «объяснение» и «понимание». Любая частная наука, в том числе, и юриспруденция, рассматривает свой объект вне познающего его субъекта и относительно противостоящего ему. Причем объект признается, данном случае, как факт, как то, что существует в реальности. Философия же стремится к пониманию, осмыслению должных ценностей и смыслов, раскрывает мир таким, каким он должен быть.

 В этом плане, философия права — это философское учение о праве, отвечающее на вопросы, воз­никающие в правовой сфере методом философии. Ее предметом является, прежде всего, выявление смысла права, а также обоснование понимания этого смысла.

Структура и функции философия права

В структуре философии права философии права могут быть выделены несколько основных элементов, разделов (или отраслей) философско-правового познания:

1) онтология права;

2) антропология права;

3) гносеология и методология права;

4) аксиология права;

5) прикладные вопросы философии права (философские проблемы конституционного права, гражданского права, уголовного права и др.).

К числу главных вопросов философии права следует отнести:

1) об основаниях справедливости и ее критериях (это центральный вопрос философии права)

2) о нормативной (обязывающей) силе права (проблема права и власти)

3) о природе и функциях позитивного права (проблема права и закона).

В соответствии со структурой и основными вопросами, решаемыми философией права, необходимо выделить ее основные функции:

1) мировоззренческая;

2) методологическая;

3) аксиологическая;

4) отражательно-информационная;

5) воспитательная.

Основные задачи философии права (и научные, и учебные) в полной мере соответствуют структуре курса и решаемым в его рамках вопросам.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 3319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!