Основные типы правопонимания.



В рамках философского понимания права, традиционно, не стремятся к формулировке единого, «признанного» научным сообществом понятия права, как впрочем, и иные юридический, политических и иных категорий. Философская рефлексия, понимаемая как критическое, полное сомнений личностное размышление о праве, государстве, законе и т.д. предполагает плюрализм мнений, разнообразие подходов, каждый из которых имеет право на существование постольку, поскольку направлен на выявление и анализ той или иной стороны бытия права в мире культуры (национальной, мировой и т.п.). Поэтому сущность права в философии права вскрывается через осмысление содержания различных типов правопонимания (школ права).

Представители разных естественно-правовых подходов к пониманию права считают, что существуют два типа правопонимания – позитивистский и непозитивистский. Или, как пишет В.С. Нерсесянц, в зависимости от различения либо отождествления права и закона – юридический и легистский. Вообще, любая классификация, типологизация в руках опытного исследователя – это весьма и весьма серьезное «оружие», направленное против своих оппонентов или в защиту собственных позиций, и это, конечно, следует иметь в виду при обращении к такому сложному вопросу, каким и является типология правопонимания.

Более привычным (не противоречащим представленным позициям, но, скорее, конкретизирующим их) стало изучение следующих подходов к пониманию сущности права:

1) теологический (или, в более детализированном варианте - христианско-теологический);

2) классический естественно-правовой;

3) позитивистский (иногда его называют еще и «нормативистским», что не совсем корректно, т.к. нормативный характер права есть ничто иное, как его неотъемлемый признак);

4) исторический (национально-консервативный или цивилизационный, по мнению ряда исследователей, к этому же типу можно отнести и формационный, что, однако, не является позицией, общепризнанной в современном правоведении).

Этот список, безусловно, не является исчерпывающим, но только отражает основные подходы к природе и значению права, государства и иных политико-правовых явлений.

В рамках содержательного аспекта, необходимо отметить, что тип правопонимания – это смысловая модель права, определяемая, прежде всего, его источником. В этом плане необходимо отметить:

1) теологическое правопонимание – «нормодателем» является Бог;

2) естественно-правовое правопонимание – источником (естественного) права является природа человека, его сущность, его разум, его безусловная ценность;

3) позитивистский тип правопонимания – источником права является государственная власть. Именно государственные институты переводят право из сферы общественных идеалов, субъективных намерений, притязаний и произвола отдельных лиц и социальных групп в действительность, в систему гарантированных государственными структурами нормативно-правовых актов. В настоящее время и в отечественной, и в зарубежной правовой науки обсуждаются различные версии позитивизма. Например, в российском правоведении Р.А. Ромашов предложил свое видение позитивистской доктрины, вынес на обсуждение концепцию «реалистического позитивизма» как интегративного типа современного правопонимания, в рамках которого право представлено как комплексное системное явление, включающее в качестве компонентов следующие составляющие: правовые ценности, правовой опыт, правовые традиции, правовую доктрину, правовую догму, правовую эмпирику. В целом же право предлагается рассматривать в качестве регулятивно-охранительной системы, складывающейся из общезначимых (правил) норм, принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на общественные отношения;

4) историческое правопонимание – источником национально-консервативного правопонимания является политико-правовой менталитет нации, ее «вековечный дух», который есть ничто иное, как основа не только обычного права народа, его этнонациональной правовой (государственно-правовой) традиции, но и критерий оценки развития и функционирования современной правовой и политической системы, эффективности тех или иных юридических и иных рецепций.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 872; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!