Философское понимание бытия права. Право как особая реальность.



Человеку постоянно приходилось и приходится наблюдать разнообразные факты возникновения и гибели природных и со­циальных форм, появление каких-либо явлений из небытия или их уход в небытие. Эти факты всегда волновали людей и рожда­ли вопросы: что значит быть или не быть; что есть бытие или не­бытие; в чем их отличие друг от друга; что существует и что мо­жет существовать; какова сущность вещей и каковы условия их существования?

В поисках ответа на эти и многие другие вопросы сложилось особое направление философских размышлений о бытии в це­лом — онтология (от греч. ontos — сущее, бытие и logos — уче­ние), т.е. учение о сущем. Ее главными понятиями являются категории бытия и небытия, охватывающие космос, природу, социум, человека, культуру.

Бытие представляет собой всеобщее свойство всех вещей, ай понятие бытия фиксирует это их свойство как первичный, фундаментальный признак, не касаясь других частных, особенных качеств. Под бы­тием в широком смысле этого слова понимается предельно об­щее понятие о существовании, о сущем вообще.

На первый взгляд может показаться, что онтологические во­просы права весьма далеки от тех, которые обычно решают юри­сты-практики и юристы-теоретики. Тем не менее, они содержат онтологический момент. За любым вопросом о том, что является правом в каждом конкретном случае, стоит фундаментальный вопрос: «Что есть право как таковое?»

Вопрос о том, к какому типу реальности относится право, лишь на первый взгляд не содержит никакой проблемы, а ответ на него не представляет никакого труда, поскольку право за две с половиной тысячи лет своего существования должно быть дос­конально изучено. Однако известный философ и юрист Евгений Спекторский подчеркивал: «Юристам кажется, что они знают, с какой реальностью они имеют дело, только до тех пор, пока их об этом не спросят. Если же их спросят, то им уже приходится или самим спрашивать и недоумевать, или же по необходимости решать один из труднейших вопросов теории познания».

Для того чтобы человеку ориентироваться в той или иной сфере, он должен исходить из ощущения реальности этой сфе­ры. Это ощущение приходит как через теоретическое описание данной сферы, так и через практический опыт, оно помогает ос­мыслить, понять, что происходит с данным объектом и что надо делать.

Проблема установления типа реальности права наибольшую актуальность получила в философии права, в том числе и оте­чественной, начала XX века. Она была тесно связана с основ­ным вопросом методологии науки того времени: что такое ре­альность вообще и как относится реальность, которая признает­ся или создается наукой, к той реальности, которая называется эмпирической действительностью. Остроту этой проблеме при­давало многообразие методологических подходов в философии права.

Современная философия права также неоднозначно решает проблему природы права. Причем важно отметить, что все суще­ствующие подходы к праву выступают лишь как моменты исти­ны, поскольку распространяют на всю реальность лишь частные компоненты логической модели становления права.

Для того чтобы выйти из бесконечного многообразия определений природы права и одновременно не потерять присущего праву богатства своих проявлений, следует обратиться к катего­рии правовой реальности.

Концепция правовой реальности («картина мира права») долж­на задаваться образом права, представленным в существующем правосознании. Она складывается из взаимодействия следующих элементов:

а)    теорий различного уровня, в том числе и философского, а
также правовой идеологии, включая ее воплощение в действующей конституции;

б)    нормативных документов, принадлежащих к различным
уровням правового регулирования;

в)    обыденного опыта, имеющего дело с проявлениями право­
вой жизни — правонарушениями, практикой соблюдения прав
человека и соглашений и т. д., и позволяющего строить гипоте­зы, версии и ощущать, что представленное в них произошло и
происходит на самом деле.

Различают «широкий» и «узкий» смыслы этого понятия. В первом случае под правовой реальностью понимается вся со­вокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, наличных правоотношений, правовых концепций, явлений пра­вового менталитета и т. п. В узком смысле имеются в виду толькобазовые правовые реалии, по от­ношению к которым все остальные правовые феномены оказыва­ются производными, и тогда под правовой реальностью в раз­личных направлениях и научных школах принято понимать или правовые нормы (нормативизм), или правоотношения (социо­логическое направление), или правовые «эмоции» (психологиче­ское направление). Также к базисным феноменам относятся установленные государственной властью нормы права (пози­тивизм), объективные общественные отношения (объекти­визм), идея, или смысл права (субъективизм), идеальное взаи­модействие субъектов, объективируемое в языке (интерсубъ­ективность).

Хотя «широкий» и «узкий» смыслы понятия «правовая реальность» и различаются, их все же не следует абсолютно противопоставлять, поскольку общая картина правовой реальности бу­дет зависеть от того, что принять в качестве базисного феномена. Поэтому более перспективной, очевидно, является интегральная концепция правовой реальности, под которой понимается мир права, который конструируется из разных феноменов, упорядоченных в зависимости от отношения к базисному явлению.

Что же выступает онтологическим основанием права, или чему обязано право своим происхождением? Совершенно очевидно, что фундаментом права не может выступать природа и ее за­
коны или космос в целом, хотя и сейчас встречаются попытки
возродить характерные для античности представления о косми­ческих основаниях права

Право — внеприродное явление, и никаких оснований права в природе обнаружить невозможно. Природа — это царство объ­ектов, а право — это сфера субъекта. Можно ли считать в таком случае субстанциональной основой права общество? Хотя право и возникает только в обществе, связано с ним и даже обладает со­циальной сущностью, но сущность эта уже не собственно права, а его проявлений. Поэтому говорить о какой-либо субстанцио­нальной основе права не имеет смысла. Однако это не значит, что право не укоренено в бытии человека. Правовая реальность обнаруживается в таком аспекте бытия человека, которое содержит моменты долженствования, когда он соприкасается с бытием другого человека и это совместное существование грозит обернуться произволом. Поэтому не любое человеческое взаимодейст­вие выступает основой права, а лишь то, которое содержит момент долженствования, ограничивающего этот произвол. Мир права и нравственности, возможен лишь в том случае, если соблюдаются, как минимум, следующие два условия:

во-первых, признание свободы воли, то есть полной возмож­ности каждого лица поступать так или иначе и в соответствии с этим исполнять или не исполнять свою нравственную или юри­дическую обязанность; причем для права это требование оказы­вается особо значимым;

во-вторых, признание принципиальной возможности нормы должного, то есть критерия добра и зла, справедливости и не­справедливости, предписывающего поступать так, а не иначе и в соответствии с этим оценивающего человеческие поступки как добрые или злые, справедливые или несправедливые.

Таким образом, на уровне сущности право есть идеальная реальность отношений между людьми. Она представляет осо­бый род бытия род идеального бытия, суть которого дол­женствование (и эта сфера долженствования конституирует человека как человека). Смыслы права также находят выраже­ние в ментальных установках, идеях и теориях, в знаково-символической форме норм и институтов, в человеческих действиях и отношениях, то есть в различных проявлениях правовой реаль­ности.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!