Виды больших групп. Этногенез и поведение больших групп людей. Этнические стереотипы. Феноменология поведения людей в большой группе



 

Большие (этнические, профессиональные, возрастные…):

- организованные

- стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия)

Стихийная группа: кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся по какому- либо определенному поводу и демонстрирующих какие-либо совместные действия. Важным фактором их формирования является общественное мнение. Динамичность общ мнения и его эмоциональность может послужить стимулом для образования стихийной группы. Существует 3 основных типа:

1. Толпа — образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости

2. Масса — стабильное образование с довольно нечеткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа. Но все еще достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива.

3. Публика — кратковременное образование для просмотра зрелища. Она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.

Способы взаимодействия в стихийных группах:

1. Заражение — усвоение образцов чьего-то поведения. Яркие случаи — религиозный экстаз, массовый психоз и прочие радости.

 

2. Внушение — целенаправленное воздействие одного на другого, процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Три вида: сообщение, убеждение и собственно внушение. Отличите от заражение с том, что заражающий переживает то же состояние, что и зараженный, а внушающий – не обязательно, даже чаще нет. Успешность зависит от доверия к внушающему.

3. Подражание — принятие внешних черт другого человека и массовых состояний + воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения. Правила: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему; низшие по статусу подражают высшим.

Массовое движение:организованное единство людей, ставящее перед собой определенную цель. Связанную, как правило, с изменением соц. действительности. Это м.б. движения с глобальными целями, локальными или прагматическими. Черты: основанность на общественном мнении, стремление что-то изменить, наличие программы.

Механизмы присоединения: объясняются через анализ мотивов участников.

Отношения большинства с меньшинством: необходимо учитывать об мнения. Иначе слабеет группа.

Проблема лидерства: лидер должен отстаивать цели и интересы движения, импонировать всем его участникам, следить за имиджем.

 

Краткая история социальной психологии. Исследования С.Сигеле, Г.Тарда, Г.Лебона, Э.Дюркгейма.

Многие исследователи обращались в своих произведениях к вопросам массовой психологии, однако, с профессионально-психологической точки зрения, феномен «массы» и, в частности, поведение толпы были изучены лишь в конце XIX века. Это понятно: требовалось время для научного осмысления исторического опыта и гигантских исторических потрясений. Эти исследования были связаны с тремя теперь уже классическими именами Г. Тарда, Ш. Сигеле и Г. Лебона.

Г. Тард изучал толпу как «нечто одушевленное (звериное)» и приписывал ей такие особенные черты, как «чрезмерная нетерпимость, ...ощущение своего всемогущества и взаимовозбудимость» людей, находящихся в толпе. Он различал два основных встречающихся в политике типа толпы: а) толпа «внимательная и ожидающая», и б) толпа «действующая и выражающая определенные требования». Несколько преувеличивая, в соответствии с популярными тогда психологическими теориями, роль «массовых инстинктов», Г. Тард как бы демонизировал толпу и, прежде всего, через эти ее «зверино-демонические» свойства, определяющие массовое поведение, пытался понять роль психологии в политике вообще.

Сигеле считал, что «интеллектуальная вульгарность и нравственная посредственность массы могут трансформироваться в мысли и чувства». Он утверждал, что в толпе все политико-психологические процессы подчинены в первую очередь «влиянию количества людей, которое будоражит страсти и заставляет индивида подражать своему соседу». Он знали совершенно конкретные вещи - что, например, если «оратор попытается успокоить толпу, результат будет противоположным - те, кто удалены, не услышат слов, они увидят только жесты, а крик, жест, действие не могут быть интерпретированы правильно». Следовательно, рационально и целенаправленно контролировать поведение толпы невозможно, делал вывод III. Сигеле.

Обратим внимание на то, как много открытий в поведении толпы было сделано полузабытыми Г. Тардом и Ш. Сигеле. А ведь они сделали и описали их раньше, чем о них написал значительно более известный и популярный ныне Г. Лебон.

Г. Лебон считал, что «с психологической точки зрения толпа формирует единый организм, который оказывается под влиянием закона ментального единства толпы; чувства и мысли, составляющих толпу людей, ориентированы в одном и том же направлении». Г. Лебон выделил отличительные признаки личности, включенной в толпу. Подробнее мы их рассмотрим в последующих главах. Пока же приведем лишь основной вывод Г. Лебона: «Таким образом, как составная часть толпы, человек опускается на несколько ступеней вниз по шкале цивилизации» . Наиболее очевидно, считал Г. Лебон, это проявляется в политике, особенно в той политике, которая требует «коллективных действий», то есть предпочитает не отдельную личность, а «массового человека» - человека в толпе. В качестве примера Лебон обрушивался на «демократию» и, особенно, на социализм как на политический строй и течение политической мысли .

Пожалуй, именно этими своими работами Г. Лебон и заслужил свое совершенно особое место в истории политической психологии.

Концепция социологизма. С целью понимания дюркгеймовского «социологизма» в этом понятии следует различать два аспекта: во-первых, онтологический, во- вторых, методологический. Касаясь первого, онтологического аспекта «социологизма», можно выделить несколько исходных теоретических позиций.

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая.

2. Общество - реальность особого рода, которая не сводится у другим ее видам. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе воплощается разнородность этих реальностей. Например. «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание».

Следует особо отметить, что «социологизм» Дюркгейма (в онтологическом плане) не сводился только к утверждению наличности и автономии социальной реальности. Он утверждал и обосновывал приоритет социальной реальности по отношению к индивидуальной, а также ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения. По Дюркгейму, общество представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем сам индивид. Общество у Дюркгейма доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей. Это характерная черта

«социологизма» получила в истории социологии название «социальный реализм».

Из онтологического аспекта дюркгеймовского «социологизма» вытекали соответствующие методологические принципы познания социальной реальности. Он настаивает на применении в социологии методов познания, аналогичных методам естественных наук. Социологизм Дюркгейма в методологическом плане характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода к социальным явлениям, требованием объяснять социальное другими социальными явлениями.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!