ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ — РАССМАТРИВАНИЕ ПОРТРЕТОВ



Программные задачи.

Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только вне­шний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего, все рабо­тает на раскрытие образа человека.

Материал.

Репродукции портретов; «Стрекоза» И.Репина, «Мика Мо­розов» В.Серова, «Портрет скульптора Мухиной» и «Портрет хирурга Юдина» Н.Нестерова, портрет художника А.Шило­ва «Пастух», автопортрет Лактионова, портрет А.С.Пушкина (любого художника).

Ход занятия.

«Я сейчас расскажу вам о внешнем виде одной девочки (мальчика) из нашей группы. А вы постарайтесь по моему опи­санию узнать, про кого я рассказала», — говорит воспитатель.

Дает описание (не глядя на ребенка). Указывает цвет его глаз, волос, прическу, форму носа (прямой, курносый) и дру­гие особенности.

После того как дети узнают по описанию своего товарища по группе, предложить им посмотреть друг на друга, рассмот­реть, какие у мальчика или девочки, сидящей рядом, глаза, волосы, нос, рот, щеки. Спросить, кто хочет описать портрет своего товарища. Выслушать несколько описаний. Сказать, что сейчас мы описали внешность (лицо) словами. А художники рисуют портрет человека, и те, кто с ним знакомы, узнают его на портрете. Рассказать, что художники рисуют портреты лю­дей разных профессий: писателей, артистов, рабочих, кресть­ян. Поместить перед детьми репродукции картин «Стрекоза» И.Репина и «Мика Морозов» В.Серова. Рассказать: «Эту девоч­ку художник Илья Репин назвал стрекозой. Как вы думаете, почему он так ее назвал?» После ответов детей пояснить: «Ху­дожник изобразил девочку в ясный, теплый, солнечный день. Девочка наигралась, набегалась, взобралась на перекладину забора и свесила ноги, как будто стрекоза присела на время от­дохнуть после своего быстрого полета. На девочке сине-зеле­ное платье, по цвету похожее на стрекозиные крылья и тельце.

Далее переключить внимание детей на портрет Мики Моро­зова и сказать: «А вот перед вами портрет мальчика. Его зовут Мика Морозов. Посмотрите на его лицо. Он такой же спокой­ный, как стрекоза, или чем-то встревожен? Как художник нам рассказал, что Мика чего-то испугался, чего-то ждет? (У него широко раскрыты глаза, он напряженно смотрит вперед, губы его приоткрыты.) Посмотрите на его позу. Он сидит на краю кресла, руками держится за подлокотники. Вот-вот привста­нет. Значит, художник может передать в портрете не только внешность человека — какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и его настроение, что он чувствует. Мы, зрители, это понимаем по выражению лица человека, по его позе».

Поместить перед детьми другие портреты. Спросить, кто на этих портретах изображен спокойным, задумчивым, а кто сер­дитым, недовольным. Обратить вниманию на автопортрет Лак­тионова, на его сдвинутые, нахмуренные брови, выпяченную нижнюю губу, сердитый взгляд.

Далее рассмотреть портреты, выполненные художником Н.Нестеровым: скульптора Мухиной и хирурга Юдина. Спро­сить детей, могут ли они по одежде, по действиям людей, изоб­раженных на этих картинах, узнать, кто они. Сказать: «На од­ной картине изображена скульптор Мухина за работой. Она заканчивает скульптуру. Посмотрите на ее лицо. Она увлече­на, внимательна, сосредоточена на своей работе. А это портрет врача-хирурга. Он изображен в своем кабинете. Посмотрите на его лицо, позу, руки. Как вы думаете, он один в кабинете или там находится кто-то еще? Почему вы решили, что хирург с кем-то разговаривает? Ведь на картине никто больше не нари­сован. Вы об этом догадались по лицу и жестам хирурга. Он с интересом смотрит и слушает кого-то. У Юдина такой жест, что если бы он был один в кабинете, то так бы руку не держал. По­смотрите на его руку. Какие длинные, гибкие, сильные паль­цы! Такие пальцы бывают у музыкантов и хирургов».

Поместить перед детьми портрет пастуха художника Шило­ва и предложить самим догадаться, кто этот человек, кем он ра­ботает. Для этого нужно внимательно рассмотреть его лицо, одежду, заметить, что у него на плече, что нарисовано за ним.

Не следует спешить с подсказкой. Когда дети назовут про­фессию, обратить внимание на загорелое, обветренное лицо пастуха, его выгоревшие брови, уже немолодое лицо (складки, морщины, седая щетина). Сказать, что по портретам мы можем узнать, как выглядели, как одевались люди, которые жили в далекие времена. Можно показать портрет А.С.Пушкина. Ска­зать, кто это, если дети не знают.

В заключение подвести итог: «Сегодня мы рассматривали портреты разных людей, которые нарисовали художники в раз­ное время. На портретах молено увидеть не только внешний вид человека, но и его настроение, узнать, какой он. А вы, дети, хотели бы, как художники, попробовать нарисовать портрет своей мамы? Когда придете домой, хорошо рассмотрите мами­но лицо. Определите, какого цвета у нее глаза, какие волосы, как она их причесывает, какое у нее любимое платье. И на сле­дующем занятии вы нарисуете портрет своей мамы».

ЗАНЯТИЕ 6

РИСОВАНИЕ. «ПОРТРЕТ МАМЫ»

Программные задачи.

Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, во­лос); приучить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком.

Материал.

У воспитателя женский погрудный портрет, мел для рисова­ния схемы лица. У детей большие листы бумаги прямоугольной формы, краски гуашь, среди которых светло-розовая или светло-оранжеаая для рисования лица, толстые и тонкие кисточки.

Ход занятия.

— Дети, — говорит педагог, — сегодня вы будете рисовать портрет самого дорогого и любимого для вас человека — сво­ей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье. Прежде чем нарисо­вать мамин портрет, рассмотрим портрет этой актрисы, что­бы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.
— Какой формы голова у человека? (Обвести пальцем голову на портрете.) Положите руку на лоб. Глаза у человека располо­жены ниже лба, на середине лица. Какой они формы? (Оваль­ные с острыми уголками.)

Рисует мелом на доске или толстым фломастером на бумаге овал лица и посередине его глаза, пояснив при этом, что рас­стояние между глазами невелико, не больше одного глаза. Внут­ри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спрашивает, что находится над глазами (брови). Далее объясняет, что нос у че­ловека такого же цвета, как лицо, поэтому надо нарисовать только кончик носа. Заканчивается нос посередине расстояния от глаз до конца лица. Можно кончик носа нарисовать корот­кой черточкой или изобразить ноздри. От кончика носа до кон­ца лица посередине находятся губы.

—Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа отличается по форме от нижней? На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Ниже губ — под­бородок. Положите руку на подбородок.

Подводит вместе с детьми итог расположения частей лица: « Глаза... (посередине лица), кончик носа... (посередине от глаз до конца лица). Губы... (посередине от кончика носа до конца лица). Портрет своей мамы вы на­рисуете погрудный — голову, шею и плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показы­вает на портрете). Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими, какие у вашей мамы. Представьте себе свою маму и начинайте рисо­вать ее портрет». (Воспитатель уби­рает портрет актрисы.)

В процессе занятия воспитатель советует рисовать на листе бумаги
крупное лицо, закрашивать его по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос, пока высыхает краска, рисовать шею, плечи; части лица изображать концом кисти. Помогает детям вспомнить, какие украшения носит мама, и изобразить их. Если кто-нибудь из детей будет рисовать лицо мамы с за­чесанными за уши волосами, надо показать на схеме, что уши начинаются на уровне глаз и кончаются на уровне кончика носа.

 Рис.29

 

В конце занятия целесообразно выставить детские работы на стенд и спросить: «Как вы думаете, дети, узнают ли ваши мамы себя на портретах? Как ты думаешь, Петя (Вася), твоя мама узнает себя? Почему? » Дети называют те или иные черты облика своей мамы, которые они отразили в рисунках. Надо выслушать всех детей, желающих рассказать о своих мамах. В заключение сказать, что каждый из них очень старался хоро­шо нарисовать портрет своей мамы. Все мамы на портретах по­лучились красивыми, потому что все дети любят своих мам. Все эти рисунки попадут на выставку, чтобы мамы полюбовались своими портретами.

 

 

ЗАНЯТИЕ 7

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КАКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА БЫВАЕТ У ЛЮДЕЙ»

Программные задачи.

Учить детей узнавать по изображенному сюжету на картин­ке, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуа­ции (радость, грусть, удивление, испуг, злость), подбирать ма­ленькие картинки с изображением лица мальчика или девоч­ки с соответствующим выражением и вставлять за прорезь на большой картинке.

Материал.

Крупные схемы лица человека с разным выражением: улы­бающимся, плачущим, грустным, удивленным, испуганным, злым; картинки с изображением разных ситуаций: мальчик убегает от собаки; девочка всплеснула руками, возле нее оскол­ки вазы; мальчик сидит на стуле у окна, за окном дождь, тучи и др. На картинках прорези на месте лица персонажей, за про­резью маленький конверт; маленькие картинки с изображени­ем лиц детей с разным выражением. Ход игры.

I вариант. Поместить перед детьми схемы лиц с разным вы­ражением, спросить, чем они отличаются друг от друга.

Выслушать ответы детей и подтвердить, что у каждого лица свое выражение. «Это лицо спокойное, это... (веселое), это... (плачущее), это... (удивленное), это... (злое)». Сказать, что ве­селого человека сразу узнают по улыбке, плачущего по слезам. Если сначала посмотреть на спокойное лицо, а потом на смею­щееся, то можно увидеть, что изменилось не только положе­ние губ, но и форма глаз. «У смеющегося человека глаза при­щурены. Нижние веки нарисованы прямыми, а не закруглен­ными. На удивленном лице глаза широко открыты, брови подняты и рот приоткрыт. А вот злое лицо. Какие на нем гла­за, брови, губы?» (Брови сдвинуты, нахмурены, глаза прищу­рены, нижняя губ выпячена.)

После рассматривания схем с лицами предложить детям поиграть в игру «Какое выражение лица бывает у людей». Перед каждым играющим положить по несколько малень­ких картинок. Объяснить правила игры: «Я буду вам пока­зывать картинки, на которых нарисованы мальчик или де­вочка. Вы должны посмотреть на картинку и сказать, что происходит с мальчиком или девочкой и что они чувствуют. Потом посмотреть на свои маленькие картинки и найти лицо с таким выражением, которое подходит к этой картинке. Кто найдет лицо с подходящим выражением, тот получает фиш­ку». Взять у детей все картинки, из которых одну вставить за прорезь.

Показывать картинки по одной. Если маленькие картинки будут выбраны некоторыми детьми неправильно, вернуть их обратно. Выигрывают те дети, у которых не останется малень­ких картинок после показа всех больших.

II вариант. Раздать детям по одной большой картинке и по несколько маленьких. Каждый играющий самостоятельно на­ходит лицо с нужным выражением и вставляет картинку в кар­машек за прорезью. В конце собрать все большие картинки. Оставить в кармашках правильно подобранные лица, вынуть картинки, вставленные ошибочно. Те, кто ошибся, считаются проигравшими.


ЗАНЯТИЕ 8


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 653; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!