Результаты оценки респондентами характеристик российской рекламы



в 19921995 гг., %

 

Характеристики 1992 г. 1995 г.
Высокопарна 6,1 5,2
Демократична 3,5 4,2
Примитивна 20,7 17,0
Профессиональна 1,4 4,0
Самодовольна 9,8 10,4
Скромна 2,0 2,5
Дружелюбна 5,2 5,8
Враждебна 1,2 1,5
Навязчива 24,2 20,7
Осторожна 0,3 2,7
Объективна 0,3 1,9
Субъективна 13,5 9,4
Полезна 5,2 5,6
Бесполезна 6,6 9,3

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на существующее и широко распространяемое представителями рекламного бизнеса мнение о значительном улучшении качества российской рекламы за последние несколько лет рекламистам и распространителям рекламы (прежде всего СМИ), по-видимому, все-таки не удалось существенно изменить эмоциональное отношение потребителей к рекламе в целом, а следовательно, повысить психологическую эффективность рекламных воздействий.

В целом за три года реклама стала, несомненно, технически более совершенной. Теперь она активнее, мощнее воздействует на потребителя, однако не перестает его раздражать, порой вызывает отвращение.

Потребителями реклама по-прежнему оценивается чаще всего как «примитивная» (17% против 20,7%), «навязчивая» (20,6% против 24%).

Очень редко она оценивается как «осторожная» (2,7% против 0,3%), «объективная» (1,9% против 0,3%), «профессиональная» (3,9% против 1,4%).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результаты исследования показывают, что интенсивное развитие российской рекламы как вида экономической деятельности за несколько последних лет осуществляется главным образом на техническом и технологическом уровне. Отношение российских потребителей к феномену рекламы на эмоциональном уровне остается неизменным.

Можно предположить, что рекламисты и СМИ не всегда учитывают психологическую структуру восприятия рекламы российскими потребителями и, прежде всего эмоциональную сферу. Они часто перенасыщают информационную среду повторяющейся однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание избежать ее воздействия, навязчивого проникновения в индивидуальное информационное пространство человека.

Профессионализм рекламистов и работников СМИ возрастает в основном за счет увеличивающихся финансовых возможностей, которые создают искаженное представление о незначительной роли психологических факторов в рекламе.

В настоящее время увеличивается число печатных изданий, публикующих рекламные сообщения, число телепередач, посвященных рекламе или передающих рекламную информацию, количество рекламных щитов на улицах российских городов и т.д. Однако рост количественных показателей совсем необязательно приводит к повышению психологической эффективности рекламы. Для решения проблемы необходимы комплексные исследования, которых сегодня крайне недостаточно, что должно способствовать изменению отношения рекламистов к психологии потребителя.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Сравнительный анализ результатов исследований восприятия рекламы российскими потребителями, проведенных в 1992 и 1995 гг., показал, что отношение респондентов к рекламе в целом практически не изменилось.

2. Чаще всего российская реклама оценивается как «примитивная» и «навязчивая», реже всего – как «осторожная», «объективная», «профессиональная».

3. По объективным данным, уровень профессионализма работников рекламы, а также СМИ за последние несколько лет значительно вырос. Однако исследования показывают, что это развитие осуществляется, прежде всего, в технологической сфере, но не в сфере психологических факторов.

К.В. Сельченок

 

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ТЕКСТА РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ[131][1]

 

Его необходимо проводить как в одиночестве, так и в присутствии коллег и просто знакомых, обладающих даром литературной критики. Более трех человек не могут адекватно взаимодействовать при анализе текста. При анализе уже готового текста все спонтанно проявляющиеся варианты замены и перестановки слов и фрагментов необходимо фиксировать и откладывать в сторону без придирчивого рассмотрения, так как они могут оказаться полезными в дальнейшем (как при доработке исследуемого текста, так и в составлении текстов будущих рекламных сообщений). Фактически, исследование готового текста тождественно (в психологическом плане) «мозговому штурму», а потому этапы порождения и критики важно разделить.

Для большей результативности можно использовать метод смены восприятий, которые зависят от положения транзитной Луны в Знаках Зодиака. Минимальное количество проверок – две с промежутком в трое суток: при этом Луна переходит в соседний Знак, в связи с чем восприятие заметно изменяется даже для неопытного наблюдателя. Лучшим же вариантом является исследование текста четырехкратное, т.е. через призму всех четырех стихий, каждая из которых приводит к наведению особого перцепторного стиля. В продолжение 10 дней Луна поочередно сменяет четыре знака, каждый из которых принадлежит отдельной стихии (огонь, земля, воздух, вода). Так мнения и суждения станут более широкими и разнообразными, что позволит сориентироваться на четыре бытующих в обществе стиля восприятия. Для определения ритма движения Луны достаточно воспользоваться астрологическим календарем. Никогда нельзя забывать, что в конкретный момент времени восприятие одностороннее и ограничено влияниями светил. Обращаясь к материалу в разное время, Вы достигаете достаточной глубины анализа.

 

Клиент

 

а). Как учтены его психосоциальные особенности в тексте?

б). Актуально ли предложение для предполагаемого адресата?

в). Не фиксируется ли внимание на негативном положении клиента?

г). Нет ли в сообщении излишнего умничания?

д). Сделан ли мягкий комплимент потребителю?

е). Каковы возможные ассоциации клиента в связи с разными отделами текста?

ж). Предусматривается ли доверительный диалог или отдается приказ?

з). Даются ли ответы на теоретически возможные спонтанные вопросы?

и). Что нужно запомнить потребителю и сможет ли он это сделать?

к). Эффективно ли клиент направляется к действию и насколько ясно описана сама траектория его движения к товару? Найдет ли он то, что ищет, используя лишь наши указания?

 

Стилистика

 

а). Достигнут ли в тексте композиционный и ритмический баланс?

б). Не тяжело ли просто прочитывать текст? Не труден ли он для слуха?

в). Достаточно ли в сообщении фактов и ясно ли они расцвечены?

г). Нельзя ли заменить отвлеченные понятия на чувственно воспринимаемые?

д). Нельзя ли заменить вопросы и отрицания на императивы и утверждения?

е). Не слишком ли силен наставительный и директивный моменты?

ж). Привлекается ли внимание обращением-девизом?

з). Насколько текст в общем образен и ассоциативно богат?

и). Достаточно ли смелости и оригинальности в тексте? Не стоит ли добавить что-либо эксцентричное и будоражащее воображение?

к). Нет ли излишеств в стремлении сделать текст оригинальным и ярким?

л). Вызывает ли сообщение воодушевление и энтузиазм у потребителя?

м). Постараться переключить внимание с товара на получаемую от него пользу.

н). Вызывает ли сообщение любопытство и интерес у тех, кому товар безразличен?

 

Акценты

 

а). Четок и ясен ли девиз в тексте и связан ли он с текстом в целом?

б). Достаточно ли четко показана сама фирма, акцентированы ли ее преимущества перед другими, вообще привлекателен ли ее текстовой образ?

в). Насколько ярко акцентирован сам товар, выгода от него и путь движения к товару?

г). Понятны ли главные коммерческие аргументы, сможет ли потребитель понять, что именно в товаре ценно для него самого, выделит ли он главное в тексте?

д). Нет ли излишних повторений?

е). Насколько заголовок соответствует рекламному тексту? Нет ли рассогласований и противоречий? Не стоит ли заголовок совершенно особняком?

ж). Не мешают ли отдельные акценты (товар, фирма, выгода) друг другу?

 

Ловушки

 

а). Насколько текст уязвим для недоброжелательной критики?

б). Тесно ли увязаны сообщение и образ (нет ли рассогласования между содержанием текста и фактурой изображения и звука)?

в). Нет ли в тексте двусмысленностей и неясностей?

г). Насколько благозвучен текст? Не вызывает ли он негативных звуковых ассоциаций?

д). Нет ли столкновения с конкурентами? Позитивно ли сообщение?

е). Достаточно ли текст правдив и благопристоен? Не отпугнет ли резкость и прямота выражений чувствительного, респектабельного потребителя?

ж). Возможно ли изобрести иронические и пародийные аналогии тексту?

 

Кристаллизация текста

 

а). Не велик ли текст по объему? Нельзя ли сократить фразы и разделы?

б). Возможна ли замена синонимов и освобождение от калькированных слов?

в). Нет ли лишних прилагательных и междометий? Нельзя ли сократить глаголы и достичь стилистического акцентирования высказываний?

г). Четкими ли ожидаются ассоциативные образы, вызываемые разделами текста и отдельными фразами? Нельзя ли способствовать их большей кристаллизации и выделению из ряда сходных?

д). Насколько текст привлекателен художественно? Не превратится ли он в бытовое объявление?

е). Четко ли сказано потребителю о том, что и как ему следует делать? Сможет ли он реально запомнить сообщение о порядке действий? Не стоит ли усилить императивное программирование порядка необходимых действий?

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!