ПРИНЦИП СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ



 

Этот принцип мифодизайна выявляется из рассмотрения двух аспектов.

 

Параллельная коммуникация с сознанием и подсознанием

 

Эксперименты психологов подтвердили, что только процентов двадцать коммуникативной силы сообщения зависят от его смысла. Восемьдесят процентов[63][46] приходятся на звуковые, визуальные, кинестатические характеристики сообщения, которые сознательно не воспринимаются потребителем. Воздействия в мифодизайне проектируются по двум направлениям: на сознательное и подсознательное восприятие потребителем. На подсознательное восприятие рассчитаны интонации, жесты, мимика, характеристики канала связи, формальные характеристики сообщения, образы, смутные ассоциации и т.д. В каждой точке коммуникативно-предметного поля существуют две интенции: на сознание и на подсознание. Ориентированная на сознание часть сообщения является своего рода Алиби в восприятии потребителем его подсознательной части.

Это положение было имплицитно сформулировано для дизайна Е. Лазаревым еще в 1982 г. Изучая систему дизайн-факторов в структуре модели целостного структурированного объекта, он показал связь социально-психологических средств воздействия с (объектами дизайнерского проектирования: подражание реализуется через мир предметных атрибутов моды, заразительность – через дизайн-рекламы, убеждение – через предметные реквизиты, предметно-пространственную среду ритуального поведения.

В 1986 г. Л. Колпащиков, касаясь вопросов дизайн-проектирования, писал:

 

«...в вопросах поведения мы не всегда должны апеллировать к сознанию. Это было бы слишком избыточной нагрузкой на сознание».

 

Находясь в дисциплинирующей матрице марксизма-ленинизма, дизайн не имел возможности практически развить это положение.

Задачи одновременного удовлетворения требований общества, назначения организации и личностного удовлетворения потребителя могут быть решены только «разделением» коммуникации на два потока: коммуникация с сознанием и подсознанием.

Второй аспект принципа субъективизации иррациональным потребителем отражает собой феноменологическое видение потребителем его экологического мира.

 

Субъективная реальность и эквиреальность информационных сред

 

Ранее, касаясь экологического подхода к зрительному восприятию Дж. Гибсона, развив его в когнитивном аспекте формирования картин мира потребителя, мы показали технико-технологическую основу проектирования в мифодизайне. Этой основой служат информационные среды, которые взаимопроникают друг в друга в восприятии их как реальностей из картины мира потребителя.

Взаимопроникающие информационные среды составляют первую реальность экологического мира потребителя. Количество физических пространственных измерений объекта дизайна в информационной среде проектного видения дизайнера, может не совпадать с его образом, его видением в реальностях потребителя. С точки зрения дизайнера этот феномен еще недавно назывался «иллюзией». Понятие «иллюзия» тормозило осмысление проектного перехода «информационная среда – реальность потребителя». Например, двумерный объект графического дизайна в реальности потребителя может оказаться объемным, динамическим архетипом чудовища, концептом мощности, силы и вызвать воздействие на потребителя именно в его реальности Эго или образов памяти и представления[64][47].

Проектно-методологическое разграничение «равноправных» информационных сред как пространства видения проектировщика и реальностей потребителя является отличительной чертой мифодизайна.

Манипулируя сообщениями в различных информационных средах, современный художник-концептуалист добивается возникновения произведения искусства в реальности образов памяти и представления потребителя:

 

«Инсталляции Кабакова обычно рассчитаны на несколько уровней восприятия и не пропускают высокомерную точку зрения «просто зрителя». Походив ошеломленно меж кастрюль и тазов, зритель постепенно превращается в слушателя[65][48]. Художник и музыкант создали синтетическое произведение искусства, аналогию которому можно найти в “виртуальной реальности” компьютерной игры». (Е. Деготь)

 

В реальности образов памяти и представления могут формироваться и классические произведения искусства, которых не существует в информационных средах проектировщика:

 

«В обнаруженных таким образом произведений видны только в инфракрасном свете. Тем не менее публика получит возможность познакомиться с амстердамскими открытиями» (Н. Сиповская)

 

Связность КПП, обеспечивающая циркуляцию коммуникативного разума, описывается следующим принципом.

 

Выводы

1. Задачи одновременного удовлетворения требований общества, назначения заказывающей КПП организации и личностного удовлетворения потребителей через КПП могут быть решены только разделением коммуникации на два потока: коммуникация с сознанием и подсознанием.

2. Технико-технологической основой проектирования в мифодизайне служат информационные среды.

3. Продукты проектирования в мифодизайне располагаются в субъективных реальностях потребителя.

 

Принцип алиби для сознания. Кристаллическая матрица доверия

 

Принцип алиби для сознания связан со структурой рекламного сообщения. Применительно к рекламному изображению, понятие его структуры разработано и введено Р. Бартом. Изображение расслаивается на три структурных составляющих:

· текст (звуковой и кодовый),

· денотативная составляющая (буквальное изображение),

· коннотативная составляющая (подразумеваемые и выделяемые потребителем смыслы изображения).

Каждая составляющая интерпретируется потребителем и несет информацию. Денотативная составляющая изображения воплощает в себе природность, естественность для потребителя и служит как бы алиби, маскировкой интенции коннотативной составляющей его. Текстовая составляющая чаще всего запускает механизм интерпретации в нужном направлении. В свое время мы установили, что плохое алиби снижает коммуникативное качество сообщения. Целям усиления алиби способствует раздельное проектирование воздействия на слух, зрение и ощущение тела (кинестетические ощущения). В. Викентьев советует при потере доверия к зрительному сообщению перейти к аудиальному сообщению. Потребитель, увлеченный восприятием смысла сообщения по слуховому каналу, например, не обращает сознательное внимание на воздействие через зрение или кинестетические ощущения[66][49].

Парадоксальный вывод: смысл сообщения может выступать только в роли алиби для воздействия на потребителя. Современная реклама имеет тенденцию создавать коммуникативно-предметное поле с ослабленной интенцией на сознание потребителя.

Постмодернистская «симуляция» в рекламе может служить всего лишь формой для таких сообщений, т.е. мифодизайнер может создавать рекламные сообщения на фундаменте неопрагматики, таким образом соразмеряя их с критиками и потребителями, что те будут отмечать постмодернистский их характер.

В настоящем исследовании мы уточняем: алиби для сознания – это особое ментальное состояние потребителя при включенности его в виде морфологической составляющей в КПП, выражающееся в склонности к принятию коммуникации и отсутствию отторжения ее. Зависит от предвосприятия, восприятия, памяти и когнитивной переработки потребителем сообщения КПП. Принцип алиби для сознания является результирующим модельным прогнозом доверия потребителя, описывающим и задающим многосоставные условия существования, циркулирования коммуникативного разума в КПП. Мы рассматриваем условие коммуникации как при коммуникации с коммутатором, так и с материально-вещным окружением, причем массовая коммуникация является у нас, в пределе, частным случаем коммуникации, что вытекает из вариативности объединенных информационных сред, переходящих в реальность для потребителей.

Совокупное условие связности такой коммуникации в значимой проектной точке КПП задается «Кристаллической матрицей доверия». Кристаллическая матрица доверия состоит из специфически организованных «элементов доверия».

Понятие элемент доверия означает аспект прогноза, полученный в результате выполнения некоей процедуры прогнозирования. Мы наполняем этот термин смыслом высокой вероятности в совершении прогноза, способностью претворения в реальность. Прогноз получен в совокупности рациональных проектных процедур и интуитивно-творческого процесса, который совершает проектировщик, обладающий духовным инструментом прозрачности.

Элементы доверия описывают субъективизированные составляющие реальности потребителя в его включенности в коммуникативно-предметное поле. Элемент доверия представляет собой функцию трех независимых переменных. Каждая такая переменная показывает составляющую процесса интерпретации потребителем сообщения КПП[67][50].

Эта переменная аналитически расчленяется в свою очередь на три последующие переменные, которые задают ее. Каждая из последующих переменных, в свою очередь аналитически расчленяется на три независимых задающих ее переменных и т.д.[68][51]

Кристаллическая матрица доверия является «специфически объективированным носителем свойств, типов, форм, объектов и явлений, при определенных процедурах воспроизводящим эти формы и явления» (Ю. Грабовенко). Визуально это можно представить следующим образом: результирующий, сводный элемент матрицы доверия располагается как бы в центре воображаемой окружности. От него расходятся три луча – составляющие его переменные. Каждый такой луч на следующем радиусе расходится тремя лучами, каждый из которых на более дальнем радиусе расходится тоже тремя лучами и т.д. На первом радиусе элементов три, на втором уже девять, на третьем – двадцать семь и т.д. (рис.7). Как можно понять из такой модели, на первом радиусе связность коммуникации в выбранной нами точке грубо задается тремя составляющими – переменными, отражающими субъективные процессы интерпретации сообщения, на втором радиусе детализации – уже девятью, а на третьем – двадцатью семью. С каждым новым радиусом количество элементов доверия возрастает в три раза. В результате получается ветвящаяся, открытая для дальнейших детализаций гибкая матрица коммуникации, состоящая из совокупности взаимосвязанных элементов доверия – функций трех переменных. Аналитически расчленяя каждое единичное сообщение на устраивающее нас количество составляющих алиби для сознания потребителя, мы получаем возможность прогноза – анализа связности КПП. В данной работе, основываясь на идее Ю. Грабовенко об образном матричном проектировании, мы представили нашу кристаллическую матрицу доверия в виде, удобном для осуществления визуального проектирования алиби для сознания в среде виртуальной реальности[69][52]. Каждый элемент доверия представлен в виде трехмерной системы координат, где по каждой из осей отложена одна переменная. Эта трехмерная система координат задает локальное пространство проектирования, каждая точка которого, соответственно, определяется разным сочетанием трех переменных (рис.7А)[70][53].

Выбирая точку и перемещая ее внутри пространства, ограниченного тремя осями этих трех переменных, проектировщик получает разные их сочетания, что, в конечном итоге отражается на алиби для сознания потребителя.

Мы подразумеваем, что выбранное проектировщиком сочетание трех переменных элемента доверия определяет его и он становится нерасчлененной образной составляющей, переменной элемента доверия более иерархически старшего уровня. Если программное обеспечение образного моделирования в среде виртуальной реальности позволяет выстраивать виртуальные образы с разными «оттенками» их проявления в зависимости от сочетаний составляющих их переменных, то мы получаем не только процедуру анализа и синтеза алиби для сознания, но и эффективное средство обучения построению связных КПП в виде игры моделирования алиби для сознания/доверия.

Естественно[71][54] потребитель не склонен расчленять свое ментальное состояние доверия или недоверия на составляющие, которые его и определяют. Алиби для сознания – это структурно-функциональное видение доверия как образно-нерасчлененного ментального состояния потребителя. Переход от алиби для сознания к доверию является проектным переходом мифодизайна. Кристаллическая матрица доверия определяет четвертый шаг в проектировании связного КПП.

 

 

Рис.7. Алиби для сознания/доверие проектируется в четыре основных шага (на основе 27, 28).

 

Первый шаг – диахронный – связывает поле сознания потребителя со всеми фрагментами сообщений в пространстве и времени (рис. 7-1).

Второй шаг – синхронный – связывает фрагменты КПП в кратковременной памяти и текущем восприятии потребителя (рис. 7-2), именно на этом шаге определяется субъективизированное КК2.

Третий шаг – информационно-постановочный – связывает воздействие на слух, зрение, ощущения с наличием сообщения в информационных средах проектировщика (рис. 7-3).

 

 

Рис. 7А. Кристаллическая матрица доверия раскрывает аналитически сложный характер нерасчлененного для потребителя состояния доверия. Связь между элементами сопряженных уровней носит гибкий характер (28).

 

Для описания кристаллической матрицы доверия четвертого шага проектирования алиби для сознания мы вывели и описали 21 элемент доверия. Их количество определяется нашим уровнем детализации темы: 1. дельта коммуникативной силы; 2. уверенность в реальности; 3. естественность действия; 4. этичность; 5. рационально-логичность; 6. эмоционально-образность; 7. непротиворечивость; 8. расстояние до поверхности объекта сообщения либо до поверхности эквиреальности сообщения; 9. количество разделяющих потребителя и объект восприятия поверхностей субъективно выявляемых реальностей (поверхностей эквиреальности); 10, природность; 11. сплошность; 12. непринужденность; 13. традиционная (социальная) приемлемость сообщения; 14. ощущаемая истинность смыслового источника; 15. правдивость смыслового источника; 16. логика языка сообщения; 17. логика содержания; 18. ощущаемая близость ментальной позиции потребителя к позиции источника сообщения; 19. эстетичность; 20. трансосообразность; 21. мифосообразность.

Опишем подробнее эти элементы доверия разных иерархических уровней кристаллической матрицы доверия (рис.7 А).

Алиби для сознания, переменные (П): дельта коммуникативной силы, уверенность в реальности, естественность действия.

1. Дельта коммуникативной силы. Элемент доверия описывает, насколько потребитель ощущает, что:

А. сообщение активизирует «Я – объекта», отодвигает его от «Я – субъекта» (Дж. Г. Мид), т.е. насколько потребителю навязывают сообщением какую-то роль: дурака, бедняка, настоящего мужчины и т.п.

Когда «Я – объекта» совпадает с «Я – субъекта», потребитель не ощущает манипулирования, чувствует задушевность сообщения, обаяние вещи – в аспекте психологии;

Б. насколько материальный артефакт представляется в сообщении техническим для потребителя – в аспекте антропологии техники;

В. насколько различаются КК1 и КК2 – в аспекте КК.

П: этичность, рационально-логичность, эмоционально-образность.

2. Уверенность в реальности. Этот элемент доверия вытекает из соотношения градиента опасности[72][55](Дж. Гибсон) и градиента грез: чем ближе объект восприятия, тем значимее в своей реальности.

П: непротиворечивость, расстояние до поверхности объекта либо поверхности эквиреальности сообщения, количество разделяющих потребителя и объект восприятия поверхностей субъективно выявляемых реальностей (КППЭ)[73][56].

Расстояние– величина, обратная ощущаемому потребителем расстоянию до последней перед сообщением границы эквиреальности.

Непротиворечивость– ощущаемая потребителем неразрывность границ и поверхностей эквиреальности в каждой из реальностей или привычное количество их нарушений.

В результате рассмотрения этого элемента доверия становится возможным выявление двух практических приемов мифодизайна:

а) прием уменьшения значимой реальности при удалении объекта восприятия от наблюдателя[74][57];

б) прием снижения реальности при последовательном проникновении через поверхности эквиреальности, удаляясь от Первой реальности экологического мира потребителя. Здесь нужно иметь в виду, что одновременно со снижением реальности происходит увеличение ирреальности воспринимаемого. Мы обнаружили образную иллюстрацию этого приема у древнего неизвестного гравера XVI в. Эти приемы наводят на мысль о существовании инвариантов реальности в терминологии экологического подхода к зрительному восприятию(Дж. Гибсон).

Нами констатируется, что внезапные изменения переменных элемента доверия «уверенность в реальности», вызывает сильное кратковременное состояние транса у потребителя, что широко используется в видеорекламе.

Вообще, любые внезапные изменения параметров элементов доверия в сообщении вызывают трансы разной глубины у потребителей.

3. Естественность действия. Элемент доверия характеризует сам объект восприятия в его репрезентации.

П: природность, сплошность, непринужденность.

Природность– ощущаемое отсутствие неадекватных чужих сценирующих сознаний в сообщении, помимо сознания транслятора.

Сплошность– отсутствие разрывов сообщения, когда возникают границы (П. Пави).

Непринужденность– субъективно оцениваемое потребителем мастерство сценирующего сознания транслятора сообщения (там же).

Далее мы приводим описание элементов доверия следующего иерархического уровня.

4. Этичность. Этот элемент доверия учитывает несовпадение в русском менталитете традиционной приемлемости, истины и правды (В. Знаков).

П: традиционная (социальная) приемлемость, ощущаемая истинность смыслового источника, правдивость смыслового источника (рис. 7А).

Правдивость смыслового источника– отражает понимание потребителем, насколько смысловой источник[75][58] руководствовался соображениями справедливости (нравственная правда), хотел достигнуть своей цели (инструментальная правда) и насколько смысловой источник проектировал заранее характер воздействия его сообщения на потребителя (рефлексивная правда) (там же).

Истинность смыслового источника– насколько потребитель ощущает для себя, оценивает согласованность информации с его истинным знанием внутри него (там же).

Рационально-логичность.

П: логика языка сообщения, логика содержания, ощущаемая близость ментальной позиции потребителя к ментальной позиции источника сообщения (как установлено в «ассимиляционно-контрастной теории коммуникации» (К. Ховланд, М. Шериф) ощущаемая близость позиции сказывается на принятии аргументации сообщения). Согласно Р. Бендлеру и Дж. Гриндеру внутренняя логика языка может заменять логику сообщения. А. Соломоник указывает на функцию языка по созданию иллюзий.

6. Эмоционально-образность. В этом элементе объединяются аспекты нормативной эстетики (эстетичность), эмоций, в том числе и низших (трансосообразность) и когнитивные эмоционально-образные аспекты (мифосообразность). Одного эмоционального состояния потребителя можно достичь разным сочетанием переменных.

П: эстетичность, мифосообразность, трансосообразность.

На интегративность эмоций и нормативной эстетики в урбо-дизайне указывает В. Вандорин (В. Бандорин). У П. Пави отмечается отсутствие научной теории эмоций, которая позволила бы различать различные уровни восприятия в зависимости от эффективности, процесса мышления, идеологического признания (П. Пави). У нас эффективность – это мифосообразность.

 

«Через восприятие персонажей и фабулы зритель принимает мифы и верования своей обыденной идеологии. Идентифицировать себя – значит поддаться мнимой “очевидности той или иной идеологии”».

 

Выводы

1. Обеспечение циркуляции коммуникативного разума в КПП является необходимым условием его существования. Достаточным условием является определяемая назначением КПП целерациональная модель мифодизайнера.

2. Интегральной характеристикой, описывающей это необходимое условие (п.1 выводов) является «алиби для сознания», задаваемое проектированием в четыре шага, которые относятся к классу иерархических моделей матрицирования в дизайне.

3. Нарушения циркуляции коммуникативного разума могут в разной степени осознаваться потребителем. Осознаваемые нарушения описываются им как нарушения доверия к сообщению, менее осознаваемые приводят к возникновению смутного ощущения «что-то тут не так», еще менее осознаваемые – к раздражению и другим негативным эмоциям. Глубинные нарушения циркуляции коммуникативного разума могут приводить к снижению безопасности.

4. Человек на глубоком уровне склонен верить визуальной информации, особенно если это подтверждается сообщениями – физическими контактами в Аналоговой природной информационной среде. Это связано с наличием информационных структурных составляющих в объемлющем оптическом строе – инвариантов. Нарушение инвариантов, возможное на современном технологическом уровне компьютерной обработки изображений может не осознаваться потребителем, но оказывать воздействие на его эмоционально-психическое состояние.

5. Резкое изменение параметров элементов доверия вызывает состояние транса разной глубины у потребителя.

6. При приближении объекта восприятия актуализируется его значимая реальность, градиент опасности и потребитель склонен находиться в реальности Эго и связанной с ней Первой реальностью экологического мира. При удалении объекта восприятия актуализируется градиент грез и потребитель склонен находиться в реальности образов памяти и представлений.

7. Раздельное проектирование воздействий на слух, зрение и ощущения усиливает алиби для сознания.

8. Смысл сообщения может выступать только в роли алиби для сознания при воздействии сообщения на потребителя.

9. Современная реклама имеет тенденцию создавать КПП с ослабленной интенцией на сознание потребителя, форма таких сообщений может соответствовать постмодернистской «симуляции» в рекламе.

А. Ульяновский

 

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ

И ПРИНЦИПЫ МИФОДИЗАЙНА[76][1]

(окончание)

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!