МАРКЕТИНГ. КРИТИКА ГИГАНТА В ИНТЕРЕСАХ КОММУНИКАЦИИ



 

Согласно определению Американской ассоциации маркетинга (АМА) 1985 г.,

 

«маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».

 

По этому определению маркетинга можно сформулировать важные для хода рассуждений мысли:

1. Идеи, товары и услуги в маркетинге являются настолько различными понятиями, что это вынесено в основное определение.

2. Процесс маркетинга завершает обмен того, что предлагает одна сторона, на то, что взамен предлагает другая сторона.

3. Ясно, что обменяться можно обособленными объектами.

4. Маркетинг удовлетворяет цели отдельных лиц и организаций.

Рассмотрим другие широкие и интегрированные определения маркетинга, например:

 

«Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена». (Там же)

 

К четырем пунктам можно добавить еще два:

5. Спрос удовлетворяется через обмен.

6. Маркетинг вводит организации, людей и территории в сферу своего рассмотрения.

Основу современного маркетинга составляет ориентация на потребности людей.

Мы хотим доказать необходимость коррекции принципов маркетинга для рыночного, потребительского общества, пронизанного информационными связями и коммуникацией, с одной стороны, и для поддержания экологии культурной и природной среды, с другой. Для этого нам необходимо коснуться такого вопроса, как формирование любой научной дисциплины.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Сначала появляется научная работа, которая формулирует отличия предмета, методологии и принципов новой дисциплины от других или уже существующей материнской дисциплины. Основная научная работа формулирует так называемую парадигму научной дисциплины.

Важно, что часто новая дисциплина оказывается основанной на системе ключевых понятий материнской дисциплины, так как осознает себя в ее проблематике. Парадигма научной дисциплины несет на себе отпечаток мышления и языка ее создателей, основывается на некоторых допущениях и общепринятых положениях. Сначала эти допущения не препятствуют развитию дисциплины, но впоследствии из-за расширения сферы ее деятельности или изменения объекта могут все менее адекватно его описывать. Дисциплина теряет адекватность.

 

БАЗОВЫЕ МЕТАФОРЫ ПАРАДИГМЫ МАРКЕТИНГА

 

Маркетинг, как это следует из названия, возникал на основе экономических дисциплин. В самую основу маркетинга легли базовые метафоры[19][2] экономики. Это: «продукт», «обмен», «потребность».

Обособленный от среды продукт обменивается с целью удовлетворения потребности. В момент становления маркетинга еще не произошел тот качественный скачок в технологиях СМК, который имеет место быть сейчас.

Информационные технологии перешли на принципиально другой уровень, средства массовой коммуникации все более интенсивно воздействуют на потребителей – базовые метафоры маркетинга неизменны.

Логично, что наибольшая неадекватность маркетинга проявляется в точках его соприкосновения с коммуникацией. Необходимость одновременно придерживаться парадигмы экономики («продукт», «обмен») и учитывать психические процессы потребителей, психологика потребителей выразились в конфликте маркетинга с подчиненной дисциплиной – рекламой. Реклама – коммуникационная технология – структурируется маркетингом на основе базовых метафор экономики.

Это совершенно закономерно вылилось в недоверие экономистов к рекламе, в недооценке возможностей создания единой теории рекламы[20][3] и в ставке на постоянный контроль и обратные связи в процессе воздействия на потребителей.

Чем больший упор в обществе будет делаться на информационные технологии и СМК, тем более неустойчивым будет становиться маркетинг.

Мы назвали этот процесс возрастанием «неуверенности» маркетинга, выражающейся во все большем акценте на тестирование и обратные связи в процессе продвижения продукции.

В результате подобной критики маркетинга создались предпосылки для серии дерзких атак на него:

М.: Идеи, товары, услуги являются различными понятиями.

Атака 1: Информация о товарах, идеях и услугах задействует одни и те же механизмы восприятия, когнитивной переработки и выработки установки у потребителей.

М.: Процесс маркетинга завершает обмен того, что предлагает одна сторона на то, что взамен предлагает другая сторона.

Атака 2: При коммуникации обмен ничего не завершает и не начинает, это одно из проявления некоего поля взаимодействия потребителя, организации, общества.

М.: Ясно, что обменяться можно только дискретными, обособленными продуктами.

Атака 3: Дискретного обмена как такового нет. Передача материального продукта, не говоря уже об услугах и интеллектуальных «продуктах», – это всего лишь небольшой шаг в поле взаимодействия. Продукт – это сложная система понятий, стереотипов, установок, моделей поведения, сознаваемых и неосознаваемых ожиданий в голове потребителя.

М.: Маркетинг удовлетворяет цели отдельных лиц и организаций.

Атака 4: Взаимодействие потребителя с продуктом не всегда преследует сознательно формулируемую им цель. Неосознаваемые цели не совсем корректно называть целями потребителя. Во взаимодействии постоянно и косвенно участвует со своими целями и ценностями общество, которое заинтересовано в поддержании определенной системы ценностей у своих членов, самосохранении и воспроизводстве. Это подчеркивает и социолог Т. Парсонс в теории социального действия[21][4]. М. Вебер назвал такие действия ценностноориентированными.

М.: Спрос удовлетворяется через обмен.

Атака 5: Спрос удовлетворяется в тот момент, когда потребитель почувствовал удовлетворение. Это не в полной мере зависит от обмена.

М.: Расширенное толкование маркетинга вводит организации, людей и территории в сферу его описания.

Атака 6: Чем более задействуются информационные потоки в процессе товарного обмена и чем более укрупняется и расширяется понятие «продукт», тем большее число допущений необходимо вводить для поддержания адекватности маркетинга.

Некоторые понятия, заимствованные из теории управления, тоже маскируют проблемы маркетинга в области коммуникации. Понятие обратная связь в методологических схемах, позволяет ошибки подходов приписывать необходимости методологически узаконенных корректировок.

Шум в канале связи оправдывает все неожиданные, непрогнозируемые нарушения при коммуникации.

Качество продукта в маркетинге не зависит от внешнего по отношению к «продукту шума». Есть ли возможность включить вероятность возникновения шума в некое отличное от традиционного понятия качества таким образом, чтобы все последующие шумы вплоть до потребителя были связаны с качеством. В нашей работе обосновывается правомерность такой постановки вопроса.

Для создания устойчивой модели маркетинга, оперирующего рекламой в среде ММ, необходимо скорректировать следующие его разделы:

1. Планирование продукции, критерии качества.

2. Продвижение продукции, частично – ценообразование.

3. Стратегические критерии деятельности с учетом экологии природы и культуры.

 

МИФОДИЗАЙН

 

Мифодизайн является маркетингом на основе парадигмы поля, синтезированным с современным человеко-сообразным дизайном.

Концепция мифодизайна – это структурированная видением потребителя функциональная философия, фирмы, организации или человека, соблюдающих функциональные требования заключающих их в себе систем на эстетической основе видения проектировщика.

Сравните: концепция маркетинга – это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия фирмы, организации или человека.

Мы формулируем определение мифодизайна на основе его концепции. Парадигму поля мифодизайна можно описать следующим образом:

1. Так называемые «законы природы» сложны и нелинейны, их описания зависят от наблюдателя. Практика не в полной мере является критерием истины.

2. Присущие объекту характеристики играют меньшее значение, чем отношения между элементами, как формообразующими условиями.

3. Некоторые закономерности можно применять, но невозможно описать. Это своеобразные «черные ящики» Природы. Опираться в проектировании на такие закономерности можно только на основе вероятностных подходов.

4. Истина многозначна. Следствие: одни и те же функциональные требования могут быть одинаково хорошо удовлетворены разным сочетанием подчиненных аспектов.

5. Субъекты и объекты обмена включены в сложную совокупность актов взаимовлияния и взаимодействия. На эту совокупность непосредственно влияет своими функциональными требованиями заключающая их в себе система, а также среда. Следствие: более адекватным, чем парадигма взаимодействия обособленных объектов является описание в терминах поля.

6. Проектирование в постмаркетинге ведется как бы изнутри мозга потребителя, на основе его видения, его психических процессов и психологики и ими определяется, но следует назначению заказчика взаимодействия. Это «на шаг глубже» в мозг потребителя, чем учет его потребностей в маркетинге.

Следствие: многое зависит от специальным образом подготовленного проектировщика, который мог бы понимать и уметь сочетать назначение коммуникации для заказчика с видением потребителя и требованиями иерархически старшей системы и среды. Художественные модели проектировщики должны удовлетворять дополнительным по сравнению с художественными моделями системного дизайна требованиям.

Мифодизайн – это предвидение, управление и удовлетворение потребностей потребителей посредством коммуникации.

Концепция мифодизайна создается для адекватного описания рекламы в потребительском обществе с интенсивными информационными потоками, передающимися СМК. Контекстом является нарастающее предощущение экологического кризиса природы и культуры. Этой тенденции противостоит современный человекосообразный дизайн. Его виды: дизайн-программирование является предшественником мифодизайна. Результатом внутреннего развития дизайна в традиционной дисциплинирующей матрице явился ровесник мифодизайна – мегадизайн.

Абсолютной противоположностью мифодизайна в его сущности является антитотальный, созерцательный, медитативный вид дизайна, центрированный не на свободе потребления, а на свободе проектирования и самовыражения – итальянский мета-дизайн. Все эти виды дизайна объединяет их базирование на фундаментальных принципах дизайна.

Фундаментальные принципы дизайна являют его гибкой проектной дисциплиной. Природный принцип естественности дизайна, организационный принцип синергетичности предопределяют трансформацию его при смене социо-экономических условий. Природный принцип взаимосоответствия является уникальным для проектных деятельностей оператором, регулирующим «проницаемость» социокультурной мембраны для взора ученого. Природный принцип взаимосоответствия запускает программу критического пересмотра парадигмы на предмет соответствия объекту проектирования при качественном изменении понимания субъект-объектных отношений. Вследствие этого итоговый принцип антропономности выявляет имплицитно присутствующие в нем аспекты понимания человека как «меры всех вещей: существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют»[22][5]. Образно выражаясь, некоторым поколениям ученых в области дизайна суждено по-своему, может быть неожиданно для них самих, прочитать смысл принципа антропономности, и это предопределено принципами синергетичности и естественности, а управляется принципом взаимосоответствия.

Материал 1 главы настоящего исследования позволяет нам составить систему принципов мифодизайна.

Первым принципом мифодизайна – порождаемым оператором проницаемости социокультурной мембраны – мы определим понимание объекта проектирования.

Вторым принципом– на основании социокультурного принципа разумности дизайна – определяется социальная мудрость устроения объекта в современных условиях.

Третьим принципом– на основании социокультурного принципа актуальности – определяется рациональность предложения и использования продуктов.

Четвертый принцип определит ориентацию метода мифодизайна на видение потребителем качества объекта как на его меру, а пятый– уточнит меру объекта проектировщиком.

Шестой принцип мифодизайна – на основании социокультурного принципа адекватности – выявит внимание проектировщика к субъективно определяемой потребителем адекватности объекта.

Седьмой принцип– порожденный оператором проницаемости социокультурной мембраны[23][6]– выявит включенность субъекта проектирования в его объект.

Восьмой принцип– порожденный природным принципом сохранения – определяет интерес мифодизайна к риторике как экономящей ресурсы при достижении большего результата меньшими средствами.

Девятый принцип– мера и гармония объекта с точки зрения потребителя и проектировщика – определяет его эстетику.

В именовании полученных принципов мифодизайна мы придерживаемся наших публикаций.

Принципы мифодизайна:

1. Коммуникативно-предметного поля (КПП) (синхронной и диахронной связности поля, пространственно-временной отграниченности, интенции, эргономики).

2. Социальной, групповой и личной прагматичности.

3. Назначения и времени.

4. Структуры коммуникативного качества (КК).

5. Субъективизации иррациональным потребителем[24][7].

6. Алиби для сознания (кристаллическая матрица доверия).

7. Креативности и прозрачности проектировщика.

8. Обусловленной риторики.

9. Эстетики поля.

Принцип (П.) 1 является основным и определяет понимание объекта проектирования, а совместно с П.5 определяет укорененность мифодизайна на парадигме поля. П.1, 4, 5, 6, 8 определяют требования к составляющим КПП. П.3, 4 задают вектор целедостижения, управляемый коммуникативным разумом. П.3, 6 определяют условия связности КПП через циркуляцию коммуникативного разума. П.2 определяет характер связи мира системы и жизненного мира потребителя, а П.9 – является эстетически-аксиологическим. Схема соотношения принципов мифодизайна и дизайна показана на рис.1.

При рассмотрении организационного фундаментального принципа инновационности[25][8] в главе 1 нами было отмечено усложнение этого принципа при прогностическом переходе через социокультурную мембрану.

В контексте постмодернистского видения мира новое уже не является столь желанным для проектировщика общественно-экономических коммуникаций. L. Huth отмечает тенденцию возрастания самоотсылок рекламных сообщений[26][9]. Это позволило нам констатировать необходимость рассмотрения новизны как минимум в двух аспектах: новое с точки зрения потребителя и с точки зрения проектировщика.

Как известно, эстетика прагматизма[27][10], легла в основу западного модернизма[28][11], например – литература «потока сознания». Постмодернизм же требует уточнение «прагматической максимы»[29][12]. Действительно, на практике исследователь (критик) не знает все последствия объекта, т.к. некоторые из них творец объекта не склонен выявлять. Все вышеизложенное позволяет нам констатировать значительное усложнение организационного принципа инновационности как фундаментальной основы мифодизайна: новое рассматривается с трех позиций: проектировщика, потребителя и критика. В мифодизайне проектировщик осознает и использует тройную меру новизны. С точки зрения потребителя, продукты проектирования возникают как бы вовремя и на месте в его жизненном мире, что дает основания критику отметить действие организационного принципа синергетичности в мифодизайне.

Как было показано в главе 1, жизненный мир проектировщика отмечен становлением «Воли к власти» (М. Хайдеггер). Искусство, планирующее и исчисляющее знание, творчество, все стоит на службе «воли к власти», все превращается в технику. Системный мир вторгается в мир жизненный и колонизирует его.

 

Взаимосвязь фундаментальных принципов дизайна и принципов мифодизайна

 

 

Рис.1. Принципы мифодизайна. Большинство принципов мифодизайна порождено принципами дизайна, либо регулируемым принципами дизайна переходом через социокультурную мембрану (3), (17).

 

«Власть и деньги координируют все большее число действий в жизненном мире». (Ю. Хабермас)

 

Организационный принцип инновационности дизайна, переосмысленный вследствие преодоления социокультурной мембраны, диктует нам важный для нас вывод: жизненный мир проектировщика является системным миром для потребителя. Это позволяет нам, переосмыслив эстетику и философскую базу прагматизма, описать и предложить название нового широкого социально-эстетического движения, сложившегося в промышленно-развитых странах к концу XX века, отражающего процессы жизненного мира проектировщика и все более актуального в потребительском обществе –неопрагматику.

Неопрагматика определяется как искусство достигать рациональное назначение интуитивно-творческим путем и описывается фундаментальными принципами дизайна, прошедшими «горнило» социокультурной мембраны. Методом неопрагматики является мифодизайн. Более точное определение неопрагматики будет возможно на основе понятийного аппарата, вводимого в данной главе, и будет дано в следующей главе.

Положение о человеческом действии, именующем преимущественно не рефлекторный, а сознательный и целесообразный характер, что обуславливает внимание неопрагматики к механизмам сознательного и подсознательного выдвижения назначения и его достижения.

Понятие «плюралистической вселенной» прагматизма, где у человека есть все возможности проявить свободу, заменяется в неопрагматике понятием отыскания локальных областей свободы в стыках, языковых паттернах властных структур и свободе использования властных структур в своих целях. В неопрагматике достижение «хорошего опыта» эстетики прагматизма – только одно из возможных рациональных назначений.

В условиях стремительно артифицирующей технической цивилизации неопрагматика замещает функционализм тем, что вместо «подчинения предметно-художественного формообразования требованиям современного технического и общественного прогресса» выдвигает лозунг использования достижений технического и общественного прогресса для выполнения рационального назначения на основе метода мифодизайна.

Теперь, выявив и рассмотрев социально-философские основы мифодизайна, его генеалогию и хронотоп, можно перейти к определению его принципов.

 

Выводы

1. Мифодизайн – это вид проектной междисциплинарной социально-художественно-экономико-прогностико-управленческой деятельности по функциональной организации, прогнозированию и управлению подчиненных и соподчиненных социально-экономических систем разных уровней, субъективизированных иррациональными потребителями. Основой мифодизайна является специфически эстетический способ целостного осмысления и формирования массовой коммуникации.

2. Программный дизайн и российский мета-дизайн являются предшественниками мифодизайна.

3. Мега-дизайн является ровесником мифодизайна, но отличается базированием на традиционной парадигме дизайна.

4. Фундаментальные принципы дизайна имплицитно (скрыто) включают в себя «программу» пересмотра парадигмы дизайна, что позволяет дизайну прогностически преодолевать социокультурную мембрану.

5. Фундаментальные принципы дизайна после прогностического преодоления социокультурной мембраны определяют черты социально-эстетического движения неопрагматики – основы метода мифодизайна.

6. Жизненный мир проектировщика в его продуктах является системным миром для потребителя.

6. Неопрагматика – это искусство достигать рациональное назначение интуитивно, творческим путем[30][13]. Она является концепцией жизненного мира проектировщика в потребительском обществе.

7. В неопрагматике существует тройная мера антропономности продукта[31][14].

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!