Поведущиманализаторам (помодальностям)
Всоответствиисразделениемпредставленийпо репрезентативнымсистемам (по модальности ведущегоанализатора) выделяютследующиевидыпредставлений:
зрительные (образчеловека, места, пейзажа);
слуховые (воспроизведениемузыкальноймелодии);
обонятельные (представлениекакого-тохарактерногозапаха — например, огуречногоилипарфюмерного);
вкусовые (представленияовкусепище — сладком, горькомипр.)
тактильные (представлениеогладкости, шершавости, мягкости, твердостипредмета);
температурные (представлениеохолодеитепле).
Темнеменее, частовформированиипредставленийучаствуютсразунесколькоанализаторов. Так, представляявсознанииогурец, человекодновременнопредставляетсебеиегозелёныйцветипупырчатуюповерхность, еготвердость, характерныйвкусизапах. Представленияформируютсявпроцесседеятельностичеловека, поэтомувзависимостиотпрофессииразвиваетсяпреимущественнокакой-либоодинвидпредставлений: ухудожника — зрительный, укомпозитора — слуховой, успортсменаибалерины — двигательный, ухимика — обонятельныйи т. д.
Постепениобобщенности
Представленияразличаютсятакжепостепениобобщенности. Вэтомслучаеговорятоединичных, общихисхематизированныхпредставлениях (вотличиеотвосприятий, которыевсегдабываютединичными).
Единичныепредставления — этопредставления, основанныенавосприятииодногоопределенногопредметаилиявления. Частоонисопровождаютсяэмоциями. Этипредставлениялежатвосноветакогоявленияпамятикакузнавание.
|
|
Общиепредставления — представления, обобщенноотражающиерядсходныхпредметов. Этотвидпредставленийчащевсегоформируетсяприучастиивторойсигнальнойсистемыисловесныхпонятий.
Схематизированныепредставления представляютпредметыилиявленияввидеусловныхфигур, графическихизображений, пиктограмми т. д. Примеромможетслужитьдиаграммыилиграфики, отображающиеэкономическиеилидемографическиепроцессы.
Попроисхождению
Третьяклассификацияпредставлений — попроисхождению. Врамкахданнойтипологииихделятнапредставления, возникшиенаоснове ощущений, восприятия, мышления ивоображения.
Наосновевосприятия. Большаячастьпредставленийчеловека — этообразы, возникающиенаоснове восприятия — тоестьпервичногочувственногоотражениядействительности. Изданныхобразоввпроцессеиндивидуальнойжизнипостепенноформируетсяикорректируется картинамира каждогоконкретногочеловека.
Наосновемышления. Представления, сформированныенаосновемышления, отличаютсявысокойстепеньюабстрактностиимогутиметьмалоконкретныхчерт. Такубольшинствалюдейимеютсяпредставлениятакихпонятийкак «справедливость» или «счастье», ноимтруднонаполнитьданныеобразыконкретнымичертами.*
|
|
Наосновевоображения. Представлениямогутформироватьсяинаоснове воображения, иданныйтиппредставленийсоставляетосновутворчества — какхудожественного, такинаучного.
Постепениволевыхусилий
Представленияразличаютсятакжепостепенипроявленияволевыхусилий. Вэтомслучаеониделятсянанепроизвольныеипроизвольные.
Непроизвольныепредставления — этопредставления, возникающиеспонтанно, безактивизацииволиипамятичеловека, например — грёзы.
Произвольныепредставления — этопредставления, возникающиеучеловекаподвоздействиемволи, винтересахпоставленнойимцели. Этипредставленияконтролируютсясознанием человекаииграютбольшуюрольвегопрофессиональнойдеятельности.
Свойства
Представлениямприсущитакиеосновныесвойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.
Наглядность.Человекпредставляетобразвоспринятогообъектаисключительновнагляднойформе.
Фрагментарность.Дляпредставленияпредметовиявленийхарактернанеравномерностьвоспроизведенияихотдельныхчастей.
Неустойчивость.Представленныйвданныймоментвремениобраз (илиегофрагмент) можноудерживатьвактивномсознаниилишьвтечениеопределенноговремени, поистечениикоторогоонначнетисчезать, утрачиваяфрагментзафрагментом.
|
|
Обобщенность.Представленныйобъект, егообраз, обладаетопределеннойинформационнойемкостью, причемсодержание (структура) образапредставленийсхематизируетсяилисвертывается.
Вопрос.
Внимание
Внимание — избирательнаянаправленность восприятия натотилииной объект.
Изменениевниманиявыражаетсявизменениипереживаниястепениясностииотчетливостисодержания, являющегосяпредметомдеятельностичеловека.
Вниманиенаходитсебевыражениевотношениичеловекакобъекту. Завниманиемчастостоятинтересыипотребности, установкиинаправленностьчеловека, другиепсихологическиехарактеристикиличности. Это, преждевсего, вызываетизменениеотношениякобъекту, выражаемоевниманием — егосознаваемостью. Напричинывниманияктомуилииномуобъектууказываютегосвойстваикачества, взятыевихотношенииксубъекту.
Объектывнимания
Взонувниманияпопадаютлишьобъекты, имеющиевданныймоментдлячеловекаустойчивуюилиситуативнуюзначимость, котораяопределяетсясоответствиемсвойствобъектаактуальнымпотребностямчеловека, атакжеположениемданногообъектавструктуредеятельностичеловека.Направленностьсознанияназначимыйобъектнеобходимовтечениеопределенноговремениудерживатьнанем. Этотмоментудержанияописываетпонятие «сосредоточенность». Онапонимаетсякакбольшаяилименьшаяуглубленностьчеловекавдеятельностьивэтойсвязиотвлечениеотвсехпостороннихобъектов, невовлеченныхвнее. Такимобразом, направленностьисосредоточенностьсознаниякакпризнакивниманиясвязаныдругсдругом, нонетождественны.
|
|
Функциивнимания
Функциямивниманияявляются:
обнаружениесигнала
бдительность
избирательноевнимание
распределенноевнимание
Видывнимания
Взависимостиотналичиясознательноговыборанаправленияирегуляциивыделяютпослепроизвольное (иливторичнонепроизвольное), произвольноеинепроизвольное.
Непроизвольноевнимание (пассивное)
Видвнимания, прикоторомотсутствуетсознательныйвыборнаправленияирегуляции.
Причинывозникновениянепроизвольноговнимания:
Неожиданностьраздражителя.
Относительнаясилараздражителя.
Новизнараздражителя.
Произвольноевнимание
Физиологическиммеханизмом произвольноговнимания служиточагоптимальноговозбуждениявкоремозга, поддерживаемыйсигналами, идущимиот второйсигнальнойсистемы. О
Послепроизвольноевнимание
Видвнимания, прикоторомвналичиисознательныйвыборобъектавнимания, ноотсутствуетнапряжение, характерноедляпроизвольноговнимания. Связанособразованиемновойустановки, связаннойвбольшеймересактуальнойдеятельностью, нежелиспредшествующимопытомчеловека
Формывнимания
Таккаквниманиевыступаетстороной познавательныхпроцессов какдеятельности, направленнойнаобъект, то, взависимостиотсодержанияэтойдеятельности, выделяют:
внешнеевнимание (сенсорно-перцептивное) — обращенонаобъектывнешнегомира. Необходимоеусловиепознанияипреобразованиявнешнегомира;
внутреннеевнимание (интеллектуальное) — обращенонаобъектысубъективногомирачеловека. Необходимоеусловиесамопознанияисамовоспитания;
моторноевнимание;
Свойствавнимания
Концентрация— удержаниевниманиянакаком-либообъекте. Такоеудержаниеозначаетвыделение «объекта» вкачественекоторойопределённости, фигуры, изобщегофона. П
Объёмвнимания — этоколичествооднородныхпредметов, которыемогутвосприниматьсяодновременноисодинаковойчеткостью. Поэтомусвойствувниманиеможетбытьлибоузким, либошироким.
Устойчивостьявляетсявозможностьраскрыватьвтомпредмете, накоторыйононаправлено, новыестороныисвязи.
Переключаемость – это сознательноеиосмысленное, преднамеренноеицеленаправленное, обусловленноепостановкойновойцели, изменениенаправлениясознаниясодногопредметанадругой.
Вопрос.
Мышление
Мышление — процесс моделирования систематическихотношенийокружающегомиранаоснове безусловных положений.
Мышление — высшаяступеньчеловеческогопознания, процессотражениявмозгеокружающегореальногомира, основанныйнадвухпринципиальноразличныхпсихофизиологическихмеханизмах: образованияинепрерывногопополнениязапасапонятий, представленийивыводановыхсужденийиумозаключений. Мышлениепозволяетполучитьзнаниеотакихобъектах, свойствахиотношенияхокружающегомира, которыенемогутбытьнепосредственновоспринятыприпомощипервойсигнальнойсистемы. Формыизаконымышлениясоставляютпредметрассмотрениялогики, апсихофизиологическиемеханизмы — соответственно, психологииифизиологии. Сточкизренияфизиологииипсихологии, этоопределениеявляетсянаиболееверным.
Основныеформы
1. Понятие - отображенноевмышленииединствосущественныхсвойств, связейиотношенийпредметовилиявлений; мысльилисистемамыслей, выделяющаяиобобщающаяпредметынекоторогоклассапоопределённымобщимивсовокупностиспецифическимдлянихпризнакам;
2. Суждение - формамышления, вкоторойчто-либоутверждаетсяилиотрицаетсяопредмете, егосвойствахилиотношенияхмеждупредметами. Видысужденийиотношениямеждунимиизучаютсявфилософскойлогике;
3. Умозаключение - вывод.
Основныестадиимышления
Благодаряиспользованиюданныхсамонаблюденияизвестныхучёных (такихкак Г. Л. Ф. Гельмгольц и А. Пуанкаре), былиразграниченычетыре стадиитворческогомышления: подготовка, созревание, озарениеипроверкаистинности. Внастоящеевремясуществуетмножестворазличныхклассификацийпоследовательностиактамышления.
Основныеэтапымышления
Основныевидыумственныхопераций:
Сравнение — этооднаизключевыхопераций, осуществляемыхчеловекомприпознанииокружающегомира, себясамогоидругихлюдей, атакжевситуацияхрешенияразнообразных, вчастности, когнитивно-коммуникативныхзадач, находящаясявзависимостиотусловий (контекста), вкоторомонасовершается, котораянеможетбытьпонятавнеединствапроцесса, входекоторогоонаосуществляется, результата, ккоторомуприводитисубъекта, которыйеёосуществляет.
Анализ — логическийприемопределенияпонятия, когдаегоразлагаютпопризнакамнасоставныечасти, чтобытакимобразомсделатьпознаваниеяснымвполномобъеме.
Синтез — способсобратьцелоеизчастейилиявлений, атакжеихсвойств, как антипод анализа.
Абстракция — отвлечениевпроцессепознанияотнесущественныхсторон, свойств, связейпредметаилиявлениясцельювыделенияихсущественных, закономерныхпризнаков.
Конкретизация — выделениечастногоизобщего.
Индукция — процесслогическоговыводанаосновепереходаотчастногоположениякобщему.
Дедукция — методмышления, прикоторомчастноеположениелогическимпутемвыводитсяизобщего, выводпоправиламлогики; цепьумозаключений (рассуждений), звеньякоторой (высказывания) связаныотношениемлогическогоследования.
Вопрос.
Воображение
Воображение — способностьсознаниясоздавать образы, представления, идеи иманипулироватьими; играетключевуюрольвследующих психических процессах: моделирование,планирование, творчество, игра, человеческая память. Вширокомсмысле, всякийпроцесс, протекающий «вобразах» являетсявоображением.
Воображениеявляетсяосновой наглядно-образногомышления, позволяющегочеловекуориентироватьсявситуацииирешатьзадачибезнепосредственноговмешательствапрактическихдействий. Оновомногомпомогаетемувтехслучаяхжизни, когдапрактическиедействияилиневозможны, илизатруднены, илипростонецелесообразны. Например, примоделировании абстрактных процессовиобъектов.
Разновидностьтворческоговоображения — фантазия. Воображение — однаизформпсихическогоотражениямира.
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!