Кадровый потенциал коллективов народного художественного творчества



В условиях реформирования страны кардинально изменилась обстановка в сфере культуры, изменились ее ориентиры. Рыночная экономика предъявляет новые требования к кадрам, создает условия для предпринимательства, потребует умения формировать спрос на услуги учреждений культуры, искать ресурсы, инструментарий хозяйствования, способы активизации творчества.

Правильно подобранный коллектив учреждения культуры является главным условием выпуска качественной, а главное, востребованной продукции, так как отличительной особенностью этой отрасли является непосредственная зависимость качества оказываемых услуг от правильного подбора и уровня квалификации кадрового персонала каждого отдельного взятого учреждения. От качества труда работника во многом зависит степень воздействия культурной среды на сознание и поведение людей, эффективное использование ими своего свободного времени.

В настоящее время кадровый потенциал системы народного художественного творчества, который состоит из совокупности интеллектуальных, физических и умственных способностей людей начал снижаться огромными темпами. Об этом свидетельствуют ежегодно снижающиеся показатели количества студентов в вузах и среднеспециальных учебных заведениях отрасли, а также показатели трудоустройства выпускников. В будущем, если не исследовать и не остановить эти процессы, сфера культуры останется без молодых специалистов, что может привести к значительному снижению качества оказываемых услуг. Именно поэтому изучение и исследование проблем существующих на данный момент в кадровом обеспечении сферы культуры, а также поиск путей их решения является актуальным.

Под кадровым обеспечением отрасли понимается необходимый количественный и качественный состав ее работников.

Количественный состав персонала определяется организационно-штатными структурами и уставом организации. Качественный – профессиональностью, мастерством и опытом работы.

Ни одна организация народного художественного творчества не может существовать без персонала.

Персонал в сфере культуры - это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими. В персонале, занятом в сфере культуры, различают руководителей, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей ее полноте по линии административного подчинения и специалистов, осуществляющие функциональное руководство – выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям своей работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т.д.).

Народное художественное творчество являются сферой приложения главным образом квалифицированного труда, поскольку его характер требует специальной подготовки работников. Номенклатура работ, выполняемых в учреждениях культуры, требует, чтобы здесь трудились работники самых разных профессий: режиссеры и хореографы, инженеры и рабочие, библиотекари и организаторы досуга, руководители кружков и специалисты самых различных профессий и т.д.

Художественно – руководящий персонал. Перечень должностей, входящих в эту категорию, довольно обширен: режиссеры, дирижеры, постановщики, балетмейстеры, художники, помощники и ассистенты, концертмейстеры, заведующие художественно – постановочной частью и производственной мастерской. Каждый представитель этой категории совмещает в той или иной мере черты творца-специалиста и администратора- руководителя, используя соответствующие методы. Но для представителей художественного персонала, преобладающей является творческая направленность повседневной деятельности, а у представителей руководящего персонала, напротив, преобладает административная функция деятельности.

Несмотря на некоторые функциональные особенности в деятельности представителей художественного и руководящего персонала, эффективность работы театрально – зрелищного предприятия зависит от слаженности работы каждого из них, точного знания и выполнения своих обязанностей, взаимопонимания отдельных специалистов.

Творческий персонал выделен в отдельную категорию и охватывает артистов всех жанров: драматических, балета, театра, кукол, хора, оркестра музыкального театра и симфонического оркестра и др.

В парках культуры имеется художественно – производственный персонал. В его функции входит художественно – оформительская работа: подготовка парка к праздникам, карнавалам, народным гуляниям. Образуют эту группу художественный руководитель парка, заведующий культурно – массовым сектором, художники - оформители и другие специалисты.

Еще одной квалификационной группой является художественно – творческий персонал клубных учреждений. В его состав входят: художники – постановщики и руководители народных студий, режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, методисты и другие специалисты, занятые творческим трудом. Коллективы в этих учреждениях отличаются от всех других еще и тем, что они действуют в сфере досуга. Это придает им сугубо добровольный, наименее регламентированный характер. Наконец, особенность, вызванная спецификой клубного учреждения как социального института, сводится к тому, что в нем коллективы отличаются самодеятельным характером. Они обладают тенденцией в той или иной степени сочетать удовлетворение личных интересов с общественной деятельностью. По существу такой сплав служит одним из важных моментов определяющий их классификацию. Если в элементарном учебном кружке игры на гитаре, главной задачей и целью является обучение навыкам, некоторым знаниям, то коллектив, носящий, к примеру, звания народного хора, нельзя представить без высокой степени единства его учебной и общественной жизни[13].

Самым распространенным видом объединения в учреждениях культуры является группа. Сюда принято относить различные кружки, коллективы художественной самодеятельности, клубные объединения и т.д. Все они неравноценны, и каждый обладает существенными особенностями.

Простейшей разновидностью являются неформальные группы, возникающие чаще всего для удовлетворения потребностей личного характера, как правило, небольшие, не имеющие четко выраженной организационной структуры. Обычно они выделяются из широкой клубной аудитории, не являются устойчивыми и могут быстро распадаться, их появление часто бывает следствием того или иного мероприятия или серии мероприятий. Так, посещение музыкальных вечеров и концертов может способствовать объединению любителей музыки, созданию клуба фанатов того или иного певца. Неформальная группа может объединять какую-либо возрастную категорию с целью совместного про ведения свободного времени. Таковы объединения подростков или людей пенсионного возраста, которые постоянно встречаются в учреждении культуры на различных его мероприятиях.

В неформальные группы объединяются люди, ищущие в учреждении культуры удовлетворения интересов, носящих публичный характер и требующих коллективных форм. Стадию неформальной группы в учреждении культуры проходят почти все любительские объединения, представляющие собой поначалу первичную, мало организованную форму удовлетворения сходных интересов и впоследствии приобретающие более высокую степень организации.

Другой наиболее распространенный вид коллективного объединения людей в учреждении культуры является формальная группа, признаками, которой служат более устойчивый характер, наличие отчетливых целей, определенная структура. В них отношения между людьми обусловлены не только их личными качествами, но и закрепленными за ними ролями, которые определены соответствующими правилами, уставами, положениями.

Из всех возможных формальных групп коллективы народного художественного творчества наименее регламентированы, так как они охватывают сферу досуга и основаны на полной свободе выбора. Деятельность членов любого объединения принимает общественный характер на основе единой цели или на почве общего интереса.

Коллективы народного художественного творчества, носящие характер формальных групп, отличаются большой степенью сплочения их членов. В отличие от первичных любительских объединений неформального порядка, имеется в виду не о сходных, а о единых целях и интересах. Такие формальные группы придают, как правило, большое значение всему, что способствует их единству, утверждению их общности: выпуску эмблем, значков, публикации специальной литературы, созданию собственных песен, ритуала приема и т.д.

Особенностью сферы культуры является непосредственная зависимость качества оказываемых услуг от правильного подбора и уровня квалификации кадрового персонала каждого отдельно взятого учреждения. От качества труда работников во многом зависит степень воздействия культурной среды на сознание и поведение людей, эффективное использование ими своего свободного времени [14]. Оборудование, техника играют здесь вспомогательную роль, человеческий ресурс – главное слагаемое экономики отрасти.

Творческий интеллектуальный характер деятельности работников народного художественного творчества предопределил отрасль как область приложения квалифицированного труда. Несмотря на небольшую численность работающих (кадровый потенциал отрасли не превышает 2% занятых в производстве и обслуживании), основная часть трудовых ресурсов – это профессионалы.

Образовательный уровень работников сферы культуры значительно выше, чем в материальном производстве. Насыщенность дипломированными специалистами с высшим и средним образованием в отрасли культуры в 1,5 раза выше, чем в промышленном производстве или в целом по экономике страны.

Это объясняется тем, что в материальном производстве ведущим его звеном являются рабочие кадры, уровень образования и квалификации которых уступают работникам, занятым в обслуживании и управлении.

Среди специалистов культурно-досуговых учреждений РФ работники с высшим и средним специальным образованием составляют 75%, среди библиотекарей – 80%, научных сотрудников и экскурсоводов музеев – свыше 90%.

Причем, благодаря широко развитой профессиональной подготовке, процент квалифицированных  специалистов в отрасли культуры неуклонно увеличивается. Вузы Министерства культуры РФ обучают около 80 тысяч студентов, столько же готовят училища, колледжи, более 130 тысяч детей посещают детские школы искусств.

Для сферы культуры характерна преемственность, направленность, что позволяет готовить высокопрофессиональных специалистов.

Номенклатура работ, выполняемых учреждениями культуры, требует, чтобы здесь трудились работники самых разных профессий: режиссеры, хореографы, инженеры и рабочие, библиотекари и организаторы досуга, руководители кружков, а также специалисты разного профиля.

Для каждой должности, предусмотренной штатным расписанием, разрабатывается должностная инструкция, в которой содержатся правила, регулирующие деятельность занимающего ее лица. Не составляется должностная инструкция только для первого руководителя, поскольку его деятельность регламентируется уставом организации или положением о ней.

Должностные инструкции, в основе которых лежат устав, положение об организации (структурным подразделением) и квалификационная характеристика, бывают двух типов: индивидуальными, ориентированными на определенную должность, занимаемую конкретным лицом, и типовыми – для групп должностей одного уровня и часто служащими базой для индивидуальных.

Должностная инструкция является одним из важнейших документов, регулирующих деятельность персонала организации.

Какие же требования предъявляются к работникам сферы культуры, в том числе народного художественного творчества?

Во-первых, это общие (универсальные, инвариантные) требования, в том числе:

· психосоматическое здоровье – физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность или, как минимум не отталкивающая внешность, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры;

· профессиональная компетентность – достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности;

· лично – нравственные качества – добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).

Во-вторых, помимо общих требований, работники сферы культуры должны отвечать также ряду специфических требований, вытекающих из особенности сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т.д. Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.

Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами, должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках.

В последние годы все более выдвигается на первый план ориентация в вопросах гражданского права, общая правовая и экономическая компетентность, что способствует улучшению условий труда самих работников и повышению уровня качества деятельности учреждений[15]. 

Подготовка нового кадрового потенциала народного художественного творчества в настоящее время осуществляется в организациях и учреждениях культуры по индивидуальной и групповой формам обучения, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях этого вида деятельности. Сроки такого обучения зависят от сложности самой профессии и заканчиваются сдачей квалификационного экзамена и присвоением служащему определенного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному специалисту в данной области трудовой деятельности либо включается в состав отдела. Теоретический курс изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные группы и выполняют работу согласно учебной программе под руководством квалифицированных специалистов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и условий трудовой деятельности.

Таким образом, кадры народного художественного творчества – это основной штатный состав работников учреждения культуры, выполняющие различные производственно-хозяйственные функции. Структура кадров организаций культуры имеет свою специфику, в состав которой входит художественно-руководящий, творческий, художественно-производственный, художественно-творческий персонал.


Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятия «организация»

2. Назовите базовые составляющие формирования организации.

3. Перечислите  виды организаций.

4. Назовите отличительные черты понятий управление и руководство.

5. Перечислите функции управления.

6. Обозначьте основные этапы управления.

7. Назовите составляющие элементы руководства.

8. В чем заключается специфика организации народного художественного творчества.

9. Дайте определение понятия «организация» народного художественного творчества

10. Дайте определение понятия «руководство» народного художественного творчества

11.  Раскройте особенность и характер субъект-субъектных и субъект-объектных отношений участников народного художественного творчества.

12. Назовите основные способы организации в системе управления народного художественного творчества.

13. Какие документы регламентируют творческо-производственную деятельность руководителя народного художественного творчества

14. Дайте характеристику кадрам сферы культуры на современном этапе


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!