Технология проведения выставок народного художественного творчества



Выставка – это собрание каких-нибудь предметов, расположенных где-нибудь для обозрения, а также место такого обозрения[34].

Выставка - это центр деловой активности. Практика показывает, что в среднем каждая выставка собирает 150-200 участников - специалистов одной отрасли, посещает выставку 2-5 тысяч специалистов в день, в семинарах, мастер-классах участвуют от 30 до 70 фирм и компаний[35]. В рамках выставок проходят фестивали, профессиональные конкурсы, круглые столы с обсуждением состояния и проблем развития отрасли, таким образом, выставки объединяют организаторов и экспонентов с государственными структурами, общественными объединениями и наукой, оказывают колоссальное воздействие на формирование отраслевой политики в регионе.

Выставка - это эффективный вид рекламы. Все знают, что реклама - это двигатель торговли. Однако, в настоящее время прямая и агрессивная реклама зачастую провоцирует неприязнь у потребителей, но рекламировать и продвигать товар необходимо. Тогда как?

Целенаправленной и очень эффективной рекламой является выставка. Грамотно подготовленная, ярко и профессионально проведенная, она не вызовет неприязни даже у тех потребителей, которые обладают иммунитетом к любому виду рекламы, потому что хорошая выставка - это всегда праздник.

Выставка - самый уникальный и эффективный маркетинговый механизм, объединяющий все инструменты продвижения и сбыта продукции.
Статистика утверждает, что у большинства организаций 40% продаж происходит как раз за счет выставок, которые являются прекрасной возможностью заявить о себе, как о серьезном деловом партнере, оценить конкурентоспособность своей продукции и ознакомиться с перспективными разработками в данной отрасли.

Выставка является самой короткой дорогой от производителя к рынку, она дает возможность живого общения с потребителем или потенциальным заказчиком. Контакты с клиентами позволяют получить довольно точные сведения о покупательской структуре, объемах производства данной продукции в различных регионах, потенциальном спросе, реальном максимальном уровне цен.

Участие в выставке решает сразу несколько задач:

1. Повышение известности и имиджа организации, определение своего места на рынке.

2. Изучение рынка сбыта, рекламы, установление личных контактов с партнерами.

3. Осуществление прямых продаж и рост объемов сбыта после окончания выставки.

4. Создание новых структур для работы с клиентами на местах и поиска новых агентов или дилеров.

5. Вопросы товарной политики, то есть формирование ассортимента продукции или его корректировка, изучение новинок, определение путей повышения качества, других показателей продукции.

6. Вопросы ценообразования, возможные скидки, кредитование, взаиморасчеты.

7. Установление обратной связи с потребителем.

8. Изучение обстановки среди конкурентов и многое другое[36].

Итак, выставка позволит оценить конкурентоспособность товара или услуги, состояние рынка сбыта, подскажет, что в связи с этим нужно выпускать, по какой цене, кто может оказать помощь в реализации, поможет изучить продукцию конкурентов, систему предоставляемых ими скидок, условий поставок, сервиса и т.д.

Выставка народного художественного творчества представляет уникальные возможности для презентации продукции. Во-первых, встреча производителя и заинтересованного потенциального покупателя происходит на нейтральной территории, что очень важно для обеих сторон с психологической точки зрения. Во-вторых, выставка народного художественного творчетсва всегда несет в себе элементы праздника, некого шоу, на котором вы можете не только показать свой товар, но и "обыграть" его, чтобы сделать более привлекательным для посетителей. В-третьих, участие в выставке - комплексное мероприятие, и у вас всегда есть широкий выбор возможностей: довыставочная рекламная кампания, оригинальный дизайн выставочного стенда, проведение рекламных и PR (паблик рилэйшн) акций во время выставки.

Выставки народного художественного творчества бывают шести типов. Опишем их кратко.

Созерцательный. Втаких экспозициях предметы материальной куль­туры или произведения искусства предъявляются в эстетическом клю­че, что усиливает эмоциональность восприятия. Этот подход наиболее типичен для художественных галерей, но с успехом используется и во многих других музеях, чтобы вызвать в посетителях изумление и трепет.

Тематический.Графические и другие средства интерпретации поме­щают выставочные объекты в более широкий социальный, исторический, культурный или научный контекст. Этот тип экспозиций (иногда назы­ваемый также дидактическим) широко используется в самых разных ис­торических и научных музеях.

Средовой.Атмосферу времени и места, среду, в которой создавались (использовались) те или иные экспонаты, воспроизводят (воссозда­ют) как с помощью крупномасштабных комплексных выставок, так и посредством оформления отдельных залов.

Систематический.Сегодня интерес к экспозициям этого типа возрождается в форме так называемого открытого хранения, которое представляет со­бой систематически организованную экспозицию объектов собрания с обширной информацией о них на стендах или компьютерных терминалах,

Интерактивный.Этот тип экспозиции вовлекает посетителя в диа­лог с выставкой. Особенно эффективными в этом плане оказались мультимедийные компьютерные системы с сенсорным экраном — они помогают посетителю пройти по пути создания то или иного экспоната.

Прикладной.Такой способ организации экспозиции позволяет посе­тителям приобрести непосредственный опыт взаимодействия с объекта­ми. Самые разные выставки народного художественного творчества чаще устраивают залы, столы и стенды, где все можно потрогать, раньше встречавшиеся только в научных и детских музеях. Все эти формы доступа к исследовательским коллекциям позво­ляют посетителям любого возраста ощутить или прикоснуться к образцам. Обычно для этого ис­пользуются дубликаты, второстепенные экземпляры или копии.

Выставка есть среда общения или средст­во общения с публикой. Чтобы сделать это общение плодотворным, при­ходится не только мобилизовать все ресурсы творчества, но и все чаще привлекать дополнительные ресурсы извне. Процесс подготовки выста­вок народного художественного творчества объединяет все сложившиеся в организации на данный момент способы ко­ординации ресурсов, для того чтобы обеспечить своевременное открытие выставок, выполнение их бюджета и достойный уровень качества.

Программа выставок народного художественного творчества обычно утверждается директором, или же создаются выставочные советы при учреждении культуры, в которые входят храните­ли и руководители различных служб. Такой совет периодически соби­рается, чтобы рассмотреть предложения о новых выставках, концепции выставок, определить их программу и бюджет.

Каждая выставка народного художественного творчества — это проект определенной группы, команды, объединяющей таланты многих людей, ответственных за разные ас­пекты этого проекта. Любая такая команда должна включать предста­вителей следующих служб, входящих в разные музейные подразделения:

Подразделение коллекций (фондов):

• хранение;

• консервация;

• документация.

Подразделение программ, адресованных публике:

• выставки;

• дизайн;

• образование;

• издания;

• маркетинг.

Администрация:

• финансы;

• развитие;

• безопасность;

• обслуживание посетителей.

Смысл проектных команд состоит в их направленности на разработ­ку и воплощение конкретного проекта и отсутствии в них иерархиче­ской структуры; отсюда, в частности, следует, что при от­боре сотрудников для команды руководители соответствующих подразделений должны принимать во внимание знания и способнос­ти сотрудника, а не его должность. Когда для выполнения каких-либо работ (например, по дизайну или маркетингу) привлекаются внешние организации, они тоже должны быть представлены в команде, участво­вать в ее собраниях.

Окончательный состав проектной команды утверждается дирек­тором, он же назначает ее руководителя или координатора. Хотя оче­видным кандидатом на пост руководителя выставочного проекта кажет­ся соответствующий хранитель, во многих случаях полезнее назначить на эту роль представителя отдела выставок, отдела образования или реставратора. Проектная команда составляет бюджет и график работы, ее руководитель или координатор представляет их директору или гла­ве выставочного совета.

В начале работы по проекту группа может встречаться раз в месяц, регулярно заслушивая сообщения всех участников, чтобы, например, меры по безопасности не были оставлены на последнюю минуту. Про­ектная команда — форум идей и творчества всего персонала музея. Все сотрудники должны чувствовать, что могут вносить предложения по ор­ганизации выставки. Частота встреч группы растет по мере приближе­ния дня открытия. Хороший способ вдохновить членов команды на выдающиеся свершения — доверить им составление печатных выста­вочных материалов и пояснительных текстов.

К членам выставочных проектных групп предъявляются совершен­но исключительные требования: они должны не просто быть хороши­ми профессионалами, но уметь квалифицированно работать на протяжении длительного времени и под прессом утвержденного бюджета, по­стоянно выходя за рамки своей узкой специализации. Координатор команды должен уметь облегчать принятие коллективных решений и одновременно быть одаренным руководителем проекта. А это не те способности, которые требуются, чтобы достичь успехов в истории искусства или стать выдающимся дизайнером. Некоторые музеи, осо­знав, что сотрудникам нужны особые навыки для организации эффек­тивного взаимодействия в проектных группах, осуществляют специаль­ные образовательные программы. Так, Американская ассоциация музеев организовала программу под названием «Видение-2000», которая при­звана помочь музеям в организации эффективного взаимодействия между их сотрудниками внутри проектных групп.

 Чтобы привлечь внешние ресурсы для организации выставки народного художественного творчества, мно­гие учреждения создают консультативные выставочные комитеты. Эти комитеты представляют собой группы ученых, коллекционеров и спе­циалистов, чьи знания и связи могут повысить качество выставки и по­мочь получить на время чужие экспонаты; бывают и такие комитеты, которые служат представительными органами публики и привносят в процесс организации выставки позицию посетителя, давая тем самым надежду, что выставка будет отвечать интересам и потребностям всего сообщества. Результаты могут быть весьма впечатляющими — от наплы­ва групп, прежде вообще не посещавших данный музей, до приобрете­ния новых добровольных членов, попечителей и спонсоров. Успешная деятельность консультативных комитетов, как правило, обязана лично­му заинтересованному участию директора, его готовности не только вы­слушивать, но принимать и осуществлять возникающие предложения или ясно объяснять, почему они не могут быть приняты, и достигать со­гласия членов комитета в решении других вопросов.

Откуда берутся идеи выставок? Чаще всего источники таких идей — инициатива директора, исследования хранителей и предложения со­трудников отдела образовательных программ.

В разных учреждениях эволюция выставок от этапа зарождения идеи до вернисажа происходит по-разному в зависимости от размера организации, соотношением между его собственными возможностями и необ­ходимостью заключать договоры со сторонними организациями, от сло­жившейся в нем институциональной культуры. Рассмотрим теперь некоторые основные этапы этого процесса, характерные для многих му­зеев.

Этап формирования концепции

На этом этапе идея выставки народного художественного творчества, получившая предварительное одоб­рение руководства учреждения, разворачивается ее сторонниками в концеп­цию, формулирующую:

• цели выставки;

• научное значение выставки;

• интерес выставки для посетителей;

• описание экспозиции (пока словесное) и размеров необходимых выставочных площадей;

• описание предметов искусства или предметов материальной куль­туры из собственного собрания, а также возможных заимствований из других музеев;

• необходимые затраты;

• потенциальные источники финансирования и поддержки;

• примерные сроки организации выставки.

План-проспект

Как только концепция выставки одобрена руководством и внесена в общий выставочный план и бюджет, формируется и начи­нает работать проектная группа. Первым шагом становится создание краткого плана-проспекта выставки — выставочного брифа (от англ. brief — краткий, сжатый.). Бриф — документ огромной важности, он будет впоследствии направлять весь процесс организации выставки до ее открытия[37].

План-проспект (выставочный бриф) кратко определяет следующими моментами:

• цели выставки;

• ожидаемые впечатления посетителя выставки;

• поэлементное описание выставки, включающее:

• коммуникативные задачи каждого элемента (компонента) экспо­зиции;

• возможные коммуникативные средства решения этих задач;

• матрицы движения потока посетителей;

• эскизы будущей экспозиции, дающие представление об «атмосфе­ре» выставки.

План не раз пересматривают, пока вся проектная группа и директор не придут к полному согласию. Когда план-проспект полу­чит официальное одобрение директора, каждый член проектной группы сможет заняться своей специальной областью: дизайном, отбором экс­понатов и подготовкой сопроводительного текста, планами маркетин­га, мерами безопасности, подготовкой экспонатов для показа, перего­ворами о получении экспонатов на временное хранение и т.д.

Эскизное проектирование начинается, когда к проработке плана-про­спекта приступают дизайнеры. Эскизный проект представляет собой комбинацию проекций и трехмерных видов (часто их называют эскиза­ми) каждого компонента выставки народного художественного творчества. Результаты работы проектировщи­ков (своих или внешних, работающих по договору) также не раз подверг­нутся пересмотру, пока им не удастся выработать приемлемое решение. Эти эскизы особенно полезны службам развития и маркетинга.

Чем точнее составлен план-проспект, тем меньше времени потре­буется команде, чтобы разработать удовлетворительный эскизный про­ект и прийти к соглашению. Это важно, для того чтобы удержаться в рамках бюджета — дизайн-проект обходится недешево, но выставка, созданная по этому проекту, будет стоить еще дороже. На этапе разра­ботки эскизного проекта составляются и наброски планов деятельно­сти всех специалистов команды: например, представитель образователь­ного отдела будет намечать контуры своей программы, стремясь обеспечить, чтобы в залах было предусмотрено место, где смогут раз­меститься большие группы школьников, а служба безопасности будет внимательно рассматривать эскизы размещения, чтобы обнаружить потенциальные проблемные точки прежде, чем проект будет завер­шен. План маркетинга позволит уточнить представление о количестве ожидаемых посетителей, и персонал, обслуживающий посетителей, сможет теперь спланировать специализированную торговлю для выстав­ки, подумать над решением проблемы очередей и, если понадобится, принять специальные меры в отношении продажи и проверки билетов. В зависимости от масштабов планируемой выставки этап эскизного проектирования занимает от трех месяцев до года. Когда схематичес­кий проект согласован командой и утвержден директором, можно переходить к детальному проектированию.

На этапе детального проектирования каждый компонент выставки разрабатывается подробно, чтобы его можно было передать конкретным исполнителям. Рисунки теперь содержат указания на цвет, материалы и размеры. В рассмотрении и утверждении проекта должен участвовать каждый член проектной группы, чтобы директор получил на утвержде­ние проект, уже согласованный с представителями всех музейных служб,

К концу этого этапа должны быть готовы все сопроводительные тек­сты выставки и все аудиовизуальные сценарии. Существует немало подходов к подготовке сопроводитель­ного текста и подписей к экспонатам. Для специализированных выста­вок текст обычно создается хранителем, затем составитель плана-про­спекта рассматривает его применительно к условиям выставки, сотрудник отдела образования просматривает и редактирует текст при­менительно к интересам посетителей, и в заключение редактор изда­тельского отдела правит стиль. Графические дизайнеры (сотрудники музея или работающие по договору) разрабатывают дизайн всех текстовых и графических материалов в соответствии с «уровнями» интерпретации, заданными коммуникативными задачами плана-проспекта. В это же время хранитель и составитель плана-проспекта работают с теми, кто готовит сценарии презентаций и вернисажа, а также интерактивных мультимедийных средств взаимодействия с посетителями. В зависимости от размера и сложности выставки стадия детального проектирова­ния занимает от трех месяцев до года.

Оценка формата выставки. Этот термин означает просто-напросто оценку сделанного, по мере того как выставка обретает свою окончательную форму. На разных эта­пах подготовки выставки народного художественного творчества свой вклад в этот процесс вносят директор и выставочный совет (или консультативные комитеты), проектная груп­па рассматривает и учитывает их пожелания и предложения. Оценка формата инициируется и организуется проектной группой, чтобы удос­товериться, что выставка правильно учитывает интересы посетителя. Один из членов проектной команды (обычно это представитель службы маркетинга, образования или особый специалист по оценке, если такой есть в команде) приглашает группы вероятных посетителей (например, членов организации содействия музею, учителей или просто посетите­лей, отобранных наугад) познакомиться с планами и текстами с целью об­наружения возможных проблем или упущений. Если дело касается очень важной выставки или реорганизации постоянной экспозиции, предпо­чтительным может оказаться привлечение внешнего эксперта.

Сооружение и монтаж.

Окончательный, утвержденный проект и пакет текстов можно те­перь запускать в производство.

Когда начинаются работы по сооружению и монтажу экспозиции, главным делом проектной группы становится контроль качества этих работ, соблюдения их бюджета и графика. Основная роль принадлежит здесь выставочному отделу, но участвовать в надзоре за ходом работ должны все члены команды. Только вся группа может гарантировать, что требования музея, сформулированные в плане-проспекте, будут выполнены. В силу особых требований к безопасности при выполнении строительно-монтажных работ в учреждении необходимо иметь ясную по­литику и строгие правила в отношении деятельности всех внешних подрядчиков.

На протяжении подготовительного периода заседания проектной группы обеспечивают взаимодействие деятельности музея с конкрет­ной выставкой, а также координацию всего, что с ней связано: образо­вательных программ, разовых мероприятий, рекламы, привлечения дополнительных средств и обслуживания посетителей.

Подготовка к вернисажу.

Прежде чем окончательно при­нять результаты строительства и монтажа, руководитель проектной группы, заведующий выставкой и представитель организа­ции-подрядчика совершают заключительный обход выставки и состав­ляют «дефектную ведомость» — список недостатков, которые подряд­чик должен устранить. В процессе обсуждения может оказаться, что некоторые «дефекты» вполне соответствуют договору, а необходимость их устранения вызвана изменением требований клиента, но так или ина­че все проблемы, отмеченные в дефектной ведомости, должны быть ре­шены. На этом этапе устанавливаются экспонаты, расставляется аудио­визуальная техника и развешиваются пояснительные тексты. В идеале хорошо было бы найти время для проверки выставки на «типичных» по­сетителях и последующей окончательной доводки проекта, а после этого — открытие вернисажа.

Оценка результатов работы

Измученной проектной группе придется сделать еще кое-что: оце­нить процесс работы над созданием выставки народного художественного творчества. Результаты оценки представляются директору и выставочному отделу, который на ос­нове совокупного опыта многих проектных групп разрабатывает общие рекомендации по организации выставок народного художественного творчества — важный документ, при­званный высвободить творческий потенциал проектных команд буду­щих выставок данного вида деятельности.

Таким образом, технологию организации и проведения фестивалей, конкурсов, выставок народного художественного творчества можно представить в несколько этапов:

· возникновение творческого замысла;

· поиск источников финансирования;

· формирование режиссерско-постановочной группы или творческой группы;

· решение организационных вопросов;

· осуществление замысла.

Идея создания подобного уровня мероприятий может принадлежать как творческому лицу, так и лицу причастному и непричастному к творческому процессу. На основании идеи составляется творческая заявка с изложением концепции и технических задач. Затем определяется предварительная сметная стоимость мероприятия, в соответствии идеи с постановочными и техническими возможностями.

Такие сценические формы как фестивали и конкурсы реальны в воплощении только при наличии меценатов и спонсоров.  На период проведения мероприятия формируется режиссерско-постановочная группа. Она включает в себя сотрудников учреждения и лиц, принятых по контракту. Это, как правило, художественный руководитель, который работает в тесной связи со сценаристом, режиссером, постановщиком, художником-постановщиком, композитором и т.д.  

Решение организационных вопросов включает заключение контрактов и договоров с исполнителями, изготовителями декорационного оформления, транспортными организациями, и др. При проведении фестивалей, конкурсов, выставок народного художественного творчества с привлечением большого количества зрителей подготавливаются распоряжения или постановление о проведении мероприятия. Организация рекламной кампании проекта включает изготовление рекламного ролика, его демонстрация в эфире, печать афиш, минипостеров, размещение растяжек по городу, рекламные интервью на радио, телевидении, в прессе, посвященные мероприятию. Сюда также входит изготовление сувенирной продукции с символикой мероприятия.

Завершающим этапом сценического воплощения такого уровня мероприятий является осуществление замысла. Он зависит от четко спланированной организационной системы, и профессионализма сотрудников, участвующих в этом проектах.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2779; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!