Информационно-методическое руководство народным художественным творчеством
Методика, методическая деятельность, методическое руководство – понятия, с которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Без методического руководства не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
Информационно-методическое руководство рассматривается как управленческий процесс с его управленческими функциями. В сфере народного художественного творчества этот вид деятельности предполагает создание оптимальных условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений.
В общем понимании метод можно рассматривать как способ достижения цели, решения конкретной задачи, или совокупность приемов, операций практического освоения (познания) действительности. В философии методом называется способ построения и обоснования философского знания. Идея метода была разработана еще философом Декартом.
В народном художественном творчестве метод можно охарактеризовать как способ или совокупность способов и приемов воздействия на участников народного художественного творчества через конкретные формы.Иными словами, методы рассматриваются как приемы, с помощью которых решаются цели художественного творчества. Неоднородный, разноплановый характер культурно-досуговых программ, в которых используются и музыка, и устное слово, и кино, и хореография, и средства наглядности, предопределяют совокупность применяемых средств, способов и приемов. Однако методика народного художественного творчества - это не совокупность методов. Методы являются структурным компонентом, частью методологии художественного творчества, а методология нами рассматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методика же является механизмом реализации методов.
|
|
Для полного раскрытия понятия "информационно-методическое руководство народным художественным творчеством" необходимо вычленить основные черты, характеризующие его как предмет, зафиксированный в историческом опыте и включенный в процесс практической деятельности. Исторический анализ становления и развития методического руководства свидетельствует о реальном процессе возникновения и формирования данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванной определенными потребностями и уровнем развития общественной практики.
Предметом информационно-методического руководства народным художественным творчеством является методика культурно-досуговой деятельности, основу которой составляет сумма элементов: цели, содержание, средства, методы и формы работы.Следует подчеркнуть, что понятие о методическом руководстве народным художественным творчеством, являясь отражением действительности, так же подвижно и гибко, как и сам предмет методического обеспечения. Следовательно, в силу объективных законов подвержен видоизменению и каждый из элементов, составляющих основу методики. Изменения общественной, социально-экономической жизни в обществе, смещение акцентов в содержании досуга поставили вопросы о корректировке целей народного художественного творчества.
|
|
Конечная цель информационно-методического руководства народным художественным творчеством - достижение наивысшего уровня работы всех культурно-досуговых учреждений подобной направленности. Реализация конечной цели такого вида руководства происходит последовательно с достижением близких и промежуточных целей. Среди них: вывести методическое обеспечение на уровень, при котором может осуществляться управление процессом развития методики и обеспечиваться постоянное совершенствование практической деятельности культурно-досуговых учреждений; подвести практическую методику к уровню передовой теории и практики народного творчества, достигнуть выравнивания уровня работы учреждений культуры за счет "подтягивания" отстающих до уровня средних и передовых.
|
|
Достижение конечных, близких и промежуточных целей сопровождается решением конкретных задач информационно-методического руководства:
- постоянное изучение и анализ новейших достижений практической методики и внедрение передового опыта в массовую практику, создание условий для моделирования, апробирования и внедрения прогрессивных, нестандартных культурно-досуговых программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;
- создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры на основе изучения новейших достижений методики, новаторских приемов и методов народного художественного творчества обмена передовым опытом;
- внедрение системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;
- оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов работы с людьми, передовых методик организации и осуществления культурно-досуговых программ.
|
|
Сущность информационно-методического руководства народным художественным творчеством не означает стандартизации или унификации методики. Уникальность самой природы методического руководства сводится не к "выравниванию практической методики" или "единой методической линии", а установлению общепризнанного, апробированного, устоявшегося, достаточно высокого и доступного уровня методики, со всеми индивидуальными местными особенностями и чертами.
Суть информационно-методического руководства народным художественным творчеством заключается в особых процессах переработки и фиксации народной художественной практики в ее различных областях и формах. Продуктом этого выступают знания, которые принято называть методическими и которые являются, с одной стороны, итогом методической деятельности, с другой, - предписаниями, адресованными практикам.
Обобщенным, интегрирующим носителем методических идей является методист: он создает методические знания и рекомендации, систематизирует предметный материал, вносит в него новые связи и отношения. Обоснованные, рефлексивно осознанные, упорядоченные методические идеи затем усваиваются практиками и переносятся в предметную деятельность. Воздействие методиста и его методической мысли на клубную аудиторию, следовательно, протекает опосредованно, через практиков народного творчества. Исходя из этого, принимая методиста за субъекта информационно-методической деятельности, объектом в этом процессе становятся не только потенциальные участники художественных программ, но и сами работники учреждения культуры.
В зону информационно-методического руководства народным художественным творчеством попадают культурно-досуговые учреждения других ведомств, централизованные клубные системы, досуговые центры, социально-культурные комплексы, а также внешкольные учреждения, использующие формы и методы народно-художественной деятельности. Информационно-методическим руководством охватываются и любительские объединения, клубы по интересам, неформальные общественные структуры и учреждения социально-культурного типа, сами участники культурно-досуговых программ.
Специфика информационно-методического руководства народным художественным творчеством, его отличие от организационно-административного регулирования кроется в принципах взаимоотношений субъекта и объекта руководства.
В основе взаимоотношений организационно-административного регулирования лежат принципы обязательного исполнения выработанных установок. Они строятся на директивно-правовых, административных методах и реализуются в виде приказов, распоряжений, постановлений, решений, указаний и т.д. Принципы взаимоотношений информационно-методического руководства складываются на иной основе - они носят рекомендательный, консультативный, совещательный характер. Именно в этом и заключается специфическая особенность методического обеспечения народного художественного творчества.
Реализуются субъектно-объектные отношения в методическом обеспечении в виде рекомендаций, методических советов, пособий, методических писем, рекомендуемого репертуара, сценариев, передового опыта форм и методов работы. В данном случае объект методического обеспечения имеет возможность и право выбора лучшей, по его мнению, методики, которая больше соответствует местным условиям, возможностям ее применения, отвечает уровню подготовки и творческого потенциала работников культуры. Исходя из того, что в информационно-методическом руководстве народным художественным творчеством и организационно-административном регулировании присутствует функциональная общность, направленная на повышение эффективности культурно-досуговой деятельности, объект испытывает в данном случае на себе двойное воздействие. Работник народного творчества, как правило, выступает в качестве организатора (администратора) самых разных коллективов и групп людей, в то же время он обеспечивает качество культурно-досуговой деятельности, осуществляет отбор и оптимальное использование методик, ведет поиск новых форм, средств деятельности. В силу разноплановости, широты охвата явлений, массовости культурно-досуговая деятельность является сложной отраслью и требует научно обоснованного и компетентного организационно-административного регулирования и методического обеспечения.
Методические рекомендации, советы, пособия являются эффективными лишь в том случае, если они используются в практической работе учреждений культуры, а для этого необходимо организационно-административное регулирование, большая организаторская, а порой и финансово-хозяйственная работа. Контроль, проверка исполнения, другие организационно-административные усилия дают возможность внедрять методические рекомендации. Их внедрение в практику становится предпосылкой зарождения нового опыта и его последующего распространения.
Процесс информационно-методического руководства народным художественным творчеством изначально начинается с изучения практики. Прежде всего, следует глубоко изучить и освоить фактическое состояние дел в культурно-досуговых учреждениях, знать объект, его реальное состояние, узкие места, положительный опыт, потребности в методической помощи.
Объективно оценить положение дел в сфере народного творчества поможет углубленное изучение запросов, потребностей и интересов реальных и потенциальных посетителей учреждений культуры. Изучая деятельность культурно-досуговых учреждений, необходимо обратить внимание не только на положительную, но и на негативную стороны работы. Оценивая положительные результаты практики, следует взять из нее наиболее ценное, значительное и перспективное. Рассматривая недостатки, необходимо разобраться в причинах, сделать конструктивные выводы, которые позволят в последующем избежать повторения негативных явлений.
Исходным положением в освоении практики народного художественного творчества является умение осмыслить достижения как в теоретическом, так и в практическом аспектах, важно заметить перспективы, тенденции, ростки нового в развитии данной отрасли. Невозможно объективно оценить практику без глубокого знания законодательных актов, правительственных решений и документов, специальной и периодической литературы. Необходимо рассматривать народного творчество с точки зрения возможностей повторения лучших ее достижений в широкой практике.
Целостное представление о практике народного художественного творчества может дать личное участие методиста в работе учреждения культуры. Важно глазами специалиста, а не зрителя видеть и процесс подготовки мероприятия (технологию, методику), и ход мероприятия. Это позволяет наиболее точно разглядеть элементы нового, какие-то упущения, сделать правильные выводы, увидеть педагогический аспект, цель и смысл мероприятия.
Особо важным источником изучения практики народного художественного творчества являются документы, поступающие в органы культуры, в методические центры: статистические отчеты, текстовые отчеты, планы работы, государственные статистические отчеты.
В ходе изучения практики народного художественного творчества осуществляется ряд функций информационно-методической деятельности. Эти функции раскрываются в процессе методической деятельности в виде осмысления и обработки практики. Любая форма работы, будь то тематическая программа или репетиция, выступление художественного коллектива или диспут молодежи и т.д., имеет многообразие и богатство красок, свои неповторимые и своеобразные черты. В процессе методического осмысления необходимо выделить и охарактеризовать культурную программу, опуская различные малосущественные черты и свойства. Такое видение представляет собой методическую схематизацию практики и является необходимым условием для успешной последующей деятельности методиста. На основе такой схематизации осуществляется фиксация программы в виде определенной последовательности действий, которые производились в ходе ее реализации. Подобное видение мероприятия является непременным условием в успешной методической деятельности, оно дает возможность зафиксировать опыт. Таким образом, данная функция методической деятельности состоит в том, чтобы изученную практику представить инструментально-расчлененно.
Другой функцией методической деятельности является фиксация целостного процесса практики народного творчества. В процессе обобщений следует объединить наиболее характерные для определенных форм общие признаки. Важно при этом обратить особое внимание на сохранение характерных, специфических особенностей и черт. В процессе развития народного художественного творчества возникают новые связи и отношения между наукой, методикой и практикой работы. Это выражено еще одной функцией методической деятельности - быть посредником между научно-исследовательской работой и практикой, достижения науки внедряются и осваиваются практикой не напрямую, а через методические формы ее осознания и организации, и в этом заключается особая значимость данной функции. На этой основе методическая деятельность становится научно обоснованной, а наука оказывает управляющее воздействие на совершенствование народного художественного творчества, повышение эффективности. Отсюда - необходимость постоянного обращения к теоретическим разработкам, специальной литературе, профессиональной информации о передовом опыте работы в данной сфере.
Технология организации
Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2284; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!