Специфика организационного процесса в народном художественном творчестве



Министерство культуры Российской Федерации

ФБГОУ ВПО Орловский государственный

Институт искусств и культуры

 

 

Т.С. Громыкина

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО

НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ 

Учебное пособие

 

 

Орел, 2012


ББК 85я7

УДК 79

Г 875

 

 

 

Рецензенты: Мурадова Н.С. - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики Орловского государственного университета; Гапоненко В.М. – кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Социально-культурная деятельность» Орловского государственного института искусств и культуры.

 

Громыкина, Т.С. Организация и руководство народным художественным творчеством: учебное пособие / Т.С. Громыкина. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012. – 168с.

 

Предлагаемое учебное пособие содержит материал, посвященный профессиональному руководству народным художественным творчеством в современных условиях.

Пособие предназначено для студентов направления подготовки 071500 Народная художественная культура (квалификация (степень) «бакалавр»), а также может быть рекомендовано работникам социально-культурной сферы, всем интересующимся вопросами состояния и развития народного художественного творчества.

 

                                                                                © ОГИИК, 2012

                                                                                   

 © Громыкина Т.С.,  2012


Оглавление

 

Предисловие …………………………………………………………………4

 

Глава 1. Теоретические основы организации и руководства народным художественным творчеством……………………………………...6

1.1. Сущность понятий «организация» и «руководство»…………………..6

1.2. Специфика организационного процесса в сфере народного художественного творчества……………………………………..……………….10

1.3 Нормативно-правовое обеспечение организации и руководства народным художественным творчеством……………………………………...15

1.4. Кадровый потенциал коллективов народного художественного творчества………………………………………………………………………...25

Глава 2. Организационно-управленческие механизмы народного художественного творчества…………………………………………..……...32

2.1 Технология создания коллектива народного художественного творчества…………………………….. …………………………………………32

2.2. Руководство народным художественным творчеством в культурно-досуговых учреждениях ……..…………………………………………………41

2.3. Планирование и учет работы коллектива самодеятельного творчества………………………………………………………………………...50

2.4. Экономическая составляющая организации и руководства народным художественным творчеством..…………………………………….55

2.5. Технология организации и проведения фестивалей, конкурсов, выставок народного художественного творчества……………………………62

2.6. Информационно-методическое обеспечение народным художественным творчеством.…………………………………………………75

 

Практические задания………………………………………………...102

Тесты …………………………………………………………………….108

Кроссворды ……………………………………………………………..120

Заключение……………………………………………………………...127

Список литературы…………………………………………………….128

Приложение …………………………………………………………….131

 

 


Предисловие

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.

Статус народного художественного творчества, представление о его состоянии, путях сохранения и развития всегда находится в числе  актуальных задач общества. Приоритетом народного художественного творчества является воспитание личности творца, профессионала и художника, способного вобрать в себя богатейший опыт, накопленный прошлыми поколениями.

В условиях реформирования экономики страны кардинально изменилась обстановка в сфере культуры, изменились ее ориентиры. Рыночная экономика предъявляет новые требования к кадрам, создает условия для предпринимательства, требует умения формировать спрос на услуги учреждений культуры, изыскивать ресурсы, инструментарий хозяйствования, способы активизации творчества и т.д. Поэтому актуальной проблемойсовременного этапа развития культуры и в частности народного художественного творчества является совершенствование ее системы организации и управления, что обусловлено объективными процессами возрастания значимости культуры в жизни общества. Организация и руководство народным художественным творчеством становится все более сложной задачей на современном этапе.

Проблемам народного художественного творчества, в частности  фольклору, любительскому искусству, художественной самодеятельности, посвятили свои труды многие исследователи. Среди таких ученых можно назвать Г.А. Авлова, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Т.И. Бакланову, П.Г. Богатырева, Ф.И. Буслаева, Е.И. Григорьеву, М.И. Долженкова, В.З. Дуликова, Д.А. Жаркова, В.И. Закутского, Т.В. Зуеву, A.C. Каргина, Ю,Г. Круглова, Л.И. Михайлову, С.Ю. Неклюдова, Ф.И. Прокофьева, Б.Н. Путилова, И.П. Захарова, Е.И. Смирнову, Ю.И. Соколова, В.Н. Топорова, B.C. Цукермана и т.д.

Данное учебное пособие ориентировано на овладение студентами знаниями, умениями и навыками профессионального мастерства, как будущих организаторов и руководителей художественно-творческих коллективов в сфере народного художественного творчества и этнохудожественного образования.

Автор ставил своей задачей систематизацию материала, структурирование его в более удобной и приемлемой для усвоения форме в соответствии с имеющейся учебной программой по дисциплине «Организация и руководство народным художественным творчеством»,которая представлена в приложении данного пособия.

Особенностью предлагаемого пособия является комплексное сочетание теоретического материала с практическими заданиями.

В конце каждой главы помещен блок вопросов для закрепления материала.

Публикуемые материалы могут представлять интерес для работников социально-культурной сферы, всем интересующимся вопросами состояния и развития народного художественного творчества.

 

 


Глава 1. Теоретические основы организации и руководства народным художественным творчеством

1.1 Сущность понятий «организация» и «руководство»

Самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума – это организация. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.

В значительной мере и индивидуальное, и групповое поведение людей определяется их включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в регулировании совместной деятельности людей.

Трудно поверить, но организации, такие, как мы их знаем сегодня, - относительно новое явление в истории человечества. Еще в конце XIX века в мире существовало относительно небольшое количество организаций, но постепенно они заняли центральное место в жизни людей и теперь оказывают огромное влияние на все наше общество.

Определим следующее значение организаций:

1. Объединение ресурсов для достижения желаемых целей и результатов

2. Эффективное производство товаров и услуг

3. Упрощение нововведений

4. Использование новейших информационных и производственных технологий

5. Адаптация к изменениям в окружающей среде и влияние на среду

6. Создание ценности для владельцев, потребителей и работников

7. Соответствие современным требованиям специализации, этики, мотивации и координации деятельности работников.

Слово «организация» происходит от латинского organizo – делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация — объединение индивидов в единое целое для совместного труда[1]. Данный термин употребляется в отношении разных объектов: промышленных и малых предприятий, фирм, компаний, корпораций, заводов, подразделений предприятий, систем управления и др. Подавляющее большинство людей в современном обществе связаны или входят в ту или иную организацию, являясь их работниками, либо вступают с ними в контакт. Эти организации могут быть производственными, научно-исследовательскими, учебными, государственными или частными и др.

Слово «организация» применительно к народному художественному творчеству употребляется в нескольких значениях, но наиболее распространенными из которых являются - организация как учреждение, заведение, предприятие, ведомство, объединение и организация как деятельность (процесс).

Современные тенденции в менеджменте подчеркивают важность человеческих ресурсов, и большинство новых подходов основано на предоставлении работникам более широких возможностей, чтобы побудить их учиться и вкладывать свои силы в общее дело, поскольку все они трудятся вместе для достижения общей цели.

Для организации народного художественного творчества характерно управление, формирующее, мобилизующее и приводящее в движение ресурсный и организационный потенциал для решения поставленных задач.

Управление организацией народного художественного творчества в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, не зная основных понятий и определений, связанных с целенаправленной  художественно-творческой деятельностью.

По сути, организация народного художественного творчества — это  процесс систематизации и координации усилий для достижения поставленных целей.

Если существуют устоявшиеся сферы деятельности организации и определено ее место в обществе, то организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются государственные и частные предприятия, учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п. Если же организация не институциирована, то в данном случае она может быть представлена как процесс (например, организация ярмарки, выставки, конференции, семинара).

Сегодня организация народного художественного творчества может быть представлена как открытая система, встроенная во внешнее окружение. На входе организация народного художественного творчества получает ресурсы из внешней среды, на выходе -  отдает внешней среде, созданный ею продукт.

Различают формальные (созданные по воле людей официальным порядком) и неформальные организации (возникают сами по себе, не имеют руководителей). Последние существуют во всех формальных организациях, за исключением самых мелких. Все формальные организации подразделяются на простые (имеют одну цель) и сложные (многоцелевые).

Примером простой формы организации является клубное учреждение, состоящее из одного отдела, занимающее несколько комнат и расположенное в небольшом здании. Сложная форма – Дворцы творчества, школы искусств, высшие учебные заведения культуры и т.д.

Для каждой организации характерны: ресурсы (люди, технологии, информация и т.д.); зависимость от внешней и внутренней среды.


К внешней среде относятся: экономические и политические факторы, профсоюзное движение, посетители, государство и его структуры, культура, мораль, традиции и т.д.

Внутренняя среда определяется:

· структурой организации;

· системой ее управления;

· производственными технологическими процессами;

· уровнем механизации, автоматизации и разделением труда.

Эффективность функционирования любой организации, в том числе и организаций художественной направленности, зависит от профессионализма и слаженности работы ее сотрудников.

В процессе совместного труда люди прямо или косвенно связаны между собой, вступают в определенные отношения, объединяются в группы, образующие коллектив.

Коллектив - это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления[2].

Творческий коллектив - это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса культурных целей.

Важнейшей характеристикой такого трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных и индивидуальных потребностей, интересов.

В условиях рыночной экономики учреждения культуры нуждаются в решении задач управления на качественно новом уровне. Необходимость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует постановки управленческого учета и оптимизации процессов управления.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.).

Управление – это целенаправленное воздействие со стороны управляющего субъекта на людей или экономические объекты, с целью организовать их действия для получения определенных результатов[3].

Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации представляется взаимоотношением между руководителем и подчиненными, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.

Управление организациями, которые относятся к сфере народного художественного творчества, представляет собой способ воздействия на творческий процесс с целью его упорядочения.

Управление художественной деятельностью, складывается из планирования этой деятельности, постановки творческих задач, создания системы измерения педагогической работы и контроля за выполнением заданий. Управление любой деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация сотрудников и другие составные части работы руководителя.

Частным случаем управления является руководство.

 Руководство- это совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем взаимодействия на индивидуальное и коллективное сознание[4].

Прежде всего, руководство стоит рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей.

Другим элементом, характеризующим руководство является непосредственное влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. В этом и заключается руководство. Такая готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и подсознательной. Обычно человек готов идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т.д.

Третий элемент руководства – это обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо не мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась именно так, а никак иначе, руководство должно применить всю свою энергию и власть. Как видно из данного выше определения, конечной целью деятельности, которое заключает в себе руководство, является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных.

Таким образом, понятие «организация» применительно к народному художественному творчеству употребляется в нескольких значениях, а именно, организация как учреждение, заведение, ведомство, объединение и организация как деятельность (процесс).

Руководство народным художественным творчеством – это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Суть его заключается в оптимальном использовании ресурсов для достижения поставленных целей и задач.

 

Специфика организационного процесса в народном художественном творчестве

Прежде чем говорить о специфике организационного процесса в народном художественном творчестве, поясним само понятие «народное художественное творчество».

В большой советской энциклопедии это понятие трактуется как народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа[5]. К нему относятся создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном художественном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени.

Для всех видов народного творчества характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию.  Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.

К основным чертам народного творчества относится и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народного творчества непосредственно передаются из поколения в поколение.

Таким образом, народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности[6].

Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

Для того, чтобы вышеуказанный тип человеческой деятельности имел результативность, необходимо учитывать организационный фактор, который занимает важное место в социокультурной деятельности. С одной стороны, организация – это часть социокультурного менеджмента, с другой – вполне самостоятельная составляющая, без которой, по существу, не может обойтись ни один вид социокультурной деятельности. Организация – обязательное условие успешного проведения большинства социокультурных мероприятий. Хорошая организация придает блеск любому социокультурному явлению. Плохая организация сводит на нет любое творческое начинание.

Таким образом, организация народного художественного творчества – это система субъектов социокультурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата[7]. Организация народного художественного творчества – это упорядочение, приведение в систему действий относительно мероприятий – фестивалей, конкурсов, выставок и функционирования коллективов народного творчества. Но это не только система действий организационного характера, но и протекающий во времени процесс. Как правило, организация охватывает все стадии подготовки и проведения социокультурного мероприятия. Действие организационного фактора прекращается с окончанием этого мероприятия или в связи с достижением поставленной задачи.

В ходе организации решаются самые разнообразные социокультурные и творческие задачи, осуществляются самые разнообразные функциональные действия. К примеру, это может быть:

· основание или учреждение социокультурного объединения (клубы по интересам, детские и подростковые коллективы);

· подготовка и проведение социокультурного мероприятия (праздник, смотр, конкурс, выставка, экскурсия);

· упорядочение социокультурного процесса (учебно-творческий процесс в коллективе художественной самостоятельности);

· вовлечение в тот или иной вид социокультурной деятельности представителей различных социально-демографических групп населения и т. д[8].

Исходя из специфики социально-культурной деятельности (добровольный характер, опора на инициативу и интересы различных групп населения) управление в сфере народного художественного творчества осуществляется в своеобразной форме и носит, как правило, косвенный характер. В этих условиях организация – как функция менеджмента и как самостоятельное направление выходит на первый план. В СКД часто важно не столько управлять, сколько оказывать помощь в организации и проведении того или иного мероприятия. В народном художественном творчестве управление часто проявляется в форме организации. И здесь уместно говорить о едином организационно-управленческом процессе.

Имея много общего (прежде всего, общие цели достижения позитивного результата), управление и организация народным художественным творчеством имеют и свои отличия. Управление – это взгляд на проблему, как правило, сверху. Организация – это взгляд на проблему, как правило, изнутри.

Основная задача управленца -  поставить задачу, запустить механизм реализации и контролировать ход работы. «Вид сверху» заключается в том, чтобы определить в общем плане пути реализации, выявить кадровый, материальный и финансовый ресурсы, т.е. осуществить первоначальный этап организации.

Задача организатора народного художественного творчества – непосредственно участвовать в осуществлении поставленной перед ним задачи («вид изнутри»). Это участие выражается в конкретных действиях, направленных на создание условий, необходимых для достижения результата, на поиск исполнителей поручения, объединение совместных усилий и т.п.

В народном художественном творчестве подчас трудно выявить управленца в чистом виде. В значительной степени он выполняет и организаторские функции. В свою очередь, и организатор народного художественного творчества не может не быть в той или иной мере руководителем, т.е. в определенной степени он наделен властными полномочиями, хотя и незначительными.

В отличие от управленца (начальника, т.е. лица, наделенного властными полномочиями) руководитель художественного творчества является ответственным за непосредственное исполнение поручения, он непосредственный организатор. Речь в данном случае идет не об управлении персоналом социокультурного учреждения, где, как и в любом учреждении деятельность осуществляется в значительной степени на основе директивных методов, а о взаимоотношениях между специалистами (организаторами) социокультурного процесса и его рядовыми участниками, выполнения поставленной задачи, посредник между управленцами и исполнителями.

Организатор народного художественного творчества только частично выполняет управленческие функции. Но независимо от того, в какой степени организатор наделен властными полномочиями, он обязательно берет на себя роль лидера (формального или неформального), того, кто считает, что имеет право вести других за собой. Организатор художественного творчества требует, как правило, тогда, когда для выполнения поставленной задачи необходимо объединение усилий как минимум нескольких лиц. В том случае, когда для выполнения поручений достаточно усилий только одного человека, т.е. самого организатора, он выступает не как организатор, а как исполнитель, сам же организуя свою деятельность.

Но бывают случаи, когда требуется организовать деятельность только одного человека. В таком случае организатор народного художественного творчества выступает не как исполнитель, а как руководитель, поскольку добивается результата при помощи другого. Умение добиваться положительного  результата сближает в главном характер организатора и управленца. И в этом плане организация является одной из разновидностей управленческих профессий.

Остановимся теперь на других сторонах организационного процесса в народном художественном творчестве: уровни и степень организации; характер субъект-объектных и субъект-субъектных отношений; принципы организации и т.д.

Как уже отмечалось, характер организационного процесса народного художественного творчества напрямую вытекает из особенностей социокультурной деятельности, предполагающей самодеятельность и активность личности. При организации народного художественного творчества часто нет четкого деления на субъекты и объекты. Более того, просматривается явная тенденция перехода субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. В социокультурном процессе не только учитываются запросы и интересы личности, проявляется ее самостоятельность. А последняя предполагает значительную долю самоорганизации этого вида деятельности со стороны самой личности. В таком случае либо совсем не требуется профессиональный организатор, либо его роль сводится к оказанию помощи участникам социокультурного процесса.

Специфика народного художественного творчества делает актуальным вопрос об уровнях и степени организации. Как и в управлении, в организации есть предел организации, т.е. имеются виды социокультурной деятельности, где требуются значительные организационные усилия со стороны профессионалов, и имеются виды деятельности, где требуется совсем незначительная помощь со стороны профессионалов. И здесь уместно вести речь о таких понятиях, как самодеятельность и самоуправление, самодеятельность и самоорганизация.

На степень организации народного художественного творчества влияют самые разнообразные факторы, и, прежде всего такие, как уровень образованности и подготовленности личности, уровень ее социально-культурной активности, а также ряд объективных факторов – политические, экономические и психолого-педагогические условия, в которых эта деятельность протекает.

Специфика народного художественного творчества позволяет выявить и основные функционально-организационные действия: установление связи между участниками социокультурного процесса: координация действий между ними; оказание помощи участникам в достижении необходимого социокультурного результата (консультация, совет, уточнение направления движения и т.п.).

Организации народного художественного творчества присущи и свои особенности, и свои специфические принципы. На первое место среди них следует поставить ситуационный принцип. Суть его в определении пределов, характера и степени организационного воздействия в зависимости от ситуации (необходимости). Речь может идти о жесткой или мягкой организации, о собственно организации и о самоорганизации.

Принцип партнерских отношений организатора и организуемых означает равенство участников социокультурного процесса. Отношения между ними могут начинаться и как субъект-объектные, но затем, как правило, переводятся в субъект-субъектные. Организатор, выступающий в качестве инициатора, стремится сделать организуемых равноправными участниками процесса. И наоборот, если инициатива исходит «снизу», организатор народного художественного творчества включается в ее осуществление как в свое собственное дело.

Принцип постоянного действия организационного фактора – это организационное воздействие в той или иной форме присутствует на любой стадии подготовки и проведения социокультурного мероприятия. Правда, степень и характер этого вида действия различны – в зависимости от ситуации, потребности (необходимости), специфики самого мероприятия или вида деятельности. Явно организационный фактор проявляется, как правило, в определенный момент. До этого он может находиться в так называемой неактивной фазе, или в режиме самоорганизации, т.е. невидимым для постороннего глаза. Иногда от организатора требуется только запустить механизм подготовки мероприятия или только начать само мероприятие. И дальше организатор народного художественного творчества как бы отходит в сторону, выполняя роль наблюдателя. Иногда организатор присутствует на всех стадиях подготовки и проведения мероприятия, в той или иной степени влияя на его ход.

Таким образом, организация и руководство народным художественным творчеством – это вполне самостоятельный вид деятельности, выступающий в ряде случаев как промежуточное звено между управлением и собственно исполнением, т.е. реализацией.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 5253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!