Япония под властью сегунов Токугава



После смерти Хидэёси в 1598 с новой силой вспыхнула междоусобная война между третьим объединителем, Токугава, и его противниками, которые сгрупировались вокруг сынв Хидэёси — Хидэёри. Потерпев поражение в битве при Секигахара в 1600 Хидэёри и его сторонники обосновались в Осаке, который в течение 15 лет был центром оппозиции. В битве при Секигахара Токугава вперве применил лазутчиков-«невидимок» (профессиональные разведчики: одетые в черные балахоны, вооруженные крюками с веревкой, они мгновенно могли забраться под крышу дома и часами бесшумно там находиться. К рукам их были привязаны мет.пластины для отражения ударов меча, но вооружении у них были бамбуковые для подслушивания и духовые ружья с отравленными стрелами.

(вообще это продолжение борьбы за объединение Японии, первая часть в билете 20.2)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В 1603 Токугава Иэясу принял титул сёгуна и основав сегунат (1603-1867) со столицей в Эдо (совр. Токио) положил начало военно-феодальной диктатуре самого влиятельного самурайского дома того времени.

Сегуны Токугава отстранили от власти императора от политической жизни, но всячески подчеркивали его религиозный авторитет и утверждали что их власть санкционирована императором.

В XVII веке прекращаются усобицы → наступает стабилизация феод.производственных отношений → рост производительных сил: посевная площадь и сбор риса увеличились почти вдвое, возросла численность населения.

Также была достигнута и политическая стабилизация: подавление оппозиционных князей (часть из них, принявшая христианство, была казнена вместе семьями). У одной трети князей земли были конфискованы (у юго-западных), другой тети предоставлены новые владения, иногда с увеличениемтерриторий.

1614-1615 окончательно подавлено сопротивление Хидэёри и его сторонников в Осака.

Многие противники Токугава были физически уничтожены, у многих князей были конфискованы земли, некоторые из них были перемещены на новые. Но антикняжеские меры затронули не только 140 князей из числа 200 домов, а сотни тысяч самураев, лишивщихся своих покровителей и миллионов крестьян, испытавших на себе все ужасы гнета новых феодальных господ. Самураи (в особенности низшие их слои), если они не следовали за своими господами, лишались земли, покровительства сюзерена и превращались в «скитающихся людей» (ронин). Во время Осаксвой компании было уничтожено 100 тыс. ронинов, но по все стране их осталось 300 тыс. и их материальное обеспечение было одной из острейших проблем. Лишенные средств к существованию, они были готовы принять участие в любых выступлениях против власти - они участвовали в крестьянских и городских восстаниях, становились пиратами, устанавливали контакты с христианскими миссионерами.

Конфискованные владения Токугава передали свои родственникам и вассалам, создав крупное земельное владение в форме гантели, один конец которой был около Эдо, другой — окола Осака. Их связывала дорога Токайдо, в доль кторой тоже были расположены владения Токугава.

Была установлена сегунско-княжеская политическая система: страна разделена более чем на 200 княжеств, где их правители были полными хозяевами, центральное же правительство сохраняло право контроля над феодалами — они должны были подчинять общим законодательным мероприятиям сегуната. Таким образом, объединение страны так и не было окончательно завершено.

ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основной земельный фонд был закреплен за сторонниками Токугава и лояльными князьями. Владение феодала основывалось на точном учете дохода будущего землевладельца. Доход оценивался в продукции риса: все финансовые исчисления в стране были переведены на рис, основным мерилом ценностей стала основная мера риса — коку. Самоуправляющися хоз.единицей т. е. княжеством, являлось такое владение, которое приносило за урожай не менее 10 тыс. коку риса. В пределаз своего владения князь обладал верховной властью. Он управлял своими вассалами-самураями, которым выдавал определенное жалование натурой — рисовым пайком. Он же и высший руководитель над крестьянами, которому последнии платили налог опять же натурой: обычный размер налога — 1\2 урожая, остальное крестьянину. На практике же почти всегда больше половины отбирал феодал, на что содержал себя и вассалов.

Экономической основой сегуно-княжеской системй была эксплуатация мелкого «основного крестьянина». В XVII веке, в отличие от VII-XII, когда была распространена большая семья, преобладает моногамная семья основного крестьянина, что видно по переписям.

Князья, как правило, не имели своих запашек, но это не значит, что не было барщины. Она существовала в виде тяжелой гужевой повинности, когда со 100 соку урожая риса реквизировались две лошади и мобилизировались 2 человека для обслуживания казенного транспорта. Также барщина использовалась при сооружении замков и проведении ирригационных работ.

АНТИФЕОДАЛЬНЫЕ ВОССТАНИЯ

В результате смены князя и замены административного аппарата крестьяне подвергались еще большей эксплуатации со стороны новых князей, которые стремились увеличить налогообложение, хотя у них не было прочного положения для этого. За XVII век произошло 463 крестьянских восстания, направленных против злоупотреблений феодалов и назначения князей.

1637 год «христианское восстание» в Симабара, но о. Кюсю — одно из крупнейших. Крестьяне восстали из-за смены князя и введения новым для недомщиков страшной казни - «танца соломенного плаща» (на смертника надевали крестьянский соломенный плащ, связывали руки, а плащ поджигали). В восстанни участвовало ок. 30 тыс., преимущественно христиан — отсюда восстание. Во главе стояли самураи, бывшие вассалы одного из сподвижников Хидэёси и участника корейского похода, «христианского» полководца Кониси. В подавлении восстания участвовала голландская корабельная артиллерия. Пленных повстанцев в доказательство их отречения от христианства заставляли попирать ногами иконы, тех кто оказывался рапинали на крестах (на всех дорогах ведущих в Симабара стояли кресты с казненными).

Поголовное истребление восставших явилось одной из причин изменения формы крестьянского движения — преобладание петиционных движений. 1651 — крупнейшее петиционное движение под предводительством старосты села Сакура — Согоро. Однако крестьяне убедились в бесплодности петиций и снова обратились к активным формам борьбы — кол-во восстаний снова увеличилось.

СОСЛОВИЯ

В XVI веке было зафиксировано три сословия: самураи, крестьяне и горожане. В XVII же ремесленники и торговцы были признаны как самостоятельные сословия (ко и сё) — утвердилась четырехсословная структура токугавского феодального общества. Права и обязанности сословий строго регламентировались, в особенности это касалось крестьянства (Токугава иэясу приписывают слова: «крестьянин — это кунжутное семя; чем больше жмешь, тем больше выжмешь»). Регламентировались буквально все стороны жизни крестьян: они должны были питаться только грубой пищей, носить простую хлопчатобумажную одежду, и запрещалось строить удобные и просторные дома и чем-либо их украшать, устраивать развлечения или театральные представления.

Деревни делились на пятидворки, во главе которых стояли богатые крестьяне, в их обязанности входил полицейский надзор за соблюдением крестьянами всех правительственных регламентаций + фискальные функции. Крестьяне были прикреплены к земле и лишены права ее покидать. В случае бегства все члены пятидворок должны были платить налоги за бежавшего. За побег крестьяне подвергались строжайшим наказаниям.

Соц.разграничение ремесленников и торговцев указывало на усиление позиций последних, поскольку ранее, при Хидэёси оди были одним сословием — горожанами. Жизнь ремесленников и торговцев также строго регламентировалась. Но на практике эти регламентации часто нарушались.

Ремесленники были организованы в цех (восстановленные дза), построенные на началах монополии производства, наследственности ремесла и на внутренней иерархии (мастер — подмастерье — ученик). Деятельность цехов строго регламентировалась правительством, они облагались тяжелыми налогами. Торговцы объединялись в особые гильдии. Для пополнения казны Токугава ввели лицензии, которые продавались цехам и гильдиям, что упрочило правовое положение последних. Торговля и ремесло в 17 больших городах были изъяты из рук феодалов и поставлены в прямое подчинение специальным градоначальникам т. е. центральному правительству. Крупнейшие города: Эдо, Киото, Осака.

Токугавская регламентация изменила и сословие самураев. Во главе всего дворянства стоял верховный сюзерен — сёгун. Особое положение занимали его вассалы-сподвижники. Затем шли «постороннее князья» - не связанные с сёгуном прямыми вассальными связями. Но как и первые, так и вторые при смене сёгуна должны были получить от него подтверждение их прав на владение землей.

Вся масса самурайства находилась в подчинении у вышеописанных князей на положении вассалов. Но наряду с этими, традиционными феодальными слоями сформировался и новый слой самурайства - «чиновники под знаменем», находившиеся в непосредственном подчинении правительства.

Над аппаратом управления был организован специальный институт надзора — мэцукэ – (букв.: «прикрепить око», состоял из чиновников сёгуна) — соединял в себе полицейские функции с контролем над деятельностью феодалов, чиновников и учреждений.

Вне четырех сословий находились бесправные «жители поселков», занимавшиеся нечистыми профессиями: выделкой кож, уборкой нечисто, захоронением покойников и трупов животных, акушерством и актерской деятельностью. Они относились к самым низам общества и их положение было наследственным.

 

Токугава Иэсау поддерживал отношения с англичанами и голландцами, надеясь при их помощи ослабить влияние испанцев и португальцев, проповедовавших христианство, и миссианерскую деятельность которых он запретил. В 1630 прекращается ввоз европейски, а также китайских книг, где есть хотя бы малейшее упоминание о христианстве. Тремя указами (1633, 1636, 1639) сёгунат под угрозой смертной казни запретил японцам покидать пределы страны, а также строить большие суда для дальнего плавания. Вместе с тем страна закрывалась для иностранцев: исключение только для голландцев, которые участвовали в подавлении восстания в Симабаре, и китайцев, торговым судам которых в ограниченном кол-ве разрешалось заходить в Нагасаки . Где на искуственном острове происходил торг.

Политика изоляции страны проводилась на протяжении более 2 веков, но она была неполной. В ее основе лежало стремление стабилизировать феодальный строй. За время активной торговли XV-XVI веков быстро выросла прослойка богатых горожан в портовых городах. Овладев богатствами, они стали пользоваться настолько большим влиянием, что их усилении грозило подорвать устои феодального общества. Для нейтрализации частных торговцев торговля с иностранцами была монополизирована компанией, не только созданной и контролируемой гос-вом, но и организованной с прямым участием правительства как пайщика.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!