Общинно-кастовая система в средневековой Индии



 

В Индии существовали разные типы общин, но в ареале распространения более развитого общества сложился особый тип общины. Эта община была социально многослойной, но в основе социальных различий лежал не столько имущественный признак, сколько кастовый.

В древней Индии сложился первичный вариант кастовых отношений – ранги (варны), затем варновой строй трансформировался в систему каст (джати), представляющих собой общности людей, объединенных родом наследственных занятий, этническим происхождением, особенностями верований, обычаями, и отличающихся от других своим социальным происхождением и эндогамной замкнутостью.

В основе кастового деления лежит разделение труда. При дальнейшем развитии варно-кастовой системы все в большей степени действовали социальные факторы. Так, присоединенные отсталые племена могли быть помещены, как правило, лишь на самый низкий социальный уровень. Реальное же распределение по специальностям, зависело от конкретных исторических обстоятельств. Низкие касты часто обозначались по наиболее характерной для них профессии, но могли заниматься и некоторыми другими видами деятельности. Поскольку потребность в ремесленном труде и услужении сельской общине, где практически только и могли найти пропитание представители низких каст, была ограничена, то избыточная часть представителей этих каст использовалась в земледелии.

Деление на варны в средние века приобрело искусственный, внешний характер. Это менее относится к брахманам, сохранившим относительное единство своей организации. Однако, со временем и в среде брахманов появились некоторые обособленные эндогамные группы – касты.

В разных областях, в зависимости от этнического состава населения, земледельческие касты общинников назывались по разному, но вместе они относились к варне шудр. Верхний слой общины составляли полноправные члены, принадлежащие к господствующей в данной местности касте. Эта группа людей владела обрабатываемой землей и угодьями, контролировала всю хозяйственную и общественную жизнь в общине, создавала органы управления, платила налоги и подати гос-ву или феодалу. Обычно полноправные общинники были родственниками, но они делились на большие и малые семьи. Каждая такая семья вела хоз-во самостоятельно, и поэтому отношения между ними были имущественными, т.е. преобладали не родственные связи, а соседские.

Кроме свободных полноправных общинников неотъемлемой частью индийской общины являлись подчиненные группы людей из низких и неприкасаемых каст. Это были ремесленники и слуги, как бы состоящие на постоянной службе у общины. Среди ремесленников обязательно был плотник, кузнец, кожевенник, гончар. Среди слуг – стиральщик одежды (этим занимались мужчины), цирюльник, уборщик. Часто был и сторож, иногда выполняющий полицейские функции.

Ремесленники и слуги были полностью на содержании общины. Размер содержания зависел от кастовой принадлежности ремесленника или общинного слуги. В каждой местности определенная деятельность всегда была закреплена за конкретными кастами и только в отдельных случаях можно было совмещать профессии. Были установлены нормы количества ремесленных изделий и оказаний услуг, которые ремесленники и слуги должны были обеспечить общине для ведения ею с/х и поддержания принятого образа жизни. Вместе с этим установились и нормы обеспечения с/х продуктами самих ремесленников и слуг. Так возникла внутриобщинная система натурального обмена видами деятельности – джаджмани. Она охватывала именно те виды услуг и ремесла, которые были необходимы общине. Таким образом, индийская община приобрела большую независимость от внешнего рынка, поскольку все потребности ее членов удовлетворялись не в сфере товарно-денежных отношений, а внутри общины.

Система джаджмани была важна еще потому, что члены доминирующих каст просто не могли в быту обойтись без помощи низких и неприкасаемых каст. Например, они не могли прикоснуться к трупу околевшей коровы, так как прикосновение к падали считалось тяжким ритуальным осквернением => нельзя обойтись без кожевника (что интересно, что продукты труда неприкасаемых, кроме приготовленной ими пищи, считались чистыми). Также поддерживать чистоту в деревне мог только другой неприкасаемый – подметальщик. Общинники не могли сами бриться и стирать одежду – это считалось недостойным. Без помощи неприкасаемых индиец не мог совершить похоронный обряд – почти все процедуры и церемонии, кроме молитв, осуществляли неприкасаемые.

Более того, полноправные общинники не всегда сами занимались земледелием (чаще всего если это было если они принадлежали к военной или брахманской касте). Тогда они целиком жили за счет труда арендаторов своей земли, вели хоз-во руками низкокастовых наемных рабочих или рабов. Аренда была бесправной: участок предоставлялся на короткий срок (1-3 года), работник мог быть согнан в любой момент по произволу хозяина. Арендная плата составляла не менее половины урожая, а нередко и большую его часть. Таким арендаторам часто приходилось обращаться за помощью к хозяину, так как из-за бедности у низкокастовых не хватало орудий труда, не было быков для пахоты, не оставалось посевного зерна и т.д. За все это дополнительно увеличивалась арендная плата. В какой-то момент становиться трудно отличать такого экономически несамостоятельного арендатора, не имеющего собственного хоз-ва, от наемного работника.

Полноправные общинники, являвшиеся непосредственными производителями-земледельцами, привилегированные арендаторы из членов высоких каст, другие, по большей части бесправные, арендаторы из числа низкокастовых и неприкасаемых вместе составляли класс феодально-эксплуатируемого крестьянства. Характерной черной этого класса в Индии была его социальная неоднородность. Непреодолимая кастовая отчужденность отделяла высокие и низкие касты. Крестьянство было не однородным: представители высоких каст, даже будучи сам тружениками , одновременно выступали эксплуататорами низших и неприкасаемых. Поэтому представители разных категорий класса феодально-зависимого крестьянства не ощущали общности интересов, т.е. не осознавали себя классом.

Вторая по численности прослойка непосредственных производителей – наемные работники [докапиталистического типа – чтобы это значило…]. Они в подавляющем большинстве были представителями низших и неприкасаемых каст, а также были зависимы от полноправных общинников. Нередко эти работники были связаны личной зависимостью с определенным хозяином и обязаны были работать на него. Ученые иногда приравнивают их положение к рабскому. И рабы и наемные работники принадлежали к низким и неприкасаемым кастам => подвергались одинаковому обращению, однако наемные работники, помимо пищи в период работы, видимо, такой же, какую получали рабы, получал долю от урожая (1/10 в древности и в раннее средневековье, около 1/20 – к концу средних веков).

По мере формирования и укрепления индийской сельской общины и общинно-кастовой системы в целом порабощение представителей высших каст становилось все более редким явлением, считавшимся нарушением кастового статуса. К началу нашей эры шудры, вайшьи, брахманы и кшатрии считались уже людьми, по природе предназначенными быть свободными, а вневарновые – представители низких и неприкасаемых каст и отсталых племен, напротив, рассматривались как по природе предназначенные к участи рабов. Это, правда, не значило, что все люди этой категории становились рабами (таковых было меньшинство), но в них видели как бы потенциальных рабов. В Среднее века рабы из членов низких и неприкасаемых продолжали быть заметной соц.прослойкой в индийской деревне. Как и в древности они существовали, получая скудную еду от хозяина и выполняя в основном подсобные работы; раб мог быть занят на полевых работах, его жена – ухаживать за скотиной, выполнять разные работы на подворье и в ломе. Раз в год им выдавались куски ткани для набедренных повязок и сари. Семья раба обычно жила в хижине недалеко от усадьбы господина и имела право владеть небольшим имуществом.

Итак, внутриобщинные производственные отношения и формы эксплуатации отличались сложностью и не могут быть определены как чисто феодальные. Средневековое общество Индии может так называться только потому, что феодальные производительные отношения существенно преобладали над иными производительными отношениями, не типичными для феодализма.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!