Движение за реформы в минском Китае. Роль академии Дунлинь



Империя Мин в XV-XVII веках сохраняла черты средневековой деспотии: обширный демократический аппарат, самодержавная императорская власть и бесправное население. Дробление общества на мелкие соц. группы препятствовало развитию политических движений. Со второй половины XV века усиливаются народные выступления.

Императоры опирались на ограниченный круг феодальной знати, передавая управление страной зачастую случайным людям (нередко подобными временщиками становились гаремные евнухи). Воздействие широких кругов чиновников на управление страной полностью исключалось. Росли самоуправство на местах казнокрадство, взяточничество. Правительство косвенно способствовало этому: поощряло семейность, обходя закон об экзаменах, продавало гос.должности. Система надзора, доносов, слежки действовала повсюду – от сельского двора до императорской канцелярии в столице. Террор усиливался созданием специальных тайных организаций. Чжусианство, буддизм и другие религии, система образования и экзаменов способствовала незыблемости консервативной идеологии.

Внутреннее и внешнее положение страны вызывала недовольство передовых людей того времени – ученого сословия. Их поддерживали некоторые образованные помещики из развитых экономически районов страны, а также городские торгово-передпринимательские слои. Не имея собственного представительного органа, эта прогрессивная часть общества обнародовала свои идеи в письменных докладах императору.

Чиновники палаты инспекторов, обязанные по роду службы обследовать работу всех звеньев государственного аппарата, воспользовались своим правом вручать доклады напрямую императору. В конце XV века инспекторы неопровержимо доказывали виновность в лихоимстве и беззаконии тогдашнего временщика-евнуха, группу приспешников которогои его самого удалось свергнуть в 1498 г.

В начале XVI века борьба стала еще острее. Главной целью движения были реформы в политической сфере. Выдвигались требования непосредственного участия императора в решении государственных дел, пожелания, чтобы сын Неба вел скромную жизнь, почитал заветы древних и выполнял конфуцианские обряды. Докладчики требовали сократить государственный аппарат, изжить семейственность, взяточничество и продажу должностей, удалить бесчестных служащих и евнухов и выдвигать в чиновники талантливых и образованных людей. Достижение последнего они видели в изменении системы образования и экзаменов, оторванных от потребностей практической жизни. Также были требования разрешить свободу выражения мнений и резко критиковалось устаревшее законодательство.

В основе экономических требований реформаторов лежали идеи конфуцианства о повышенном внимании к земледелию и соблюдении строгой экономии. В связи с этим резко критиковались намерения двора строить дворцы, не считаясь с неурожаем и голодом в стране. Докладчики писали о непомерной тяжести налогов, плачевном состоянии с/х и необходимости ирригационных работ. Реформаторы XVI века пошли дальше конфуцианских принципов: они требовали ликвидаций казенных предприятий и государственных монополий, тормозивших развитие частного ремесла и частных мануфактур и мешающих развитию экономики. Сторонники реформ требовали закрытия казенных лавок, торговавших зерном и продукцией ремесла, собранными с народа. Резко осуждались многочисленные внутренние таможенные заставы, контролерами которых часто были дворцовые евнухи.

Реформаторы настаивали на оживлении внешней политики и прекращении территориальных и экономических уступок соседям. Особенно возражали они против торговли шелком, навязанной империи монгольскими ханами в обмен на недоброкачественных лошадей. Инспекторы обличали разложение армии, небоеспособность воинов, требовали реорганизации военного дела.

Минский двор отвечал на потоки петиций жестокими карами. В 1508 году было схвачено 300 столичных чиновников. Через 10-11 лет вновь массовые аресты Жестокому разгрому подверглась академия Ханьлинь, а 200 видных ученых и чиновников заключили в тюрьмы. Арестам подвергались даже высокопоставленные сановники, их пытали, били палками, приговаривали к смертной казни, ссылке, конфискации имущества, лишали чинов и привилегий, превращали в простолюдинов. Но несмотря на усиление террора, борьба не ослабевала. 1567 – императору пришлось отстранить от власти евнухов, на высокие посты назначить видных ученых.

Сторонники реформ Чжан Цзюйчжэн пытался осуществить серию мероприятий:

- правительство выделило средства на строительство и восстановление дамб, разрушенных разливами Хуанхе, за счет ассигнований на содержание двора и развлечения.

- налоговая реформа: после переучета податного населения и перемера полей множество натуральных поборов и казенные трудовые повинности были заменены единым денежным налогом.

- отменялось правило круговой поруки: дворы больше не должны были покрывать недоимки с беглых соседей. С крестьян списали тяжелые долги.

- ввел порядок проверки деятельности чиновников их назначений и передвижений по службе.

- много было сделано усиления войска, пограничной службы и повышения аторитета командного состава.

Чжан Цзюйчжэн добивался и отмены правительственных монополий, но безуспешно.

Император согласился на регулярные аудиенции сановникам и личное участие в государственных делах. 1573 – высочайший эдикт об усилении внимания к докладам и проверке принятых по ним мер.

Политики преобразований вызывала упорное сопротивление сторонников крайней реакции. На Чжан ЦзюйчЭэна писали доносы. После его смерти в 1582 году его обвинили преступником, а семью истребили. Феодалы пытались восстановит прежние порядки.

С 90-х годов XVI века опозиционнон движение в среде феодального класса и городских верхов приняло новые формы. В городе Уси – одном из торгово-ремесленных и культурных центров юга Китая на реке Янцзы на базе средневековой академии Дунлинь сложилась политическая организация. Ее возглавили видные опальные чтновники, высланные из столицы. Дунлинская группировка во главе с Гу Сяньчэном – единомышленником Чжан Цзюйчэна, стала преобретать все больше сторонников в ученом сословии и среди зажиточных горожан. Среди них был и влиятельный сановник Ли Сяньцай, пытавшийсяосуществить некоторые реформы на практике. Программа Дунлинь повторила требования реформаторов XVI века: призыв императора к личному участию в гос.делах, требования учитывать мнения, высказанные в докладах, устранение евнухов, реорганизация гос.аппарата и системы замещения должностей, отмена наказаний сановников батогами.

Но особое внимание дунлиньцы уделяли борьбе за улучшение условий для частных предпринимателей и становлению рациональных форм хозяйствования: требовали ликвидировать права гос-ва на разработку недр и внутренние пошлины, передачу фарфоровых заводов и ткацких мастерских частным лицам. В докладах звучало требование прекратить захват земель крупными феодалами, упорядочить землепользование и налогообложение.

1620 – стронникам Дунлинь удается возвести на престол своего кандидата и санкционировать реформы.

Приход к власти оппозиции сплотил враждовавших между собой феодалов. Молодой император был отравлен, а его приемник уже не смел вмешиваться в государственные дела. 1624 – поражение реформаторского лагеря и конец противостояния реакции. Власть при дворе вновь захватили временщики и клики евнухов. Начались жесточайшие преследования: все дунлинцы были казнены, их сторонники разжалованы или сосланы. Особенно жестоко преследовали ученых, большинство академий и школ закрыли.

Главная причина поражения реформаторов в том, что они, рассчитывая на поддержку императора, не искали помощи у народа и были противниками крестьянских и городских восстаний.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 962; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!