Делийский султанат: особенности образования и развития аграрных отношений



Образование:

Мусульманские войска, вторгшиеся в долину Ганга после победы при Тараине (1191-1192), должны были, по замыслу Мухаммеда Гурии, не грабить захваченную страну, а превратить ее в провинцию гос-ва Гуридов (Гуриды – суннитская династия, правившая в Афганистане, Иране и Пакистане в 1148-1206). Управление над завоеванными территориями Мухаммед Гурии отдал полководцу Кутб уд-Дину Айбеку, происходившему из гулямов (гулям – мальчики, отнятые у родителей, воспитывавшиеся в духе преданности династии, обучавшиеся военному делу и использовавшиеся в войсках). утб уд-Дин был военным наместником, поэтому в его обязанности входило дальнейшее завоевание индийских княжеств, но их сопротивление постоянно возрастало и добиться значительных успехов ему не удалось

К нач. XIII века владения Мухаммеда Гури включали в себя западную часть долины Ганга (в основном область Доаба), часть Раджастхана и Ауда. Ставка Кутб уд-Дина Айбека была в Дели, оказавшимся удобным стратегическим центром.

В процессе завоевания крупным военачальникам, а позже и более мелким, отдавались в управление целые области. С помощью войск эти наместники должны были держать население в повиновении, собирать дань и отсылать ее наместнику в Дели, оставляя часть себе на содержание войска. Новые властители стали собирать налог также как собирали правители-индийцы – в идее доли урожая и в том же размере (сначала 1/5 урожая, с конца XIII – 1/4). Со временем были установлены и мелкие поборы, например, за выпас скота, торговые пошлины – вообще налогообложение приняло упорядоченную форму.

Многие местные феодалы были вырезаны мусульманами, другие бежали, но часть осталась в своих владениях, приняв власть мусульманского султана и обязавшись отдавать ему большую часть податей. На первых порах такое вассальное подчинение индийских феодалов было для мусульман самым легким решением вопроса умиротворения той или иной области. В последствии крупные вассалы-данники из индусов остались главным образом на окраинах и в труднодоступных местностях. Большая же часть сохранившихся индусских феодалов представляла собой общинных вождей, нужных мусульманам в качестве посредников между военными властями и общиной в делах сбора налогов и поддержания порядка. Завоеватели еще не имели никакого аппарат сбора налогов и использовали традиционную индийскую систему.

На рубеже XII-XIII веков обстановка в северной Индии была очень нестабильно, но было очевидно, что мусульманское гос-во прочно и надолго обосновалось в долине Ганга. Но государства расположенные к югу и к западу от владений Мухаммеда Гурии оказывали ожесточенное и небезуспешное сопротивление.

1206 – начало истории Делийского султаната. Султан Мухаммед Гурии был убит на берегу Инда, возвращаясь из карательного похода. Тотчас разразилась борьба за его наследство, победителями из которой вышли представители гулямов. В Пенджабе и долине Ганга власть захватил Кутб уд-Дин Айбек (1206-1211). Возникшее гос-во назвали по столице. Первый его правитель вскоре умер, упав с лошади при игре в конное поло.

1211-1236. правление Шамс уд-Дина Илтутмыша, бывшего ранее правителем области в долине Ганга. Как и его предшественник он происходил из тюрок-гулямов. В ходе ожесточенной борьбы ему удалось отвоевать весь Пенджаб и Синд, подчинить Бенгалию. Делийский султанат окреп.

1221. в Пенджаб вторгся сын разгромленного Чингисханом Хорезмского шаха Джалал уд-Дин, а вслед за ним и монголы. Илтутмыш отказался принять беглеца в своих владениях, но Пенджаб и Синд сильно пострадали от войск Джалал уд-Дина и монголов, пока они (спустя три года) не покинули пределов Индии.

Аграрные отношения:

При первых правителях весь гос.механизм представлял собой военную организацию. Пока господство завоевателей было зыбко, была необходима особая сплоченность – это понимали и сам мусульманские феодалы. Поэтому отношения гос-ва и феодалов строились на основе строгой централизации, подчинении военачальников правителю и концентрации ресурсов в руках султана.

Основная форма регулярного феодального владения сложилась из первоначального временного военного управления наместников и получила название икта. Икта – владение на очень ограниченных правах. Владелец икта должен был собирать налог в соответствии с общегосударственными нормами в первую очередь для казны и лишь малую (от 1/20 до 1/10) долю мог оставить себе. Эти средства феодал обязан был расходовать на содержание обязательного конного отряда, с которым должен был явиться к султану по первому его требованию. В мирное время с помощью этого отряда феодал поддерживал порядок и обеспечивал сбор налога на вверенной ему территории. По мере продвижения по службе военачальник мог получить икта большего размера, но при этом терял прежний. Обычно владение было пожизненным, но определенно не подлежало наследованию.

Многие военачальники стали властителями целых областей, ставшими их икта. Таких крупных феодалов называли «мукта» (арабск. букв. «владеющий икта»), они носили титулы эмиров и маликов. К концу правления Шамс уд-Дина Илтутмыша в Делийском султанате верхушку военно-феодальной аристократии представляли 40 мукта, содержавших большие отряды конницы и располагавших поддержкой своих родичей – членов их кланов. Тех, кто держал мелкие икта называли иктадарами (персидск., букв. «владеющий икта»). Каждый из них владел сельской округой, включавшей иногда десятки деревень.

По мере упрочнения гос-ва и малики и иктадары стали все более ощущать себя феодалами, чем войнами, и тяготиться властью султана. Видимо это понял и Шамс уд-Дин Илтутмыш, поскольку в окрестностях Дели он решил раздать двум тысячам войнов мельчайшие икта размером с деревню, или даже в полдеревни. Эти «иктадары-всадники» должны были лично участвовать в походах султана. Они полностью зависели от султана, их благополучие было тесно связано с его прочной властью и порядком в гос-ве.

Вторая по значимости форма феодальной собственности – прямое владение гос-ва, называвшееся халисе. С населения, приживавшего на территории халисе, взимались основной поземельный налог – харадж – и прочие подати. Этим занимались чиновники налогового ведомства, направляя собранные средства напрямую в казну, откуда уже распределялись на гос.нужды, прежде всего на содержание войск, подчинявшихся лично султану. Таким образом, армия состояла из двухчастей: войска самого султана и войска иктадаров. На первых этапах развития Делийского султаната видно преобладание центральной власти над слоем феодалов. Права последних были ограничены условиями служебного владения икта, а фонд земель халисе был весьма значителен и позволял давать все новые и новые пожалования.

Владения индийских феодалов оставались весьма заметны, их объединяют под общим названием «заминдари». Феодалы таких земель не несли военной повинности, но обязаны были отчислять налоговому ведомству згачительную часть присваемого и прибавочного продукта. К числу заминдаров относятся вассальные князья, более мелки владетели и общинная верхушка. В функцию последнее входил сбор налога с общинников, с правом оставить себе небольшую часть этого налога, при чем их собсвенные зесли освобождались от обложения; кроме того они также собирали с общинников в свою пользу непредусмотренные властью подати.

Очень малочисленными были такие виды земельного держания, как инам, мульк, вакх.

Инам (букв. дар) – вещественные (напр., халат с плеч государя) и денежные подарки. Но если султан дарил постоянный доход, то финансовое ведомство передавало поданному населенную территорию, приносящую такой доход – обычно небольшое владение, чаще всего деревня. Это было безусловное наследственное владение. Иннам мог получить, например, поэт-панагирист, человек, принесший хорошую весть, и т.д., причем как все светские, так и духовные лица. Впоследствии инам в широком смысле – любое безусловное наследственное владение.

Мульк – также наследственное, но не безусловное владение. Мулькдар (владелец мулька) обязан был значительную часть дохода отдавать гос-ву в качестве налога. Чаще всего мульки принадлежали купцам, которые могли покупать и продавать их или создавать путем вовлечения в обработку новых земель, например, вложив деньги в орошение пустошей. Эти окультуренные земли сдавались в аренду, и 1/10 налога получал владелец мулька, а 9/10 шло в казну. Также известны мульки другого типа, когда объектом владения были деревни; в этом случае мулькдар присваивал часть налога, собираемого с общинников.

Вакх – земли, переданные мусульманским учреждениям: мечетям, медресе (духовным училищам), ханака (суфийским монастырям), гробницам мусульманских святых, являвшихся объектом поклонения. Это были безусловные владения, сохранявшиеся до тех пор, пока существовало учреждение.

 

Эволюция икта: состарившихся и умерших, и боязнь Балбана противостоять народным массам.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 628; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!