Государство Фатимидов в Египте



 

СТАНОВЛЕНИЕ ГОУДАРСТВА

В 60-х годах IX века эмир Египта Ахмед ибн-Тулун, укрепив свою власть, создал фактически независимое гос-во. С начала X века Египет стал объектом притязаний воцарившийся в Магрибе шиитской династии, которая велас вою родословную от дочери Мухаммеда – Фатимы.

969 год – после нескольких десятилетий борьбы, фатимидские войска овладевают столицей Египта Фустатом, а затем и всей страной. Затем фатимидские войска во главе с главнокомандующим Джаухаром продолжили поход на Сирию и овладели ее землями вплоть до Дамаска.

1037 год – Фатимиды заключили перемирие с византийским императором, который в течение нескольких лет совершал вторжения в мусульманские пределы. Пользуясь этим перемирием, Фатимиды завоевали Халеб (Алеппо), чем подчинили себе всю Сирию, кроми Антиохи, которой владели византийцы. Карматам (государство возникшее в нач. X века на терр. Совр. Бахрейна) за отказ от притязаний на Сирию была обещана ежегодная дань – 20 тыс. динаров. К нач. XI века в состав Фатимидского гос-ва входили: Египет, современная Ливия, Сирия, Палестина, Западная Аравия, о-ва Мальта, Сицилия, Сардиния, Корсика.

Еще в нач. X (909 год) века фатимидские правители приняли титул халифов. Таким образом на востоке оказалось два халифа (второй – Аббасидский халифат, столица Багдад). Каждый из них считал законным лишь себя, оба взаимно объявляли друг друга еретиками. Фатимидский халиф Муыз (953-975) после формулы «нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед его пророк» добавил слова «Али друг Аллаха», а свое имя приказал упоминать в пятничной молитве как наследника Али (Али ибн Абу Талиб – двоюродный брат, зять и сахаба (сподвижник) пророка Мухаммеда, муж Фатимы).

Притязания фатимидов были признаны во многих областях мусульманского мира, даже в Медине – родине Мухаммеда. Правитель Йемена приказал упоминать фатимидского правителя в пятничной молитве и послал к нему своих представителей. Духовный авторитет Фатимидов был признан вплоть до Хоросана.

Но в то же время предводитель тюрок-огузов Тогрул-бек признал учение секты Али опасной и подавил выступление приверженцев Фатимидов в подвластных ему районах. В это же время (1053 год) командующий войсками аббасидского халифа Аслан аль-Басассири поднял в Багдаде белое знамя Фатимидов (его примеру последовали и в других главных городах халифата), а также вынудил халифа подписать документ, в котором тот признавал себя и всех Аббасидов узурпаторами, а Фатимидов – законными правителями.

Фатимидский халиф послал Аслану помощь: людей, 500 тыс. динаров, продовольствие, вооружение, одежду, лошадей. Но Багдад был все же взят войсками Тогрул-бека. Фатимиды не решились более вмешиваться в иракские дела, к тому же в Сирии начались усобицы между наместниками (в Халебе за 3 дня сменилось 3 правителя). С большим трудом спокойствие было восстановлено. В это время Аббасидский халиф издал новый документ за подписью высших судебных и духовных лиц, в котором притязание Фатимидов на происхождение от Али объявлялось лишенным оснований, но Фатимиды сохраняли власть на завоеванных территориях.

Центром нового халифата стал Египет. Сельское хоз-во, торговля. Ремесло при Фатимидах достигли высокого уровня.

Зерновыми Египет обнспечивал не только себя, но и соседние провинции и гос-ва. Египетский лен вывозили далеко за пределы страны. Общему подъему земледелия способствовало строительство многочисленных оросительных сооружений, специальный штат чиновников следил за уровнем воды в Ниле и за ее распределением. Халифы из гос.средств ежегодно выделяли 200 тыс. динаров на возделывание бесхозных, но пригодных для земледелия участков. Это объяснялось желанием получить как можно больше дохода от земледельческих культур.

Значительно развилось ремесло. Ткани, стеклянные и гончарные изделия, бумага и переплеты, сахар находили широкий сбыт как в стране, так и за рубежом. На многие отрасли ремесленного производства существовала халифская монополия: халифам принадлежали крупные ремесленные мастерские, которые, естественно, лучше снабжались сырьем. Весьма развито было судостроение: египетские купцы были связаны с Востоком, Западом и внутренними районами Африки.

После завершения завоеваний Фатимиды приступили к укреплению своей власти, упорядочению управления и налогообложения.

АГРАРНОЕ УСТРОЙСТВО.

Фатимидские правители считались верховными собственниками всех земель в гос-ве. При них большое распространение получила раздача земель в качестве икта крупным чиновникам и военачальникам, которые становились обязанными поставлять солдат. Выделял икта специальный диван. Лены были различных размеров в зависимости от должности владельца и давались на срок несения службы. Первоначально икта были небольших размеров, но во II пол. XII века военные стали играть большую роль при решении важных гос.дел, и икта значительно увеличились (по сообщениям историка Макризи). С нач. XII века крупные лены предоставляются уже на 30 лет т.е. на определенный срок, что давало возможность владельцам пренебрегать своими обязанностями перед гос-вом. Мелкие же ленники часто разорялись, поскольку не могли выполнять всех налагавшихся повинностей.

Частные земли – мульк – принадлежали крупным чиновникам-феодалам. Собственники мулька могли свободно распоряжаться им: сдавать в аренду, продавать и покупать. Крестьяне мулька были фактически прикреплены к земле, вследствие чего в течение всего правления Фатимидов власти боролись с бегством крестьян.

НАЛОГОВОЯ СИСТЕМА.

Главная статья гос.доходов – поземельный налог «харадж», исчислявшийся с земельной площади. Харадж взимали как деньгами, так и натурой: зерном, финиками, скотом, вином, птицей и т.д. При первом халифе была запрещена откупная система сбора налогов, и чиновники взимали их непосредственно с налогоплательщиков.

Для контроля над взиманием хараджа было создано два дивана: для Верхнего и Нижнего Египта. Размеры и вид налога менялись от множества факторов: плодородие почв, время года, от вида с/х культур, от уровня воды в Ниле. Так например в верхнем Египте налог собирался зерном, а в Нижнем в колеблющемся денежном эквиваленте.

Также большое место в гос.доходах имели косвенные налоги и многочисленные пошлины. Наряду с налогами и пошлинами, освященными Кораном и считавшимися законными, взимались и не освещенные, которые так и назывались «незаконные» (арабск.: макс, мукус). Из законных, кроме хараджа, особо важны десятина (ушр), которой облагались мусульманские купцы в портах, и «пятая часть» (хумс), котрой облагались иностранные товары. Иногда хумс взимали натурой. Также иногда греческие купцы по договоренности с правительством получали привилегию – платили не 1/5, а 1/10 стоимости своих товаров. В морских портах взимали также приморский налог.

Еще одним из важнейших источников дохода был подушный налог с немасульман, который ежегодно приносил 130 тыс. динаров. «Незаконные» налоги взимались по усмотрению правительства и внекоторые периоды отменялись. Макризи пишет: только воздух не облагался налогом. Все остальное: выгоны и пастбища, вода и рыбная ловля, работорговля, ремесла, даже паломничество в Мекку – было источником лоходов халифской казны. Размерв этих налогов колнбылись от 10 до 25% стоимости.

Немалые доходы получала казна от монополий, например, на добычу и продажу квасцов и натрия. В 50-х XI века была объявлена монополия на продажу древесины, железа, мыла, свинца и т.д.

Вообще в тот период не было грани между гос.казной и личной кассой халифов. Халифу принадлежали многочисленные караван-сараи, бани и другие общественные здания; также им принадлежала большая часть торговых судов и все таможни. Домен халифа состоял из 360 деревень, недвижимая собственность в Каире состояла из 8 тыс. домов и 20 тыс. лавок, сдававшихся в аренду.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Существенно не отличался от других феодальных гос-в Ближнего Востока.

Верховную власть осуществлял халиф, соединявший в одном лице светскую и духовную власть. Вторым лицом в гос-ве был везир, назначавшийся из высших слоев феодального класса. Полномочия везиров были велики настолько, что при последних Фатимадах государством фактически управляли они, хотя их назначение и смещение зависело от влияния различных группировок.

Все стороны хоз.жизни страны контролировались специальными ведомствами: военное, финансовое, общественных работ. Особое развитие при Фатимидах получило финансовое ведомство: были созданы многочисленные диваны, подчиненные единому руководству и контролю. Строго контролировались все доходы и расходы го-ва: каждая статья дохода была предназначена для покрытия определенных расходов гос-ва, а казна служила для хранения излишков и резервов. Так, харадж был определен для покрытия расходов на жалование военачальников, чиновников и солдат. Специальные диваны контроля и наблюдения контролировали баланс между доходами и расходами.

После завоевания Египта Фатимиды наладили чеканку собственной монеты – тех же динаров и дирхемов, но сшиитской формулировкой веры и обозначением имени царствующего халифа (а иногда и везира). Цент чеканки – Каир, но монетные дворы существовали еще в 10 городах. Строго соблюдалась биметаллическая система: медные деньги были вне закона. Также в ходу были монеты соседних арабских гос-в.

На верху служебной иерархии стояли высшие государственные чиновники из свиты государя. Часть их фактически не принимала участия в управлении гос-вом, хотя аккуратно получала свое жалование. По сообщению Насир-и-Хусрау, главной их обязанностью было явиться на поклон к везиру, когда тот открывал собрание, сразу после этого они могли отправляться по домам.

Но для управления гос-вом нужны были образованные и знающие дело чиновники. Большую роль играли писцы, обмерявшие земли до и после обработки; инспектора, осуществлявшие контроль на местах; свидетели, сопровождавшие писцов и т.п. Большинство этих чиновничьих должностей занимали коренные жители страны – копты.

Высшую судебную власть осуществлял главный кадий, а на местах – простые судьи.

Первоначально ядро армии составляли берберские отряды, совершившие почти все крупнейшие завоевания в Северной Африке, Египте и Сирии. После создания обширной империи с пестрым этническим составом Фатимидам пришлось считаться с необходимостью привлечения к гос.службе представителей других народностей. По примеру других гос-в Ближнего востока Фатимиды создали гвардию из тюркских отрядов и войсковые части из негров. Берберские, тюркские и негритянские войска были размещены изолированно друг от друга, что поддерживало между ними выгодный дух соперничества. Фатимиды создали также сильный флот – строительство кораблей было налажено в самом Египте.

Государственной религией был объявлен шиизм, хотя Фатимиды, за редким исключением, вели политику веротерпимости, что позволило им укрепить свою власть: большинство населения, особенно в Египте, исповедовало суннитский толк ислама.

ЗАКАТ.

Во II пол. XI века могущество фатимидского гос-ва ослабло. Страна фактически осталась без управления: каждый везир занимался лишь тем, чтобы защитить себя от доносов своих противников. Одни везиры сменяли других: за 12 лет сменилось 35 везиров, некотрые из которых находились у власти всего лишь один день. Многие провинции обезлюдели, доходы гос-ва сокращались, расходы росли – халифы оказались не в состоянии противостоять притязаниям войск и гвардии, которые, пользуясь беспорядочностью в стране, требовали все большего повышения жалования.

К 60-м XI века империя Фатимидов уже фактически не существовала. В Сирии шли постоянные междоусобные войны, Верхний Египет оказался в руках гвардии, набранной из негров, Нижний и Средний подчинились тюркской гвардии. Власть халифа признавалась только в окрестностях его дворца.

Все это отразилось и на внешнем положении империи: Йемен и Мекка снова подчинились Аббасидам, вспыхивали частые восстания в приграничных городах, многие из них захватили соседние гос-ва. Наконец византийцы объявили войну.

 Христиане захватили Сицилию, высадились на африканский берег, захватили несколько городов и угрожали Александрии, 1158 - десант при Тиннисе.

В сер. XI века в Багдаде появляются сельджуки. Они отвоевали у Фатимидов Дамаск и Иерусалим. К к. XI Сирия была разделена между тюркскими правителями, которые непрерывно воевали друг с другом.

С наступлением войск крестоносцев на Сирию, Фатимидам удалось отвоевать у сельджуков Иерусалим. Но они удерживали его не больше года – 1099 – Иерусалим взяли крестоносцы. В течение нескольких лет Фатимиды потеряли все свои сирийские владения – Крестоносцы взяли Аскалон – пограничный пункт Египта.

В кон. XII века в междоусобные войны в Египте вмешался правитель Атабеков – Нур ад-Дин, пославший в Египет большую армию во главе с курдом Ширкухом, который благополучно миновал города крестоносцев и вступил в Египет. Но везир испугался своих союзников и начал вести переговоры с бывшими противниками, даже с крестоносцами. Через неск. месяцев Ширкух вернулся к Нур ад-Дину, боровшемуся с крестоносцами. Ширкух не оставлял мысли о завоевании Египта. Свои проекты он предлагал сначала Нур ад-Дину, а затем и аббасидскому халифу, который собрал ему войска.

Крестоносцы также мечтали о завоевании Египта – самой богатой области тогдашнего Востока, они объединились и решили преградить путь Ширкуху. Но он, пройдя через пустыню, в 1166 вошел в Египет и подошел к Каиру. Фатимидский везир снова обратился к крестоносцам, дав им 200 тыс. динаров и пообещав еще столько же. Но сирийцам удалось разбить крестоносцев, и Ширкух вошел в Каир и стал главным везиром. После его смерти к власти пришел его племянник Юсуф Салах ад-Дин, вновь объединивший страну и превративший Египет в базу дальнейшего наступления на позиции крестоносцев.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 767; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!